забава _

2024

2024
2024

2024
2024

Пояснительная записка
Уникальная, самобытная культура наших предков осознаётся современным
обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений,
приобщения к национальным жизненным истокам. Фольклору отводится всё более
заметное место в выполнении задач нравственного и художественно-эстетического
воспитания,

развития

творческих

способностей

подрастающего

поколения.

Воспитание на фольклорной основе даёт возможность формировать в каждом
ребёнке лучшие человеческие качества, такие как честность, трудолюбие,
настойчивость,

целеустремлённость,

умение

доводить

начатое

до

конца.

Музыкальный фольклор , по словам В.Г.Белинского, «лучше самой истории
свидетельствует о внутреннем быте

народа, может служить меркой его

человечности, зеркалом его духа». Мудрое народное слово, отточенные веками
интонации, органичная традиционная пластика – всё это способствует воспитанию
чувства красоты, помогает заложить основы осознания каждым ребёнком себя как
нужной

частью

общества,

природы.

Формируется

основа

национального

самосознания.
Освоение доступного фольклорного материала формирует представления
ребёнка о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе.
Благодаря естественности звуковой организации народных попевок, у детей
достаточно быстро может быть налажена координация голоса и слуха, что
положительно

скажется

и

на

чистоте

интонирования.

Упражнения

в

выразительном, эмоционально ярком произнесении народно-поэтических текстов
развивает голос, повышает речевую и определяет певческую культуру детей.
Элементы движения, включаемые в исполнение, не только развивают необходимую
координацию движений, но и позволяют точнее передать, следовательно, и освоить
национальную народную характерность самовыражения.
Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает
художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию ребёнка, позволяет
активизировать его самые разнообразные творческие проявления. Мы не должны
забывать о своём культурном прошлом, о нашем языке и музыкальном наследии.

В соответствии с современными задачами, программа основывается на
комплексно-тематическом принципе построения

образовательного

процесса.

Данная рабочая программа осуществляется на основе традиционных подходах
музыкального воспитания, где представлены все виды детской музыкальной
деятельности: восприятие, исполнительская деятельность (пение, движения под
музыку, игра на детских музыкальных инструментах), музыкальное творчество и
музыкально-образовательная деятельность. Репертуар программы подобран из
музыкальных произведений народной музыки и авторской. Непосредственно
образовательная деятельность является основной формой организации обучения.
Задания, которые даются детям, носят игровой, развлекательный характер
обучения.
Фольклорная программа предусматривает использование различных форм
фольклорного материала: русских народных и композиторских песен, игр,
хороводов, пословиц и поговорок, скороговорок и дразнилок, народных сказок,
знакомство с традициями и обычаями русского народа, с народным календарём и
праздниками.
Программа строится с учётом принципа интеграции образовательных
областей в соответствии с возрастными особенностями воспитанников и
спецификой образовательных областей.
Структура построения и освоения детьми программы заключается в
следующем: в течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному.
Через интонирование коротких попевочек, закличек

дети подготавливаются к

исполнению более сложных фольклорных песенок. Как итог, закрепление
пройденного материала – праздник или тематическое развлечение для детей.
Формы подведения итогов:
 Занятия интегрированного типа;
 Развлечения;
 Календарные праздники - развлечения;
 Видео и фотоматериалы.

Цель: развитие творческих способностей детей средствами фольклорного
искусства.
Задачи:
Образовательные:
 Знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным
творчеством, с малыми фольклорными жанрами;
 Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования,
движения;
 Знакомить с традиционными русскими народными праздниками, обрядами.
Учить понимать роль семьи, своё место в семье.
Воспитательные:
 Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей;
 Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к
традициям своего народа, к людям и труду;
 Воспитывать в детях толерантность.
Развивающие:
 Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности
у детей;
 Развивать

активное

восприятие

музыки

посредством

музыкального

фольклора;
 Развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство,
музыкально-слуховые представления;
 Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей;
 Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев,
игр, забав.
Основная форма работы с детьми: тематические занятия и занятия
интегрированного типа.
Методические приемы:
 наглядный, словесный, практический;
 беседы;
 наблюдение за природой;

 исполнение русских народных песен, чтение сказок;
 инсценировки песен и малых фольклорных форм;
 народные игры.
Организация работы кружка:
Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся 2 раза в
неделю с сентября по май. Продолжительность занятия - 30 минут. Количество
детей в группе - 8-12 человек.
Структура занятия
1.

-Приветствие
-Музыкально

-

ритмические

движения

(элементы

народной

хореографии)
2. -Артикуляционная гимнастика
- Распевание (потешки, припевки, дразнилки, заклички)
2.

Основная часть:
-Беседа «Народоведение»
-Пение, инсценировки
- Музицирование (игра на народных инструментах)

3.

- Игра.

Ожидаемые результаты реализации программы у детей:
 Участие

в играх с театральными действиями и более развёрнутыми

диалогами.
 Инсценирование русских народных песен.
 Умение применить речевые фольклорные обороты в быту.
 Слышать и правильно интонировать в пределах октавы. Пение открытым
звуком с чёткой артикуляцией.
 Иметь представления о народных праздниках, их обрядах и традициях
(Осенины, Капустные посиделки, Святки, Масленица, Пасха, вечёрка). Уметь
рассказать о них.

 Использование в повседневной жизни произведения малых форм фольклора
(колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы…).
 Владение приёмами игры на шумовых инструментах, играть в оркестре.
 Знать название инструментов (треугольник, дудочка, свистулька, гармонь,
гусли, трещётка, балалайка) и различать их по звучанию.
Уметь импровизировать в оркестре и сольно.
 Умение сочетать движения рук и ног. Выполнять хороводные движения:
«Улитка», «Ручеёк», два круга в противоположные стороны, «стенка на
стенку», выполнять движения в свободной пляске и в паре.
 Оказывать

помощь

сверстникам

и

взрослым,

проявлять

заботу,

взаимопомощь.
 Проявлять

самостоятельность

и

доброжелательность

в

играх

со

сверстниками.
 Правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.
Необходимые условия реализации программы: Специальное помещение,
технические средства, русские народные музыкальные и шумовые инструменты,
предметы народного быта, народные костюмы, разные виды театра, устный и
музыкальный фольклорный материал, атрибутика, специальная литература.
Музыкальный фольклор - явление синкретичное. В нём неразрывно связаны
музыка, слово и движение. В соединении этих элементов большая сила
педагогического воздействия, позволяющая подойти к проблеме комплексного
освоения различных видов искусств ребёнком.
Учебный план
№
п/п
1.
2.
3
4
5

Наименование раздела

Общее колво часов
11
Народоведение
13
Народная песня
16
Игровой фольклор
Элементы народной хореографии 13
Игра на детских музыкальных 15

Из них теории
1
1
2
2
2

Из
них
практики
10
12
14
11
13

8

60

инструментах
Итого за год

68

Календарный учебный график
Месяц/
неделя
IX
1
2
3
4
X
1
2
3
4
XI
1
2
3
4
XII
1
2
3
4
I

II

III

IV

Старшая и подготовительная к школе группы

1
2
3
1
2
3
4
1
2
3
4

1
2
3
4
V
1
2
3
Итого за год

мониторинг
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
Фольклорный
праздник
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
Посиделки
мониторинг

60мин.
60мин.
60мин.
60 мин.
60мин.
60мин.
60мин.
60 мин.
60 мин.
60мин.
60мин.
60мин.
60мин.
60мин.
60мин.
30мин.
30мин.
60мин.
60мин.
60мин.
60мин.
60мин.
60мин.
60мин.
60мин.
60мин.
60мин.
30мин.
30мин.
60мин.
60мин.
60мин.
60мин.
60мин.
60мин.
60мин.
34час.

Программа фольклорного кружка имеет следующие разделы:
Раздел 1. «Народоведение».
Раздел 2. «Народная песня».
Раздел 3. «Игровой фольклор».
Раздел 4. «Элементы народной хореографии».
Раздел 5. «Игра на детских музыкальных инструментах».
В каждом разделе даны особенности программного содержания согласно
возрасту детей, чтобы удобнее было проследить, как постепенно ребёнок
погружается в мир народной музыки, календарных праздников, как поэтапно
накапливается фольклорный материал.

РАЗДЕЛ I
«Народоведение»
Тема1. «Календарные праздники».
Знакомить детей с народными календарными праздниками. Обычаями и
традициями русского народа.
Тема 2. «Потешки, приговорки, заклички».
Жанровое разнообразие обращение к различным видам природы; о
животных; о материнской любви, ласке; о частях тела. Их использование в
повседневной жизни, раскрытие возможности детского голоса, сила голоса его
звонкость, эмоциональная темпераментность, естественность. Работа над точным
интонированием мелодии с музыкальным сопровождением и без него. Развивать
первоначальные творческие проявления детей в пении, умение самостоятельно
находить ласковые интонации в пении.
Тема 3. «Считалки, дразнилки, скороговорки, частушки».
Цель данного вида фольклора - развитие музыкального слуха, памяти,
певческого дыхания голосового аппарата. Учить придумывать индивидуальные
варианты традиционных фольклорных образов, соответствующих творческим
способностям и исполнительским возможностям детей.
Тема 4. «Русские народные сказки».
Знакомить детей со сказками Г.М.Науменко. Развивать эмоционально волевую сферу ребёнка, увеличивать словарный запас, развивать
детское
воображение и мышление. Повышать речевую активность детей в процессе
пересказывания сказки. Формировать общее представление о реальности.
РАЗДЕЛ II
«Народные песни. Детский музыкальный фольклор»
Песни - самый массовый и популярный жанр фольклора. Народное
стремление к добру и красоте нашли в них глубоко эмоциональное и
высокохудожественное выражение. Благодаря своей задушевности и искренности,
народное песенное творчество оказывает самое непосредственное и глубокое
воздействие и на эмоциональный мир детей. Песни не только развлекают, но и
обогащают новыми впечатлениями. Жанровое разнообразие обращение к
различным видам природы; о материнской любви и ласке; о частях тела. Их
использование способствует раскрытию возможностей детского голоса, силы
голоса, его звонкости, эмоциональной темпераментности, естественности.

Тема 1. «Календарные песни».
Песня - как средство общения человека с природой. Объединение по
тематике и сюжетам (связь со временем года, тема урожая, труда). Учить детей
точно передавать движение мелодии. Следить за чётким и ясным произношением
слов, выполнять логическое ударение в музыкальных фразах.
Тема 2. «Колыбельные песни, пестушки, потешки».
Предназначение данных произведений- постижение народнопопевочного словаря, лежащего в основе разнообразия музыкальных оборотов
мелодии. Упражнять в чистом интонировании мелодий, умении удерживать
интонацию на одном звуке. Добиваться протяжного напевного пения.
Тема 3. «Обрядовые песни».
Особенности поэтического изложения и мелодии. Развитие эмоциональной
отзывчивости на музыку, привитие интереса и любви к ней. Различение
выразительных средств музыки - темп, динамика, регистр. Выявление их роли в
создании музыкального образа. Умение сравнивать произведения различных
жанров. Учить детей высказываться об эмоционально - образном содержании
песни.
РАЗДЕЛ III
«Игровой фольклор»
В основе большинства игр - народные тексты. Они особенно удобны для
распевного выразительного произношения (интонирования). Мелодическое и
ритмическое начало позволяет выполнять движение по содержанию текста в
нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные
навыки: прыжки, пружинный и дробный топающий шаг, галоп, шаг с высоким
подъёмом ног, лёгкий , стремительный бег. Игры дают возможность сделать
процесс воспитания детей интересным, радостным. Самые любимые игры для
детей – те, где нужно ловить друг друга. Ребёнок в таких играх должен показать
быстроту движений, ловкость,, сообразительность. Не менее интересны игры,
требующие от детей быстроты реакции, выдержки. Есть игры, которые требуют
от детей творческой инициативы, фантазии, а заодно и хорошей координации
движений. Тексты игр можно использовать для развития у ребёнка ритма. Его
легко производить в хлопках.
Тема 1. «Кто в игры не играл – тот детства не видал».
Развивать музыкальный слух, музыкальную память. Данная тема подразумевает
развитие
умений
выполнять
игровые
образы;
развитие
творческой
индивидуальности; формирование физических качеств, здоровья; формирование
коммуникативных качеств.

Тема 2. «Движения, театрализованное действо».
Работа над движениями, диалогами к играм. Двигаться в соответствии с
характером музыки, передавать в движении содержание текста песен. Приучать
прислушиваться к логическому заключению музыки. Подводить детей к умению
выразительно передавать игровой образ.
РАЗДЕЛ IV
«Хоровод»
Виды хороводов; хореографический (движение), песенный драматический
(разыгрывание сюжета).
Обработка хореографических движений. Добиваться выразительной
передачи танцевально-игровых движений, их ритмичности в сочетании с пением.
Самостоятельное изменение движений в связи со сменой частей хоровода.
РАЗДЕЛ V
«Игра на детских музыкальных инструментах»
Тема 1. «Знакомство с народными инструментами».
Классификация народных инструментов. Учить детей владению
элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различным
способом звукоизвлечения. Учить определять тембр музыкальных инструментов.
Знакомство с элементами нотной грамоты. Игра на музыкальных инструментах
по одному и группами, подчеркивая ритмическое и тембровое разнообразие
музыки.
Тема 2. «Ансамблевая игра».
Развивать музыкальность детей, подстраиваться к игре своих товарищей,
соблюдая ритмический рисунок музыкального произведения. Самостоятельно
начинать и заканчивать игру на детских музыкальных инструментах, в
соответствии с частями произведения, его вариациями.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СЕНТЯБРЬ
Занятие 1.
1. Русский поклон. Хоровод «Завивание капустки».
2. Беседа о календарных песнях. Круглый год. Сказка «Старик – годовик».
3. Разучивание заклички «Осень, осень в гости просим».
4. Пестушка «Мы капусту рубим».
5. Игра на детских музыкальных инструментах (ложки).
Занятие 2.
1. Русский поклон. «В колокольчик»- приветствие.
2. Народные шаги по кругу, полочка. Хоровод «Курочки».
3. Распевание. Закличка «Осень, осень, в гости просим».
4. Разучивание слов к хороводу «Как пошли наши подружки».
5. Игра «Капуста». Пестушка «Мы капусту рубим».
Занятие 3.
1. Русский поклон. «В колокольчик»- приветствие.
2. Народные шаги по кругу. Работа над движением рук.
Хоровод «Курочки».
3. «Клубок»- распевка. Беседа о свадебных, обрядовых песнях.
Знакомство со звеньями свадебной игры.
3. Игра «Колечко», игра «Ходит царь».
4. «Вьюшки» (ложки).
Занятие 4.
1. Русский поклон. «В колокольчик»- приветствие.
2. Народные шаги по кругу. Работа над движением рук.
Хоровод «Курочки».
3. Беседа о ярмарке. «Клубок»- распевка. Песня «Давай с тобой, миленький,
домик наживать».
4. «Вьюшки» (ложки).
Занятие 5.
1. Русский поклон. «В колокольчик»- приветствие.
2. Народные шаги по кругу. Работа над движением рук.
Игра- хоровод «Иду, машу» с платочком.
3. Дразнилка «Яшка». Песня «Давай с тобой, миленький, домик наживать».
4. Игра «Лиса».
Занятие 6.
1. Русский поклон. «В колокольчик»- приветствие.
2. Народные шаги по кругу, полочка. Хоровод «Курочки».
3. Беседа «Семён – летопроводец». Дразнилка «Яшка». Песня «Давай с тобой,

миленький, домик наживать».
4. «Вьюшки» (ложки).
5. Игра «Лиса», игра «Баня», игра «Куча мала».
Занятие7.
1. Русский поклон. «В колокольчик»- приветствие.
2. Народные шаги по кругу. Работа над движением рук.
Хоровод «Курочки».
3.«Клубок»- распевка. Беседа о шуточном обряде «Похороны мух»,
Песня «Комара муха любила».
4.«Вьюшки» (клавесы).
5. Игра «Куча мала».
Занятие 8.
1.«В колокольчик»- приветствие.
2. Народные шаги по кругу, полочка. Хоровод «Курочки».
3. Распевка «Куры». Песня «Давай с тобой, миленький, домик наживать».
4. Игры по желанию детей.
ОКТЯБРЬ
Занятие 1.
1. Русский поклон. «В колокольчик»- приветствие.
2. Разучивание частушек.
3. Хоровод «Как пошли наши подружки».
4. Игра «Горшки»
Занятие 2.
1. «В колокольчик»- приветствие.
2. Народные шаги по кругу. Хоровод «Как пошли наши подружки».
3. Распевка «Куры». Исполнение частушек.
4. Игра на детских музыкальных инструментах.
5. Игра «Горшки».
Занятие 3.
Развлечение «Капустные посиделки».
Занятие 4.
1. Русский поклон. «В колокольчик»- приветствие.
2. Народные шаги по кругу.
3. Дразнилка «Яшка» индивидуальное пение. Песни по желанию детей.
4. Беседа. Загадки о временах года.
5. Игры по желанию детей.
Занятие 5.
1. Русский поклон. «В колокольчик»- приветствие.

2. Народные шаги по кругу. Танец с ложками.
3. «Вьюшки» (ложки). Песня «Давай с тобой, миленький, домик наживать».
4. Игра «Баня». Игра «Куча мала».
Занятие 6.
1. Русский поклон. Шаги по кругу. Хоровод «Иду, машу».
2. Распевание «Клубок». Песня «Давай с тобой, миленький, домик наживать».
3. Игра «Дедушка Сысой».
Занятие 7.
1. «В колокольчик»- приветствие. Хоровод по желанию детей.
2. Распевание «Клубок». Песня «Комара муха любила»
3. Беседа. Сказка «Два мужика».
4. Игра «Дедушка Сысой».
Занятие 8.
1. Русский поклон. «В колокольчик»- приветствие.
2. Народные шаги по кругу. Танец с ложками.
3. Беседа. Народная одежда.
4. Дразнилка «Яшка». Песня «Я селезня любила».
5. Игра «Ремешок».
НОЯБРЬ
Занятие 1.
1. Русский поклон. «В колокольчик»- приветствие.
2. Народные шаги по кругу, полочка. Хоровод «Курочки».
3. Распевание «Клубок» индивидуальное пение. Песня «Я селезня любила».
4. Игра «Ходит царь».

Занятие 2.
1. Русский поклон. «В колокольчик»- приветствие.
2. Беседа о колыбельных песнях. Распевка «Клубок». Колыбельная «Гули».
3. Игра «Вьюшки» (клавесы).
4. Игра «Ремешок».
Занятие 3.
1. Русский поклон. Танцевальные шаги по кругу. Танец с ложками.
2. Распевка «Клубок» индивидуальное пение. Колыбельная «Гули».
3. Игра «Баня».
4. Игра «Лиса».
Занятие 4.
1. «В колокольчик» приветствие.
2. Беседа. Детские шумовые музыкальные инструменты.

Игра на детских музыкальных инструментах «В деревеньке».
3. Частушки.
4. Игра «Дедушка Сысой».
Занятие 5.
1. «В колокольчик» приветствие, индивидуальное исполнение.
2. Игра на детских музыкальных инструментах «В деревеньке».
3. Распевка «Куры». Песня «Я селезня любила».
4. Игра «Ремешок».
Занятие 6.
1. Русский поклон. Танцевальные шаги по кругу. Хоровод «Курочки».
2. Беседа. Сказка «Лапоть». Распевка «Яшка». Песня «Дуня тонкопряха».
3. Игра «Клубок».
Занятие 7.
1. «В колокольчик» приветствие.
2. Распевка «Куры» с разным эмоциональным посылом. Песня «Дуня
тонкопряха».
3. Игра «Клубок».
Занятие 8.
1. Русский поклон. «В колокольчик»- приветствие.
2. Народные шаги по кругу. Танец с ложками.
3. Игра «Вьюшки» (ложки).
4. Песня «Дуня тонкопряха», песня «Я селезня любила».
5. Игра «Куча мала».
ДЕКАБРЬ
Занятие 1.
1. Русский поклон. Танцевальные шаги по кругу.
Хоровод «Как пошли наши подружки».
2. Беседа о празднике «Святки.
3. Разучивание Рождественских колядок.
4. Разучивание слов к хороводу «Ой ты, зимушка - зима».
5. Повторение знакомых песен.
6. Игра «Пирог».
Занятие 2.
1. «В колокольчик» приветствие.
2. Пение. Рождественские колядки.
3. Игра на детских музыкальных инструментах.
4. Игра «Колечко».
Занятие 3.
1. Русский поклон. Танцевальные шаги по кругу.
2. Разучивание прибаутки «Зайка белый». Рождественские колядки.

3. Игра на детских музыкальных инструментах.
4. Игра «Метель».
Занятие 4.
1. Русский поклон. Танцевальные шаги по кругу.
Хоровод «Ой ты, зимушка - зима».
2. Повторение Рождественских колядок. Прибаутка «Заинька белый».
3. Игра «Метель».
Занятие 5.
1. «В колокольчик» приветствие.
2. Хоровод «Ой ты, зимушка- зима».
3. Распевки по желанию детей. Песни по желанию детей.
4. Игра «Лиса». Игра «Метель».
Занятие 6.
1. Русский поклон. Танцевальные шаги по кругу.
Хоровод «Ой ты, зимушка- зима».
2. Прибаутка «Заинька белый». «Вьюшки» (ложки) индивидуальное исполнение.
Песня «Дуня тонкопряха».
3. Игра «Клубок». Игра «Ходит царь».
Занятие 7.
1. «В колокольчик» приветствие.
2. Хоровод «Ой ты, зимушка- зима».
3. «В деревеньке» со сменой инструментов.
4. Рождественские колядки.
5. Игра «Метель».
Занятие 8.
1. Русский поклон. Танец с ложками.
2. Игра в парах «Баня». Колыбельная «Гули». Песня «Давай с тобой миленький
домик наживать».
3. Игры по желанию детей.
ЯНВАРЬ
Занятие 1.
Развлечение «Зимние Святки».
Занятие 2.
1. Русский поклон. Танцевальные движения по кругу.
Хоровод «Ой ты, зимушка - зима».
2. Беседа. Сказка «два мороза».
3. Закличка «Мороз». Исполнение песни по желанию детей.
4. Игра «Метель».
Занятие 3.

1.
2.
3.
4.

Русский поклон. Танцевальные движения по кругу. Танец с ложками.
Беседа Сказка «Золотой перстенёк».
Закличка «Мороз».
Игра «Золото хороню».

Занятие 4.
1. «В колокольчик» приветствие.
2. «Вьюшки» (клавесы).
3. Закличка «Мороз». Песня «Давай с тобой миленький домик наживать».
4. «В деревеньке».
Занятие 5.
1. «В колокольчик» приветствие. «Клубок» индивидуальное исполнение.
2. Беседа. Сказка «Масленица». Распевка «Костёр».
3. Игра «Горячая сковородка». Силомер.
Занятие 6.
1. «В колокольчик» индивидуальное пение. Закличка «Мороз».
«Костёр» с движениями в кругу. Танец с ложками.
2. Песня «Блины».
3. «Вьюшки» (ложки) с передачей по кругу.
4. Игра «Горячая сковородка».

ФЕВРАЛЬ
Занятие 1.
1.
2.
3.
4.
5.

«В колокольчик» распевка. «Костёр».
Песня «Блины».
Беседа. Сказка «Как Весна Зиму поборола».
«В деревеньке» игра на детских музыкальных инструментах.
Игра «Горячая сковородка».

Занятие 2.
Развлечение «Масленичные забавы».
Занятие 3.
1. Русский поклон. Танцевальные шаги по кругу. Хоровод «Курочки».
2. Беседа. Сказка «Солнце и блины».
3. Распевка «Куры». Песня «Блины»
4. Игра «Горячее яичко» по кругу. Игра «Гори ясно». Игра «Горячая
сковородка».
Занятие 4.

1. «В колокольчик» приветствие. «Горячее яичко» индивидуальное
исполнение.
2. «Вьюшки» (клавесы). «Вдеревеньке» игра на детских музыкальных
инструментах.
3. Песня «Блины».
4. Масленичные игры по желанию детей.
Занятие 5.
1. «В колокольчик» индивидуальное пение. Заклчка «Мороз». «Костёр» .
2. Танец с ложками. «Вьюшки» импровизация с ритмом по очереди.
3. Игра «Метель»
Занятие 6.
1. Русский поклон. Танцевальные шаги по кругу, работа над движениями рук.
2. Игра «Метелица».
3. «Горячее яичко» передать по кругу.
4. Беседа. Заклички о весне.
5. «Костёр». Игра «Гори , гори ясно»
Занятие 7.
1. Русский поклон. Танцевальные шаги по кругу, работа над движениями рук.
2. Игра «Метелица».
3. «Клубок» распевание. Весенние заклички.
4. Игра «Ремешок». Игра «Как у дяди Трифона».
Занятие 8.
1. Русский поклон. Танец с ложками.
2. «Клубок». Песня «Дуня тонкопряха».
3. Игры по желанию детей.
МАРТ
Занятие 1.
1. «В колокольчик», «Костёр». Песня «Блины»
2. «В деревеньке» игра на детских музыкальных инструментах.
3. Игра «Сковородка».
Занятие 2.
Развлечение Масленица.
Занятие 3.
1. Русский поклон. Танцевальные шаги по кругу, работа над движениями рук.
Хоровод «Курочки».
2. Беседа. Сказка «Солнце и блины».
3. Песня « Блины».Разучивание слов к хороводу «Идёт Матушка Весна».
4. Игра «Гори, гори ясно», игра « Горячая сковородка».

Занятие 4.
1. Русский поклон. Танцевальные шаги по кругу, работа над движениями рук.
Хоровод «Курочки».
2. Закличка «Жаворонок». Беседа о приходе весны и о быте и труде
крестьян.
3. Хоровод «Идет Матушка Весна».
4. Игра «Горячее яичко», «Костёр».
Занятие 5.
1. «В колокольчик» приветствие. «Костёр».Закличка «Жаворонок».
2. Хоровод «Идёт Матушка Весна».
3. «В деревеньке» игра на детских музыкальных инструментах.
4. Беседа. Народная игрушка матрёшка.
5. Ритмическая игра «Потанцуй матрёшечка моя»
Занятие 6.
1. «В колокольчик» приветствие, индивидуальное пение. Прибаутки
«Барашеньки- крутороженьки»,«Ворон».
2. Разучивание потешки «Федул и Прошка» с игрой на инструментах.
3. Песня «Как у наших у ворот»
4. Считалка «На золотом крыльце сидели».
5. Игра «Золотые ворота»
Занятие 7.
1. «В колокольчик» приветствие. Прибаутка «Барашеньки- крутороженьки».
2. Ритмическая игра «Тук- так» (клавесы).
3. Песня «Как у бабушки козёл»
4. Игра «Золотые ворота»
Занятие 8.
1. «В колокольчик», «Костёр».
2. Хоровод «Во саду ли, в огороде».
3. Беседа. Сретенье.
4. Песня «Как у бабушки козёл».
5. Игра «Горошек».
АПРЕЛЬ
Занятие 1.
1. «В колокольчик». Речевая игра с яичками «Я играю».
«Горячее яичко» передаём по кругу.
2. Ритмическая игра «Тук- так» (клавесы).
3. Закличка «Жаворонок». Прибаутка «Ворон».
4. Игра с яичками «Как звучу».
5. Хоровод «Идёт Матушка - Весна».

Занятие 2.
1. Русский поклон. Танцевальные шаги по кругу. Хоровод «Курочки».
2. Закличка «Жаворонок». «Куры».
3. Беседа. Сказка «Егорий Храбрый».
4. Игра «Ручеёк». Игра по желанию детей.
Занятие 3.
1. Русский поклон. Хоровод «Во саду ли, в огороде».
2. Прибаутки «Барашеньки- крутороженьки»,«Ворон».
3. Потешка «Федул и Прошка» с игрой на инструментах.
4. Песня «Как у наших у ворот».
5. Игра «Дударь».
Занятие 4.
1. Русский поклон. Танцевальные шаги по кругу. Хороводная игра «Иду, машу».
2. «Горячее яико».
3. Песня «Гуси, вы гуси»
4. Игра «Ручеёк».
Занятие 5.
1. «В колокольчик», «Костёр».
2. Хоровод «Во саду ли, в огороде».
3. Беседа. Сказка «Два мужика».
4. Закличка «Дождик».
5. Игра «Тук- так». «В деревеньке»
6. Игра «ручеёк».
Занятие 6.
1. «В колокольчик» приветствие, индивидуальное пение. Прибаутки
«Барашеньки- крутороженьки»,«Ворон».
2. Игра «Вьюшки» (клавесы). Игра «Козёл».
3. Песня «Гуси, вы гуси»
4. Хоровод «Во саду ли, в огороде».
5. Игра по желанию детей.
Занятие 7.
1. «В колокольчик» приветствие.
2. Беседа. Сказка «Мужик и дождь».
3. Закличка «Дождик». Песня «Гуси, вы гуси».
4. Игра «Горошек». Игра «Репей».
5. «В деревеньке»
Занятие 8.
1. «В колокольчик» приветствие. «Костёр».
2. «Вьюшки» индивидуальная импровизация.
3. Песня «Как у наших у ворот».

4. Игра «Золотые Ворота». Игра «Козёл" с ускорением.
МАЙ
Занятие 1.
1. Русский поклон. Танец «Утушка - луговая».
2. Закличка «Дождик».
3. Игра на детских музыкальных инструментах. Потешка «Федул и Прошка».
4. Игра с яичками «Как звучит».Игра «Я играю высоко».
5. Игра «Ручеёк».
Занятие 2.
1. Русский поклон. Танец «Утушка - луговая».
2. Беседа о празднике Пасхи. Знакомство с обрядами, играми.
3. Разучивание пасхальных приговорок.
4. Повторение знакомых песен.
5. Игра «Горка» с яичками.
Занятие 3.
1. Русский поклон. Танец «Утушка - луговая».
2. «Костёр». «Козёл» с ускорением. «В деревеньке».
3. Пасхальные игры с яйцами.
Занятие 4.
1. Русский поклон. Танцевальные шаги по кругу. Работа над движениями рук.
Хоровод «Курочки».
2. Распевание «Куры». Песня «гуси, вы гуси».
3. Игра «Горошек». Игра «Репей».
Занятие 4.
1. Русский поклон. Танцевальные шаги по кругу. Хороводная игра «Иду, машу».
2. «Вьюшки».
3. Исполнение песни по желанию детей.
4. Игра «Куча мала».
Занятие 5.
1. Русский поклон. «В колокольчик»- приветствие.
2. Народные шаги по кругу. Танец с ложками.
3. Игра «Вьюшки» (ложки).
4. Песня «Давай с тобой миленький домик наживать».
5. Игра «Ходит царь».
Занятие 6.
1. Русский поклон. Танец с ложками.
2. «Клубок». Песня «Дуня тонкопряха».
3. Игра «Ручеёк». Игра «Горошек».
Занятие 7.

1.
2.
3.
4.

«В колокольчик» приветствие. Прибаутка «Барашеньки- крутороженьки».
Ритмическая игра «Тук- так» (клавесы).
Песня «Как у бабушки козёл».
Игра по желанию детей.

Занятие 8.
Итоговое занятие. Развлечение «Посиделки».
Диагностика уровня развития детей.
Диагностика проводится в форме индивидуальных и фронтальных исследований
при выполнении детьми специально разработанных заданий.
Уровни владения детьми народным музыкальным фольклором.
1. Наличие элементарных знаний о народных традициях
2. Знание народных инструментов
3. Владение основами малого фольклора (потешки, считалки, поговорки,
дразнилки)
4. Багаж народных игр
5. Формирование певческих навыков
6. Эмоциональная отзывчивость при восприятии произведений фольклора
7. Художественно творческое развитие
Методика выявления уровня владения детьми народным музыкальным
фольклором.
Определение уровня владения детьми музыкальным фольклором
осуществляется в непринуждённой беседе с ребенком. Используются игровые
приёмы и многочисленные наглядные предметные пособия, детские
музыкальные инструменты.
В предлагаемой ниже таблице представлены материалы, раскрывающие
уровневую оценку каждой из семи показателей владения детьми народным
музыкальным фольклором.
Показатели
Эмоциональная
отзывчивость при

Уровни
У ребёнка отмечается яркое
эмоционально оценочное
отношение к музыкальному

Баллы
4 балла

восприятии русского фольклору, умение самостоятельно
народного фольклора охарактеризовать музыку, применяя
художественно образное описание
У ребёнка имеется эмоционально
оценочное отношение к
музыкальному фольклору: он
3 балла
обладает умением охарактеризовать
музыку, но после словесной помощи
взрослого.

Наличие
элементарных
знаний о народных
традициях

Формирование
певческих навыков

У ребёнка имеется эмоциональное
отношение к музыкальному
фольклору, может охарактеризовать
музыку после словесной помощи
2 балла
взрослого с опорой на
немузыкальные компоненты
(используется зрительная
наглядность или моторные
действия)/
Ребёнок отлично отвечает на вопрос
муз. рук. о народном празднике (по
желанию ребёнка) а также ребёнок
4 балла
без помощи взрослого сам
рассказывает о празднике и
традиции выбранных им самим
народном празднике
Ребёнок хорошо отвечает на вопрос,
но после словесной помощи
3 балла
взрослого (задачи аналогичные)
Ребёнок различает праздники и
традиции с опорой на
немузыкальные компоненты
( используется зрительная
наглядность)
Ребёнок самостоятельно быстро и
правильно воспроизводит
незнакомую мелодию ( по
усмотрению муз. рук)
Ребёнок правильно воспроизводит
песню или мелодию после оказания
ему моторной помощи

2 балла

4 балла

2 балла

Багаж народных игр

Владение основами
малого фольклора
(потешки, считалки,
поговорки)

Знание русских
народных
инструментов

Художественнотворческое развитие

Ребёнок отлично знает несколько
народных игр, называет их без
помощи взрослого (3-4 игры)
Ребёнок правильно отвечает на
вопрос взрослого после словесноё
помощи взрослого (2-3 игры)
Ребёнок правильно отвечает на
вопрос взрослого после оказания
ему моторной помощи (Показ
действий к игре или название игры)
(1-2 игры)
Знание перечисленных жанров
малого фольклора
( 5-6)
Знание перечисленных жанров
малого фольклора
( 4-5
Знание перечисленных жанров
малого фольклора
( 3-4)
Ребёнок отлично различает
тембровые свойства музыкального
звучания русских народных
инструментов ( по усм. муз. рук).
Ребёнок хорошо различает
тембровые отношения русских
музыкальных инструментов после
словесной помощи
характеризующей звучание
инструментов
Ребёнок различает тембровые
свойства музыкальных
инструментов после оказания ему
моторной помощи
( предлагается поиграть ребёнку на
инструменте и даётся
характеристика особенности
звучания)
Ребёнок свободно сочиняет или
исполняет оригинальную песню или
танец
(«свою» песню или танец)
Ребёнок сочиняет и исполняет
песню или танец после словесной

4 балла
3 балла

2 балла

4 балла

3 балла
2 балла
4 балла

3 балла

2 балла

4 балла

3 балла

помощи взрослого (элементарная
словесная помощь)
Ребёнок сочиняет и исполняет
песню или танец после оказания
моторной помощи ( предлагается
образец исполненный взрослым,
который исполняется вместе с муз.
рук.)

2 балла

Примерные нормы оценки уровня владения детьми русским музыкальным
фольклором (в баллах)
Уровни
высокий
средний
низкий

Итоговые показатели (в баллах)
3,5-4 балла
2,4-3,4
1,3-2,3

Описательная характеристика уровней владения русским народным
фольклором ребёнка дошкольного возраста
Высокий уровень владения народным музыкальным фольклором
3, 4-4 балла.
Ребёнок обладает устойчивым интересом к музыкальной деятельности,
ярким эмоционально-оценочным отношением к музыкальным образам,
выраженным в музыкальном произведении, умением охарактеризовывать
музыку, применяя художественно-образное описание, самостоятельно даёт
жанровую

характеристику

музыкальных

произведений,

отличается

творческим отношением к различным видам музыкальной деятельности и
прекрасной музыкальной памятью.
Средний уровень владения народным музыкальным фольклором
2,4-3, 4 балла
У ребёнка отмечается положительный интерес к музыке. Он обладает
эмоционально-оценочным отношением к музыке и умением охарактеризовать
её. С помощью элементарных наводящих вопросов взрослого правильно даёт
жанровую характеристику музыкальных произведений и рассказывает об
общем характере музыки. Отличается хорошей музыкальной памятью.

Низкий уровень владения народным музыкальным фольклором,
1,3-2, 3 балла
У ребёнка отмечается интерес к музыке. Он обладает эмоциональнооценочным отношением к музыке и умением охарактеризовать её.
Определить жанр при условии оказания ему словесной помощи с опорой на
зрительную наглядность или моторную помощи.
Материально-техническое оснащение:
Музыкальный зал – 1 (площадь 62м2)
технические

средства

(музыкальный

центр,

бумбокс,

ноутбук,

мультимедийное оборудование)
русские народные музыкальные и шумовые инструменты – на каждого
ребенка
предметы народного быта – мини-музеи утвари, текстиля, одежды и обуви)
народные костюмы – стилизованные на каждого ребенка
разные виды театра – перчаточный, ростовые куклы, варежковый для ширмы
музыкальный фольклорный материал – на флешкарте
атрибутика для фольклорных праздников.
Список использованной литературы
1. Каргин А. С. Музыкально-певческий фольклор. М.: Государственный
республиканский центр русского фольклора, 2012.
2. Науменко Г. М. Фольклорная азбука. М.: Academ A, 1996.
3. Науменко Г.М. Русские народные детские песни и сказки с напевами. М.:
Центрполиграф, 2001. – 414с.
4. М.Ю.Картушина. Русские народные праздники в детском саду. М.:
Творческий центр Сфера. 2006.
5.Песенки, забавы, игровая гимнастика для малышей.

Часть 1.Кафедра

истории педагогики. Народные традиции воспитания детей. Спб., 2008.

6. Овсянникова Н.А. Как во нашем дому. Учебно-методическое пособие.
Вып.2-М.: АртПресс, 2011.
7. Народная детская поэзия (прибаутки, небылицы, считалки, детские игры).
Сборник текстов русского детского

народного творчества и мето-

дических рекомендаций к ним в помощь учителю начальных классов/Автор-составитель М.Ю. Новицкая — М.: АРКТИ, 1999.
8.

Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры. - С.-Петербург, 1998.

9. Мельникова.Л.И., Зимина. А.Н. Детский музыкальный фольклор в
дошкольных образовательных учреждениях.
10. Байтуганов.В.И. Методика работы с детским фольклорным коллективом в
пространстве традиционной культуры. Новосибирск, 2011.


Наверх

Добро пожаловать на сайт!

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».