Актуальность:
Программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания
программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает
необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств,
способных решать современные задачи творческого восприятия и развития
личности в целом. В системе эстетического творческого особая роль
принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать
красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств,
развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой
активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство
взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к
творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов
рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в
рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.
Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои
знания и умения в различных ситуациях.
Практическая значимость программы: Нетрадиционный подход к
выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта,
подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.
Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов,
ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая
деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать,
искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества,
это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности,
инициативы, выражения индивидуальности
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока
неизвестных. Творчество для детей — это отражение душевной работы.
Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс —
это настоящее чудо. «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного
пути, есть только свой собственный путь».
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по
этой программе:
Развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских
страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к
творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными
художественными, природными и бросовыми материалами. Развивает
мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и
полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через
использование различных изо техник.
Цель программы:
Изучить процесс развития творческих способностей детей средствами
нетрадиционных техник рисования
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности
на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник
рисования.
Совершенствовать технические умения и навыки рисования
Опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию
инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических
переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка,
через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
Задачи программы:
1. Развивающие:
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к
художественной деятельности;
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность,
пространственное воображение;
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих
работ;
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные
чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
2. Образовательные:
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного
творчества.
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности,
многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними,
закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту
их возможного применения.
3. Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным
трудом.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию.
В работе используются следующие методы обучения:
1. Наглядный (показ образцов, схем, демонстрация наглядного пособия).
2. Словесный (беседы, рассказ, объяснение).
3. Практические упражнения.
4.Стимулирующий
поощрение).
метод
(похвала,
одобрение,
благодарность,
Нетрадиционные техники рисования:
I. Рисование ладошкой
Способ рисования: На ладонь ребенка наносится специальная краска.
Затем ребенок учится технике печатания ладошкой и дополняет свое
изображение деталями.
Задачи:
- обучение новым
экспериментировать;
приемам
рисования
и
развития
умения
- органично чувствовать изобразительный материал, его свойства вязкость, бархатистость, яркость красочного слоя;
- осознавать чувство ритма, как изобразительно-выразительное средство;
- развитие мелкой моторики рук.
II. Рисование пальчиками
Способ рисования: Ребенок окунает пальчики в краску и учится рисовать,
распределяя отпечатки по всему листу. Это могут быть короткие линии,
точки или предметы.
Задачи:
- учить рисованию пальчиками, распределяя отпечатки по всему листу;
- учить рисовать пальцами короткие линии, точки и предметы;
- развитие мелкой моторики рук.
III. Оттиск поролоном или скомканной бумагой
Способ рисования: Поролоновый тампон (или скомканная бумага)
окунается в краску. Дети учатся проводить поролоном короткие прямые
линии, рисовать различные формы, учатся ставить отпечатки поролоном или
скомканной бумагой на силуэте предмета.
Задачи:
- развивать чувство фактурности, объемности при рисовании животных,
птиц, деревьев;
- развивать творческие способности;
- формировать чувство ритма.
IV. Рисование методом тычка (сухой кистью, ватной палочкой)
Способ рисования: На сухую кисть или ватную палочку наносится краска.
Методом «тычка» дети рисуют различные формы, силуэты и целые
композиции.
Задачи:
- познакомить и закрепить технику рисования «тычком»;
- развитие творческого воображения детей при рисовании узоров, цветов,
снега;
- развитие творческих способностей;
- формировать чувство ритма и композиции при украшении обоев,
одежды и различных росписей (дымковская, хохломская роспись, или
изобразить произвольный силуэт предмета, состоящего из одинаковых
элементов.
V. Распыление краски на лист бумаги
Способ рисования: На ворс щётки или кисти для клея нанести краску,
направлять её на лист бумаги (на расстоянии 10 см.) и резкими движениями
пальца свободной руки о ворс (от листа бумаги к себе) распылять краску.
Сложность техники: Из-за слабой моторики рук дети быстро утомляются,
необходима разминочная пауза до начала занятия и, по необходимости, во
время работы.
VI. Точечный рисунок
Способ рисования: Для реализации можно взять фломастер, карандаш,
поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать.
Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Спичка,
очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты (или
ватная палочка) и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения
точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.
VII. Пластилинография
Способ рисования: рисовании пластилином на картоне. Фон и персонажи
изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при
этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными.
VIII. Рваная аппликация.
Способ рисования:
Этот метод лучше всего подойдет для передачи деталей, фактуры образов
(пушистый цыпленочек, кудрявое облачко). Разорвем бумагу на куски и
составим изображение. Деткам от пяти лет можно усложнить технику: не
только дать рвать бумагу, а выщипывать контурное изображение (фигурки).
Режим занятий:
Младшая группа – количество занятий в неделю 2, в месяц 8, в год 68.
Длительность занятия 15-20 минут.
Форма организационного
подходом.
процесса:
Художественно эстетическое
способом.
групповая
развитие:
с
индивидуальным
рисование
нетрадиционным
Социально — коммуникативное развитие — это процесс, позволяющий
ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого
общества, и осуществляется широким набором универсальных средств,
содержание которых специфично для определенного общества, социального
слоя и возраста.
Реализация плана – 1 год.
Предполагаемые навыки и умения детей к концу года
Традиционные методы:
Интересуются рисованием
Рисуют гуашью, фломастерами, цветными карандашами
Знают и называют основные цвета, правильно подбирают их
Ритмично наносят штрихи, пятна
Рисуют линиями и мазками простые предметы, рисуют предметы,
состоящие из сочетания линий (елочка, забор)
Рисование гуашью, фломастерами и цветными карандашами, кистью на
бумаге
Изображают предметы
Составляют узоры на полоске, квадрате, круге.
Нетрадиционные методы:
Имеют стойкий интерес к изодеятельности
Знают и называют материалы, которыми можно рисовать. Умеют ими
пользоваться (гуашь, фломастеры, маркеры, цветные карандаши, восковые
мелки, свечи, акварель)
Знают основные цвета и их оттенки, широко их используют
Украшают изделие различными способами
Создают изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной,
треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей
Знакомы и используют нетрадиционные техники рисования (пальчиками,
ладошкой, поролоновым тампоном, печатками, по мокрому, монотипия,
рисование на бумаге различной фактуры, размера и цвет)
Создают простейшую композицию из нескольких предметов
Составляют узоры на полоске, квадрате, круге, чередуя по форме,
величине. Украшают изделие, используя различные цветовые оттенки.
К концу года ребенок умеет:
-Имеет сформированный интерес к рисованию разными материалами и
способами;
-знает и называет цвета и умеет правильно подбирать их;
-передает различие предметов по величине;
-ритмично наносит штрихи, пятна;
-рисует линиями и мазками простые предметы (дорога, падающие листья);
-рисует предметы, состоящие из сочетания линий (ёлочка, забор);
-создает изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной и
треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей
(светофор, флаг, колобок);
-знаком с нетрадиционной техникой рисования: пальчиками, ладошкой,
поролоновым тампоном, печатками;
-украшает изделие, используя фломастеры, карандаши.
Тематический план НОД с детьми 3-4 лет
.
Сентябрь
1.«Здравствуй, детский сад!» (Гномики из Фиолетового леса)
Задачи: Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками
рисования.
2.«Помидор и огурец»
Задачи: Знакомить с нетрадиционной техникой рисования оттиском.
Показать приём печатания овощей. Развивать интерес и положительное
отношение к рисованию.
3.«Морковки для зайки»
Задачи: Продолжать знакомить с техникой рисования мелками. Развивать
интерес и положительное отношение к рисованию.
4.«Арбуз»
Задачи: Знакомство с акварелью. Показать приём получения коротких
линий из точек.
5.«Мой любимый дождик»
Задачи: Продолжать знакомство с пальчиковой техникой рисования.
Показать приём получения коротких линий из точек (мелкий дождик
капельками и сильный, как ливень).
6. «Осенние листочки»
Знакомство с техникой рисования отпечатками листьев. Показать приём
получения цветных листочков прикладывая разные формы осенних листьев .
7. «Репка»
Задачи: продолжать учить штриховать восковыми мелками, не выходя за
контур изображения.
8.«Нарядный грибок»
Задачи: Упражнять в ровном закрашивании шляпки гриба краской; учить
наносить ритмично и равномерно наносить точки на всю поверхность
шляпки.
Октябрь
1 «Чудесные ладошки»
Развитие креативных способностей у детей дошкольного возраста,
посредством
изобразительных
игровых
упражнений
на
основе
опрессовывания ладони руки. (Ладонь выступает как основа, как заданная
форма).
2 «Веселый мухомор»
Развитие творческих способностей у детей.
Формировать интерес к работе и умение предварительно выкладывать на
листе бумаги готовые детали.
Формировать умение различать съедобные и несъедобные грибы.
3 «Золотые листочки»
Закреплять умение рисовать пальцами, используя разные цвета, наносить
пальцами ритмичные мазки под словесное сопровождение.
Показать детям многообразие красот – золотой осени
4 «Подарки для белочки»
Развитие навыков коллективной творческой деятельности в ходе создания
украшения в нетрадиционной художественной технике «Пластилинграфия».
5 «Ветка рябины»
Познакомить с новой нетрадиционной техникой. Учить изображать на
ветке ягоды. Упражнять в комбинировании различных техник; развивать
чувство композиции и цвета. Закрепить знания и представления о цвете
(красный, зеленый, форме (круглый, величине (маленький, количестве
(много).
6 «Осенний деревьев» Рисование оттиском
Научить детей рисовать осеннее дерево с помощью печатания листочком
(нетрадиционная техника рисования, вносить в рисунок дополнения (листва
разного цвета, трава и т. д., обогащающие его содержание.
7 «Мой огород»
Учить рисовать овощи с помощью поролонового
тампона, гуаши и кисти.
Развивать речь, аккуратность в работе, образное мышление. Закрепить
названия некоторых овощей, учить выделять их характерные свойства: цвет.
8 «Мой любимый дождик»
Развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие. Учить рисовать
из тучек дождик, передавая его характер (мелкий, капельками); использовать
точку как средство выразительности; правильно располагать элементы
рисунка на листе
Ноябрь
1 «Грибочки в корзине» Пластилинграфия
Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой
рисования паластилином.
2 «Ежик» Рисование тычками
Формировать умение рисовать способом тычка. Закреплять умение детей
рисовать кисточкой разными способами. Закреплять знания о диких
животных.
3 «Птички клюют ягоды» Аппликация
Развивать словарный запас детей: кисть рябины, голодно, рябиновая
ветка.
Воспитывать эстетически нравственные отношения к птицам и растениям
через изображение их образов в нетрадиционной технике.
4 «Свитер для моих друзей» Рисование
Знакомить с техникой рисования пальчиками; развивать инициативу,
закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор.
5 «Встреча с колобком» Аппликация с рваной бумагой
Развивать эстетические чувства передачей художественного сказочного
образа в аппликационной технике; учить обрывать бумагу разной жёсткости.
6 «Солнышко» Рисование ладошками
Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям
нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие
и зрительно-двигательную координацию.
7 «Волшебное осеннее дерево»
Знакомство детей с новой техникой рисования (кляксография)
8 «Помоги маме–курочке найти цыплят» Рисование тычками
Продолжить знакомить детей со способом рисования – тычкование по
контуру. Вызвать у детей эмоциональный отклик. Воспитывать аккуратность.
Закрепить знание цвета (жёлтый).
Декабрь
1 «Зайчик» Рисование тычками
Выполнение рисунка в технике рисование методом "тычка" жёсткой
полусухой кистью
2 «Зимний лес» Аппликация
Учить передавать в художественной деятельности, с использованием
нетрадиционного материала, красоту зимнего пейзажа.
3 «Пятнышки для жирафа» Пластилинграфия
Расширение представления детей об экзотических животных. (Жираф).
Воспитывать эстетически нравственные отношения к животным и растениям
через изображение их образов в нетрадиционной технике.
4 «Снежные комочки» Аппликация
Познакомить детей с новым материалом – ватой;
обучать рисовать снежинки способом примакивания;
формировать умение ритмично выполнять движения под музыку;
развивать восприятие, чувство цвета, формы, ритма;
воспитывать интерес к рисованию.
5 «Украсим рукавичку» Рисование тычками
Продолжать знакомить воспитанников с техникой нетрадиционного
рисования с целью развития креативных способностей в процессе
изобразительной деятельности.
6 «Елочка - красавица» Рисование «набивка»
Познакомить с новым приемом рисование «набивкой». Развивать
мышление, мелкую моторику рук. Развивать эстетическое восприятие,
создать у детей радостное настроение. Воспитывать аккуратность, желание
помочь.
7 «Зажглись на елочке огни» Рисование пальчиками
Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками.
Развивать чувство ритма.
8 «Елочка пушистая, нарядная» Рисование тычками
Познакомить с техникой тычкования. Учить использовать такое средство
выразительности, как фактура.
Январь
1 «Снежок» Рисование примакивание
Развивать восприятие, чувство цвета, формы, ритма;
воспитывать интерес к рисованию.
2 «Пушистые котята играют на ковре» Рисование тычками
Продолжить знакомить с приёмом рисования тычком в технике «сухая
кисть», пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему
миру.
3 «Вишнёвый компот» Пластилинграфия
Развивать мелкую моторику пальцев. Продолжать учить умению владеть
приемами лепки (отщипывание, раскатывание шарика, сплющивание).
Вызвать у детей радость и удовольствие от работы с пластилином.
4 «Чайный сервиз» Аппликация
Закрепить выполнение аппликации способом обрывания, учить подбирать
холодные и теплые тона для композиции. Воспитывать аккуратность в
работе.
5 «Воздушные шарики» Рисование
Учить рисовать предметы овальной формы, вызвать интерес к рисованию
гуашевыми красками.
Учить правильно держать кисточку, мыть ее при смене краски, удалять
лишнюю воду с кисточки о край банки.
Развивать мелкую моторику.
6 «Веселый снеговик» Пластилинграфия
Создать условия для освоения способа создания знакомого объекта с
помощью пластилина на горизонтальной поверхности.
Способствовать развитию умений и навыков работы с пластилином,
мелкой моторики пальцев рук, активизации речи.
Содействовать воспитанию эмоциональной отзывчивости к событиям,
происходящим в жизни детей в определенное время года, интереса к
занятиям пластилинографией.
Февраль
1 «Красивые салфетки для мамочки» Рисование
Учить воспитанников рисовать узоры на салфетках круглой и квадратной
формы. Показать детям варианты сочетания декора по цвету и форме (точки,
круги, пятна, линии прямые и волнистые). Показать детям зависимость
орнамента от формы салфетки (знакомство с принципом декоративно прикладного искусства).
2 «Снежинки» Пластилинграфия
Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой изображения –
пластилином.
3 «Снег кружится» Рисование
Закрепить знания о времени года "Зима", о явлении природы "Снег",
закрепить умение определить и называть белый цвет, набирать краску,
обмакивая только ворс в краску, оставлять отпечаток кисти по ворсу кисть,
оставляя следы снегопада, развивать умения правильно держать кисть.
4 «Кораблик для папы» Аппликация
Познакомить детей с праздником, посвящённым Дню Защитника
Отечества (23 февраля); вызывать желание у детей изготовить подарок для
папы своими руками; воспитывать аккуратность в работе, доброе отношение
к папе; формировать навыки аккуратной работы.
5 «Цветочек для дедушки» Рисование оттиском
Упражнять в печатании с помощью ладошек, печаток. Развивать чувство
композиции.
6 «Морозко» Рисование
Совершенствовать умение в художественных
ладошкой и пальчиками. Развивать воображение.
техниках
рисования
7 «Снегири» Рисование
Совершенствовать навыки рисования методом тычка щетинистой кистью,
Закреплять умение рисовать кистью внутри изображения, не выходя за
контур;
Развивать наглядно-образное мышление, воображение.
8 «Рыбки плавают в аквариуме" Рисование пальчиками
Учить рисовать нестандартной техникой.
Развивать эстетическое восприятие;
Обращать внимание детей на красоту окружающих предметов и объектов
природы;
Воспитывать любовь к комнатным животным.
Март
1 «Цветы для мамы» Рисование
Ознакомление детей
(тампонирование).
с
приёмами
нетрадиционного
рисования
2 «Ветка мимозы» Аппликация
Познакомиться с первыми весенними цветами; продолжать знакомить
детей с приемом «бумагопластика»; закреплять приемы аккуратного
наклеивания; воспитывать интерес к изобразительной деятельности,
трудолюбию, усидчивости; развивать творческие способности, воображение,
фантазию.
3 «Волшебный цветок для бабушки» Рисование
Формировать и развивать художественно-творческие способности,
расширять знания детей о цветах, учить создавать и приклеивать элементы
цветов.
4 «Бабочки на весенней полянке» Рисование
Раскрытие чувств и способностей каждого ребёнка через использование
нетрадиционных техник рисования.
5 «Желтые и красные яблоки» Рисование оттиском
Познакомить детей с нетрадиционной техникой печатания пробкой.
Знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, красный). Развивать чувство
цвета и композиции.
6 «Божьи коровки на лужайке» Рисование
Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение
равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку
различных оттенков (индивидуальная деятельность).
7 «Нарядные матрешки» Рисование
Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок
по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в
технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции.
8 «Ночь и звезды» Рисование
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования
манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через
изображение образа неба.
Апрель
1 «Корзина для тюльпанов» Аппликация
Упражнять в скатывании шариков из салфеток, упражнять в технике
печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности.
2 «Тюльпаны в подарок маме» Рисование оттиском
Упражнять в технике печатания штампом, навыки коллективной
деятельности. Развивать цветовосприятие.
3 «Сиреневый букет» Пластилинграфия
Упражнять в скатывании шариков из пластилина.
Развивать чувство композиции.
пластилина на лист бумаги.
Закрепить
навыки
наклеивания
4 «Живая капля» Рисование
Развивать творческие способности
нетрадиционными методами рисования.
детей
через
знакомство
с
5 «Одуванчики» Рисование пальчиками
Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики.
Закрепить знания цвета (зеленого, желтого). Вызвать эмоциональноэстетический отклик на тему занятия. Воспитывать бережное отношение к
природе.
6 «Космическое приключение» Рисование
Дать детям первоначальное представление о космосе, о ракете;
учить аккуратно пользоваться клеем;
развивать мелкую моторику рук;
побуждать детей к проявлению творческой инициативы.
7 «Яблоко с листочками» Рисование
Развивать мелкую моторику.
8 «Цветочная поляна» Рисование пальчиками
Развитие у ребенка художественного вкуса; умение подбирать цвета;
умение сравнения.
Май
1 «Бабочка» Пластилинография
Развитие творческих способностей ребенка, развитие мелкой маторики.
2 «Морковка» Аппликация
Развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координации.
3 «Травка» Рисование
Упражнять в технике печатанья ладошкой. Закрепить умение заполнить
отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие.
4 «Бабочка» Аппликация
Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать
чувство ритма и формы.
5 «Радуга» Рисование оттиском
Поддерживать интерес к изобразительной деятельности; Закрепить знания
цветов; Развивать воображение; воспитывать аккуратность.
6 «Закат» Рисование
Вызвать интерес к экспериментальному (опытному) освоению цвета.
Закрепит знания детей с тёплыми и холодными цветами. Закрепить
представление о семи цветах радуги. Развивать чувство цвета.
7 "Весенняя берёза" Рисование пальчиками
Обучить правильным способам действий жёсткой полусухой кистью при
рисовании вертикальных мазков для изображения листвы и горизонтальных
штрихов для изображения чёрных пятен на стволе берёзы.
Список используемой литературы:
1. Аксенова А. А. Развивающие занятия по изобразительной деятельности.
М. : УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2011.
2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
3. Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие
дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных
образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2016. –192с.
4. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – С. -Пб. : «Детство
Пресс», 2014. – 128с.
5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2015. –
63с.
6. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду:
планирование, конспекты.
7. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития,
2016. – 96с.
8. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.
:ЦЕНТР ВЛАДОС, 2010г.
9.Н.А.Басина, О.С. Суслова «С кисточкой и музыкой в ладошке» Москва
2019 г.
10.И.П.Шаляпина «Нетрадиционное рисование с дошкольниками» М.,
2022 г.
11.Н.С. Гляделова «Уроки рисования для дошкольников» М., 2023 г.