Актуальность: Программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического творческого особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Практическая значимость программы: Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться. Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей — это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс — это настоящее чудо. «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь». Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе: Развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изо техник. Цель программы: Изучить процесс развития творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования. Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования. Совершенствовать технические умения и навыки рисования Опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности. Задачи программы: 1. Развивающие: - Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности; - Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение; - Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ; - Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового. 2. Образовательные: - Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества. - Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения. 3. Воспитательные: - Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом. - Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию. В работе используются следующие методы обучения: 1. Наглядный (показ образцов, схем, демонстрация наглядного пособия). 2. Словесный (беседы, рассказ, объяснение). 3. Практические упражнения. 4.Стимулирующий поощрение). метод (похвала, одобрение, благодарность, Нетрадиционные техники рисования: I. Рисование ладошкой Способ рисования: На ладонь ребенка наносится специальная краска. Затем ребенок учится технике печатания ладошкой и дополняет свое изображение деталями. Задачи: - обучение новым экспериментировать; приемам рисования и развития умения - органично чувствовать изобразительный материал, его свойства вязкость, бархатистость, яркость красочного слоя; - осознавать чувство ритма, как изобразительно-выразительное средство; - развитие мелкой моторики рук. II. Рисование пальчиками Способ рисования: Ребенок окунает пальчики в краску и учится рисовать, распределяя отпечатки по всему листу. Это могут быть короткие линии, точки или предметы. Задачи: - учить рисованию пальчиками, распределяя отпечатки по всему листу; - учить рисовать пальцами короткие линии, точки и предметы; - развитие мелкой моторики рук. III. Оттиск поролоном или скомканной бумагой Способ рисования: Поролоновый тампон (или скомканная бумага) окунается в краску. Дети учатся проводить поролоном короткие прямые линии, рисовать различные формы, учатся ставить отпечатки поролоном или скомканной бумагой на силуэте предмета. Задачи: - развивать чувство фактурности, объемности при рисовании животных, птиц, деревьев; - развивать творческие способности; - формировать чувство ритма. IV. Рисование методом тычка (сухой кистью, ватной палочкой) Способ рисования: На сухую кисть или ватную палочку наносится краска. Методом «тычка» дети рисуют различные формы, силуэты и целые композиции. Задачи: - познакомить и закрепить технику рисования «тычком»; - развитие творческого воображения детей при рисовании узоров, цветов, снега; - развитие творческих способностей; - формировать чувство ритма и композиции при украшении обоев, одежды и различных росписей (дымковская, хохломская роспись, или изобразить произвольный силуэт предмета, состоящего из одинаковых элементов. V. Распыление краски на лист бумаги Способ рисования: На ворс щётки или кисти для клея нанести краску, направлять её на лист бумаги (на расстоянии 10 см.) и резкими движениями пальца свободной руки о ворс (от листа бумаги к себе) распылять краску. Сложность техники: Из-за слабой моторики рук дети быстро утомляются, необходима разминочная пауза до начала занятия и, по необходимости, во время работы. VI. Точечный рисунок Способ рисования: Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты (или ватная палочка) и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка. VII. Пластилинография Способ рисования: рисовании пластилином на картоне. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными. VIII. Рваная аппликация. Способ рисования: Этот метод лучше всего подойдет для передачи деталей, фактуры образов (пушистый цыпленочек, кудрявое облачко). Разорвем бумагу на куски и составим изображение. Деткам от пяти лет можно усложнить технику: не только дать рвать бумагу, а выщипывать контурное изображение (фигурки). Режим занятий: Младшая группа – количество занятий в неделю 2, в месяц 8, в год 68. Длительность занятия 15-20 минут. Форма организационного подходом. процесса: Художественно эстетическое способом. групповая развитие: с индивидуальным рисование нетрадиционным Социально — коммуникативное развитие — это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества, и осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для определенного общества, социального слоя и возраста. Реализация плана – 1 год. Предполагаемые навыки и умения детей к концу года Традиционные методы: Интересуются рисованием Рисуют гуашью, фломастерами, цветными карандашами Знают и называют основные цвета, правильно подбирают их Ритмично наносят штрихи, пятна Рисуют линиями и мазками простые предметы, рисуют предметы, состоящие из сочетания линий (елочка, забор) Рисование гуашью, фломастерами и цветными карандашами, кистью на бумаге Изображают предметы Составляют узоры на полоске, квадрате, круге. Нетрадиционные методы: Имеют стойкий интерес к изодеятельности Знают и называют материалы, которыми можно рисовать. Умеют ими пользоваться (гуашь, фломастеры, маркеры, цветные карандаши, восковые мелки, свечи, акварель) Знают основные цвета и их оттенки, широко их используют Украшают изделие различными способами Создают изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной, треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей Знакомы и используют нетрадиционные техники рисования (пальчиками, ладошкой, поролоновым тампоном, печатками, по мокрому, монотипия, рисование на бумаге различной фактуры, размера и цвет) Создают простейшую композицию из нескольких предметов Составляют узоры на полоске, квадрате, круге, чередуя по форме, величине. Украшают изделие, используя различные цветовые оттенки. К концу года ребенок умеет: -Имеет сформированный интерес к рисованию разными материалами и способами; -знает и называет цвета и умеет правильно подбирать их; -передает различие предметов по величине; -ритмично наносит штрихи, пятна; -рисует линиями и мазками простые предметы (дорога, падающие листья); -рисует предметы, состоящие из сочетания линий (ёлочка, забор); -создает изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной и треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей (светофор, флаг, колобок); -знаком с нетрадиционной техникой рисования: пальчиками, ладошкой, поролоновым тампоном, печатками; -украшает изделие, используя фломастеры, карандаши. Тематический план НОД с детьми 3-4 лет . Сентябрь 1.«Здравствуй, детский сад!» (Гномики из Фиолетового леса) Задачи: Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. 2.«Помидор и огурец» Задачи: Знакомить с нетрадиционной техникой рисования оттиском. Показать приём печатания овощей. Развивать интерес и положительное отношение к рисованию. 3.«Морковки для зайки» Задачи: Продолжать знакомить с техникой рисования мелками. Развивать интерес и положительное отношение к рисованию. 4.«Арбуз» Задачи: Знакомство с акварелью. Показать приём получения коротких линий из точек. 5.«Мой любимый дождик» Задачи: Продолжать знакомство с пальчиковой техникой рисования. Показать приём получения коротких линий из точек (мелкий дождик капельками и сильный, как ливень). 6. «Осенние листочки» Знакомство с техникой рисования отпечатками листьев. Показать приём получения цветных листочков прикладывая разные формы осенних листьев . 7. «Репка» Задачи: продолжать учить штриховать восковыми мелками, не выходя за контур изображения. 8.«Нарядный грибок» Задачи: Упражнять в ровном закрашивании шляпки гриба краской; учить наносить ритмично и равномерно наносить точки на всю поверхность шляпки. Октябрь 1 «Чудесные ладошки» Развитие креативных способностей у детей дошкольного возраста, посредством изобразительных игровых упражнений на основе опрессовывания ладони руки. (Ладонь выступает как основа, как заданная форма). 2 «Веселый мухомор» Развитие творческих способностей у детей. Формировать интерес к работе и умение предварительно выкладывать на листе бумаги готовые детали. Формировать умение различать съедобные и несъедобные грибы. 3 «Золотые листочки» Закреплять умение рисовать пальцами, используя разные цвета, наносить пальцами ритмичные мазки под словесное сопровождение. Показать детям многообразие красот – золотой осени 4 «Подарки для белочки» Развитие навыков коллективной творческой деятельности в ходе создания украшения в нетрадиционной художественной технике «Пластилинграфия». 5 «Ветка рябины» Познакомить с новой нетрадиционной техникой. Учить изображать на ветке ягоды. Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции и цвета. Закрепить знания и представления о цвете (красный, зеленый, форме (круглый, величине (маленький, количестве (много). 6 «Осенний деревьев» Рисование оттиском Научить детей рисовать осеннее дерево с помощью печатания листочком (нетрадиционная техника рисования, вносить в рисунок дополнения (листва разного цвета, трава и т. д., обогащающие его содержание. 7 «Мой огород» Учить рисовать овощи с помощью поролонового тампона, гуаши и кисти. Развивать речь, аккуратность в работе, образное мышление. Закрепить названия некоторых овощей, учить выделять их характерные свойства: цвет. 8 «Мой любимый дождик» Развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие. Учить рисовать из тучек дождик, передавая его характер (мелкий, капельками); использовать точку как средство выразительности; правильно располагать элементы рисунка на листе Ноябрь 1 «Грибочки в корзине» Пластилинграфия Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования паластилином. 2 «Ежик» Рисование тычками Формировать умение рисовать способом тычка. Закреплять умение детей рисовать кисточкой разными способами. Закреплять знания о диких животных. 3 «Птички клюют ягоды» Аппликация Развивать словарный запас детей: кисть рябины, голодно, рябиновая ветка. Воспитывать эстетически нравственные отношения к птицам и растениям через изображение их образов в нетрадиционной технике. 4 «Свитер для моих друзей» Рисование Знакомить с техникой рисования пальчиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор. 5 «Встреча с колобком» Аппликация с рваной бумагой Развивать эстетические чувства передачей художественного сказочного образа в аппликационной технике; учить обрывать бумагу разной жёсткости. 6 «Солнышко» Рисование ладошками Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. 7 «Волшебное осеннее дерево» Знакомство детей с новой техникой рисования (кляксография) 8 «Помоги маме–курочке найти цыплят» Рисование тычками Продолжить знакомить детей со способом рисования – тычкование по контуру. Вызвать у детей эмоциональный отклик. Воспитывать аккуратность. Закрепить знание цвета (жёлтый). Декабрь 1 «Зайчик» Рисование тычками Выполнение рисунка в технике рисование методом "тычка" жёсткой полусухой кистью 2 «Зимний лес» Аппликация Учить передавать в художественной деятельности, с использованием нетрадиционного материала, красоту зимнего пейзажа. 3 «Пятнышки для жирафа» Пластилинграфия Расширение представления детей об экзотических животных. (Жираф). Воспитывать эстетически нравственные отношения к животным и растениям через изображение их образов в нетрадиционной технике. 4 «Снежные комочки» Аппликация Познакомить детей с новым материалом – ватой; обучать рисовать снежинки способом примакивания; формировать умение ритмично выполнять движения под музыку; развивать восприятие, чувство цвета, формы, ритма; воспитывать интерес к рисованию. 5 «Украсим рукавичку» Рисование тычками Продолжать знакомить воспитанников с техникой нетрадиционного рисования с целью развития креативных способностей в процессе изобразительной деятельности. 6 «Елочка - красавица» Рисование «набивка» Познакомить с новым приемом рисование «набивкой». Развивать мышление, мелкую моторику рук. Развивать эстетическое восприятие, создать у детей радостное настроение. Воспитывать аккуратность, желание помочь. 7 «Зажглись на елочке огни» Рисование пальчиками Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Развивать чувство ритма. 8 «Елочка пушистая, нарядная» Рисование тычками Познакомить с техникой тычкования. Учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Январь 1 «Снежок» Рисование примакивание Развивать восприятие, чувство цвета, формы, ритма; воспитывать интерес к рисованию. 2 «Пушистые котята играют на ковре» Рисование тычками Продолжить знакомить с приёмом рисования тычком в технике «сухая кисть», пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру. 3 «Вишнёвый компот» Пластилинграфия Развивать мелкую моторику пальцев. Продолжать учить умению владеть приемами лепки (отщипывание, раскатывание шарика, сплющивание). Вызвать у детей радость и удовольствие от работы с пластилином. 4 «Чайный сервиз» Аппликация Закрепить выполнение аппликации способом обрывания, учить подбирать холодные и теплые тона для композиции. Воспитывать аккуратность в работе. 5 «Воздушные шарики» Рисование Учить рисовать предметы овальной формы, вызвать интерес к рисованию гуашевыми красками. Учить правильно держать кисточку, мыть ее при смене краски, удалять лишнюю воду с кисточки о край банки. Развивать мелкую моторику. 6 «Веселый снеговик» Пластилинграфия Создать условия для освоения способа создания знакомого объекта с помощью пластилина на горизонтальной поверхности. Способствовать развитию умений и навыков работы с пластилином, мелкой моторики пальцев рук, активизации речи. Содействовать воспитанию эмоциональной отзывчивости к событиям, происходящим в жизни детей в определенное время года, интереса к занятиям пластилинографией. Февраль 1 «Красивые салфетки для мамочки» Рисование Учить воспитанников рисовать узоры на салфетках круглой и квадратной формы. Показать детям варианты сочетания декора по цвету и форме (точки, круги, пятна, линии прямые и волнистые). Показать детям зависимость орнамента от формы салфетки (знакомство с принципом декоративно прикладного искусства). 2 «Снежинки» Пластилинграфия Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой изображения – пластилином. 3 «Снег кружится» Рисование Закрепить знания о времени года "Зима", о явлении природы "Снег", закрепить умение определить и называть белый цвет, набирать краску, обмакивая только ворс в краску, оставлять отпечаток кисти по ворсу кисть, оставляя следы снегопада, развивать умения правильно держать кисть. 4 «Кораблик для папы» Аппликация Познакомить детей с праздником, посвящённым Дню Защитника Отечества (23 февраля); вызывать желание у детей изготовить подарок для папы своими руками; воспитывать аккуратность в работе, доброе отношение к папе; формировать навыки аккуратной работы. 5 «Цветочек для дедушки» Рисование оттиском Упражнять в печатании с помощью ладошек, печаток. Развивать чувство композиции. 6 «Морозко» Рисование Совершенствовать умение в художественных ладошкой и пальчиками. Развивать воображение. техниках рисования 7 «Снегири» Рисование Совершенствовать навыки рисования методом тычка щетинистой кистью, Закреплять умение рисовать кистью внутри изображения, не выходя за контур; Развивать наглядно-образное мышление, воображение. 8 «Рыбки плавают в аквариуме" Рисование пальчиками Учить рисовать нестандартной техникой. Развивать эстетическое восприятие; Обращать внимание детей на красоту окружающих предметов и объектов природы; Воспитывать любовь к комнатным животным. Март 1 «Цветы для мамы» Рисование Ознакомление детей (тампонирование). с приёмами нетрадиционного рисования 2 «Ветка мимозы» Аппликация Познакомиться с первыми весенними цветами; продолжать знакомить детей с приемом «бумагопластика»; закреплять приемы аккуратного наклеивания; воспитывать интерес к изобразительной деятельности, трудолюбию, усидчивости; развивать творческие способности, воображение, фантазию. 3 «Волшебный цветок для бабушки» Рисование Формировать и развивать художественно-творческие способности, расширять знания детей о цветах, учить создавать и приклеивать элементы цветов. 4 «Бабочки на весенней полянке» Рисование Раскрытие чувств и способностей каждого ребёнка через использование нетрадиционных техник рисования. 5 «Желтые и красные яблоки» Рисование оттиском Познакомить детей с нетрадиционной техникой печатания пробкой. Знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, красный). Развивать чувство цвета и композиции. 6 «Божьи коровки на лужайке» Рисование Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность). 7 «Нарядные матрешки» Рисование Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции. 8 «Ночь и звезды» Рисование Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба. Апрель 1 «Корзина для тюльпанов» Аппликация Упражнять в скатывании шариков из салфеток, упражнять в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. 2 «Тюльпаны в подарок маме» Рисование оттиском Упражнять в технике печатания штампом, навыки коллективной деятельности. Развивать цветовосприятие. 3 «Сиреневый букет» Пластилинграфия Упражнять в скатывании шариков из пластилина. Развивать чувство композиции. пластилина на лист бумаги. Закрепить навыки наклеивания 4 «Живая капля» Рисование Развивать творческие способности нетрадиционными методами рисования. детей через знакомство с 5 «Одуванчики» Рисование пальчиками Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики. Закрепить знания цвета (зеленого, желтого). Вызвать эмоциональноэстетический отклик на тему занятия. Воспитывать бережное отношение к природе. 6 «Космическое приключение» Рисование Дать детям первоначальное представление о космосе, о ракете; учить аккуратно пользоваться клеем; развивать мелкую моторику рук; побуждать детей к проявлению творческой инициативы. 7 «Яблоко с листочками» Рисование Развивать мелкую моторику. 8 «Цветочная поляна» Рисование пальчиками Развитие у ребенка художественного вкуса; умение подбирать цвета; умение сравнения. Май 1 «Бабочка» Пластилинография Развитие творческих способностей ребенка, развитие мелкой маторики. 2 «Морковка» Аппликация Развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координации. 3 «Травка» Рисование Упражнять в технике печатанья ладошкой. Закрепить умение заполнить отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие. 4 «Бабочка» Аппликация Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы. 5 «Радуга» Рисование оттиском Поддерживать интерес к изобразительной деятельности; Закрепить знания цветов; Развивать воображение; воспитывать аккуратность. 6 «Закат» Рисование Вызвать интерес к экспериментальному (опытному) освоению цвета. Закрепит знания детей с тёплыми и холодными цветами. Закрепить представление о семи цветах радуги. Развивать чувство цвета. 7 "Весенняя берёза" Рисование пальчиками Обучить правильным способам действий жёсткой полусухой кистью при рисовании вертикальных мазков для изображения листвы и горизонтальных штрихов для изображения чёрных пятен на стволе берёзы. Список используемой литературы: 1. Аксенова А. А. Развивающие занятия по изобразительной деятельности. М. : УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2011. 2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. 3. Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2016. –192с. 4. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – С. -Пб. : «Детство Пресс», 2014. – 128с. 5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2015. – 63с. 6. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты. 7. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2016. – 96с. 8. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. :ЦЕНТР ВЛАДОС, 2010г. 9.Н.А.Басина, О.С. Суслова «С кисточкой и музыкой в ладошке» Москва 2019 г. 10.И.П.Шаляпина «Нетрадиционное рисование с дошкольниками» М., 2022 г. 11.Н.С. Гляделова «Уроки рисования для дошкольников» М., 2023 г.