ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка .................................................................................................................................. 3
2. Цели и задачи программы ............................................................................................................................. 4
3. Объекты программы ......................................................................................................................................5
4. Основные принципы программы................................................................................................................ 5
5. Материально-техническая база ..................................................................................................................... 5
6. Содержание работ по здоровье сберегающим технологиям, используемым в ....................... 6
7. Система здоровьесберегающих технологий в работе ............................................................. 7
8. План работы по профилактике заболеваемости и оздоровлению воспитанников ................ 11
9. Организация двигательного режима детей.............................................................................. 13
10. Формирование представлений о здоровом образе жизни ............................................................ 15
11. Организация питания воспитанников ........................................................................................... 16
12. План совместной деятельности детского сада и семьи по вопросам сохранения и укрепления
здоровья детей………………………………………………………………………..
17
13. Кадровое обеспечение программы................................................................................................ 18
14. Глоссарий ......................................................................................................................................... 19
15. Список литературы............................................................................................................... 22
Приложение
2
Введение
Программа «Здоровье» (далее - Программа) разработана МАДОУ детским садом
№ 524 для детей раннего и дошкольного возраста. Программа представляет собой
систему мер, способных влиять на состояние здоровья ребенка. Она отражает эффективные
подходы к комплексному решению вопросов оздоровления воспитанников ДОУ, определяет
основные направления, цели и задачи, а также план мероприятий по реализации программы с
детьми с 1,5 до 7 лет.
Данная Программа раскрывает основные средства физического воспитания, динамику
формирования качества личности ребенка.
Теоретическая значимость и новизна Программы заключается в преобразовании
стандартного обучения детей здоровому образу жизни, через формирование осознанного
отношения к своему здоровью, а не просто механическому выполнению заученного
материала.
Практическая значимость Программы состоит в разработке определенной системы по
формированию у детей основ здорового образа жизни и применение этой системы
педагогами совместно с родителями (законными представителями) в воспитательно образовательном процессе дошкольного учреждения и в семейном воспитании.
В раннем и дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия,
физического совершенствования, работоспособности человека. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, вера в свои силы.
Ребёнок нуждается в организованной среде под заботливым, компетентным
руководством взрослых. Тёплое отношение воспитателей, благоприятный психологический
климат – залог полноценного развития детей.
Ребёнок неповторим, уникален в своей индивидуальности. Он должен быть свободен,
самостоятелен, активен в познании себя и своего мира.
В детстве формируются важные стороны духовного и нравственного воспитания
ребёнка (эмоциональная и социальная сфера, поведенческие навыки здорового образа жизни).
Этот период призван пробудить детское творчество, обеспечить формирование важнейших
сторон психической жизни – эмоциональной сферы, образного мышления, художественных
способностей.
Здоровый, жизнерадостный, пытливый, активный ребёнок
– результат
взаимопонимания и единства усилий педагогического коллектива и родителей (законных
представителей).
3
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро.
Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа
жизни» заняли прочное место в беседах с родителями (законными представителями) и
детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной
структуры, начиная с дошкольных учреждений. Но проблема по-прежнему остается
актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и
умел бережно к нему относиться?
Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными,
только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься.
В настоящее время отмечается усиление оздоровительно-образовательного
потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движений,
осознанной установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций,
положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к
собственному здоровью. В работе с детьми широко используются новые виды
физкультурных занятий, которые дополняют и обогащают традиционные формы
двигательной деятельности, ведется разработка и внедрение в практику дошкольных
учреждений инновационных технологий образования и оздоровления детей.
Проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией
ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников
достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого
нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что
отрицательно влияет не только на состояние здоровья детей, но и на перспективы их
дальнейшего развития. Поэтому, начиная с раннего возраста необходимо приобщать детей к
здоровому образу жизни, формировать культуру здоровья, воспитывать осознанное
отношение к ценности своего здоровья
В современном обществе предъявляются высокие требования к человеку, в том числе
и к ребенку. Нашей стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные,
инициативные и, конечно же, здоровые. В национальной доктрине образования воспитание
здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Здоровье
детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в
семье, санитарной и гигиенической культуры людей, социально-экологической ситуации в
стране. Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые
требования к качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. Главным приоритетом
Концепции дошкольного учреждения является оптимизация психологической и физической
нагрузки воспитанников, создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоит в организации
педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка и воспитывающего ценностное
отношение к здоровью.
Формирование здорового поколения - одна из главных стратегических задач развития
страны. Они регламентируются и обеспечиваются рядом нормативно - правовых документов:
Законом «Об образовании в Российской Федерации», ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребёнка в РФ» №124 – ФЗ от 24 июля 1998 г. (с изменениями от 28 июля 2000 г.),
«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации
режима
работы
дошкольных
образовательных
учреждений»,
Санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами «Организация детского питания», Указом
президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ»,
4
«Конвенцией ООН «О правах ребенка», «Семейным кодексом РФ», Конституцией РФ,
ст. 38, 41, 42, 43, «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования», Приказом Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных
технологий в деятельности образовательных учреждений» № 139 от 4 апреля 2003 г, Уставом
ДОУ.
Здоровье - это сложное понятие, включающее характеристики физического и
психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную
активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и
физической работоспособности.
Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний определяется
высокой заболеваемостью детей раннего и дошкольного возраста, отрицательным влиянием
повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и
хронической патологии. В современных условиях развития нашего общества наблюдается
резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной
из первоочередных задач, стоящих перед обществом.
Таким образом, проблема оздоровления детей не кампания одного дня деятельности и
одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего
коллектива образовательного учреждения на длительный период.
Программа направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование
представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения,
гигиены, охраны здоровья.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: создание оптимальных здоровьесберегающих условий в детском
саду, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального
здоровья участников образовательного процесса, формирование устойчивой мотивации и
потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Задачи:
- Создание комфортного микроклимата в детском коллективе, в ДОУ в целом;
- Внедрение современных здоровьесберегающих технологий в структуру
профилактической оздоровительной и образовательно-воспитательной модели ДОУ.
- Повышение физкультурно-оздоровительной грамотности педагогов и родителей
(законных представителей);
- Обучение навыкам здоровьесберегающих технологий: формирование у детей
знаний, умений и навыков сохранения здоровья и ответственности за него;
- Формирование профессиональной позиции педагога, характеризующейся мотивацией
к здоровому образу жизни, ответственности за здоровье детей.
- Повышение валеологической, медико-психолого-педагогической компетентности
всех участников образовательного процесса.
Ожидаемые результаты:
- Создан комфортный микроклимат;
- В структуру профилактической, оздоровительной и воспитательнообразовательной модели ДОУ внедрены современные здоровьесберегающие технологии.
- Повышена физкультурно-оздоровительная грамотность педагогов и родителей
(законных представителей);
- У детей сформированы знания, умения и навыки о сохранении здоровья и
ответственности за него;
5
- У педагогов сформирована профессиональная позиция, являющаяся мотивацией
к здоровому образу жизни, ответственности за здоровье детей.
Повышен уровень валеологической, медико-психолого-педагогической
компетентности всех участников образовательного процесса.
3. ОБЪЕКТЫ ПРОГРАММЫ
- Дети.
- Коллектив ДОУ.
- Родители (законные представители) детей, посещающих ДОУ.
4. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ
- «Не навреди» - это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных
технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны
быть безопасны для здоровья и развития ребенка;
- Активность - включение всех участников образовательных отношений в поиск
эффективных методов оздоровления детей;
- Доступность- использование здоровьесберегающих технологий в
соответствии с возрастными особенностями детей;
- Индивидуальность - оздоровительная работа в детском саду должна строиться с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- Комплексного междисциплинарного подхода - работа учитывает тесную связь
между медицинским персоналом ДОУ и педагогическим коллективом, а также отсутствие
строгой предметности.
- Научность - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на
укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками;
- Оздоровительной направленности - нацелен на укрепление здоровья в процессе
воспитания и обучения. Оздоровительную направленность должны иметь не только
физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в
детском саду.
- Оптимальность - разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки;
- Последовательность - принцип предполагает последовательную работу по
оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное
усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической
технологии, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы;
- Систематичность - реализация лечебно–оздоровительных, профилактических
мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю;
- Сознательность - осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью;
- Целенаправленность - подчинение комплекса медико–педагогических
воздействий четко определенной цели;
5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
№
п/п
1
Задачи
Ответственные
Обеспечение необходимым оборудованием:
- технологическим;
- музыкально- спортивным;
-для прогулочных участков; мебелью;
-пополнение развивающей предметно-пространственной
6
Заведующий ДОУ,
Зам.зав.по АХЧ,
Заместитель заведующего
2
среды в соответствии с ФГОС ДО, ФОП ДО;
Заведующий
Обеспечение условий для предупреждения травматизма в
хозяйством ДОУ (соблюдение ТБ при организации
воспитательно образовательного процесса и самостоятельной
деятельности, своевременная замена мебели и оборудования
в ДОУ).
6. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТ ПО ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИМ
ТЕХНОЛОГИЯМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМ В ДОУ
Мероприятия
Ответственные
Сроки
Результат
Обеспечение высокого качества медико-педагогического сопровождения воспитанников
Обеспечение режимов пребывания
воспитанников в ДОУ с учётом их
Педагоги ДОУ
ежедневно
индивидуальный подход
индивидуальных особенностей
Обеспечение воспитанников
качественным сбалансированным
Медсестра
4-х разовым питанием
Повар
ежедневно
индивидуальный подход
Младшие
воспитатели
соответствующим данной
возрастной категории.
Повышение
эффективности работы
ДОУ по профилактике
Разработка и реализация плана
Медсестра
заболеваемости и
работы ДОУ по профилактике
оздоровлению
заболеваемости и оздоровлению
Заместитель зав.
воспитанников.
воспитанников.
Снижение уровня
заболеваемости
воспитанников
В течение
Повышение
Заместитель зав.
года
профессиональной
компетентности
Формирование системы
педагогов, которая
использования
предполагает: знание
здоровьесберегающих технологий в
программ, методик и
организации воспитательнотехнологий по
образовательного процесса
здоровьесбережению
детей. Снижение уровня
заболеваемости
воспитанников
В течение
Повышение
Заместитель зав.
Прохождение курсов повышения
года
профессиональной
квалификации педагогов по
компетентности
вопросам здоровьсбережения
педагогов по вопросам
здоровьесбережения
В течение
Повышение интереса
года
детей и родителей
Проведение спортивных
(законных
Педагоги ДОУ
праздников и развлечений
представителей) в
области физического
развития
Консультирование родителей
Педагоги ДОУ
В течение
Повышение
7
(законных представителей) по
вопросам здоровьесбережения
года
В течение
года
Проектная деятельность,
направленная на сохранение и
укрепление здоровья
воспитанников
Педагоги ДОУ
Организация индивидуального
Заместитель зав.
консультирования педагогов по
вопросам сохранения и укрепления
здоровья воспитанников.
Заместитель зав.
медсестра
Работа с родителями (законными
представителями) по направлению
сохранения и укрепления здоровья
детей.
Информирование о ходе
оздоровительной деятельности и её
Заместитель зав.
Заместитель зав.
Педагоги ДОУ
В течение
года
В течение
года
Ответственный за
сайт
результатах
Оценка качества результатов деятельности
Заместитель зав.
Мониторинг состояния здоровья и
Заместитель зав.
развития детей раннего и
дошкольного возраста.
Медсестра
Воспитатели групп
компетентности
родителей (законных
представителей) в
вопросах
здоровьесбережения
Разработка и реализация
проектов, направленных
на сохранение и
укрепление здоровья
воспитанников
Увеличение доли
педагогов с высоким
уровнем компетентности
по вопросам
здоровьесбережения
Увеличение доли
родителей, (законных
представителей)
с
высоким уровнем
компетентности по
вопросам
здоровьесбережения
Размещение
информации на стендах,
сайте ДОУ и в
Госпаблике
Анализ результатов
мониторинга.
Определение перспектив
деятельности
7. СИСТЕМА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ДОУ
В настоящее время в деятельность МАДОУУ подобраны и успешно внедрены
следующие виды здоровьесберегающих технологий:
Виды
Время проведения в режиме дня;
Особенности методики
здоровьесберегающих
возраст детей
проведения
технологий
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
1.Подвижные
и Как
часть
физ.занятия,
как Игры
подбираются
в
спортивные игры
прогулке, в группе со средней
соответствии с
программой
степенью подвижности, ежедневно по
возрасту
детей.
Используются
только
элементы спортивн6ых игр.
2.Физкультурные
Во время ОД, 1,5-2 минуты во
Рекомендуются
для
всех
минутки
всех возрастных группах
детей
в
качестве
профилактики утомления
3.Пальчиковая
С
младшего
возраста Рекомендуется
детям
гимнастика
индивидуально, с подгруппой и
речевыми
проблемами.
всей группой.
Проводится в любое время
8
4.Дыхательная
гимнастика
В разных формах физкультурнооздоровительной работы, начиная с
младшей группы
Проветривание помещения и
обязательная
гигиена
полости
носа
перед
проведением процедур.
по
3-5минут в Рекомендуется
показ
5.гимнастика для глаз Ежедневно
свободное время, в зависимости от
воспитателя и использование
интенсивности нагрузки, начиная с наглядности
младшей группы
6.Закаливание
Ежедневно, начиная с младшего
Комплексы физ.упражнений
(упражнения
после возраста.
в спальне и группе.
сна)
7.Динамические
Во время ОД и между ОД 2В ОД
в виде игр. Между
паузы
5 минут по мере утомляемости,
ОД в
виде танцевальных
начиная с младшей группы.
движений,
элементов
релаксации
8.Интегрированные
Интеграция
содержания
Последняя неделя каждого месяца
занятия
различных
образовательных
областей
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
1.Физкультурное
2-3 раза в неделю в спортивном или Занятия
проводятся
в
занятие
музыкальном залах
соответствии программой, по
которой
работает
ДОУ.
Перед занятием необходимо
хорошо
проветрить
помещение
2.Проблемно-игровые В свободное время, можно во
Занятие
может
быть
(игротреннинги
и второй половине дня. Время строго организовано не заметно для
игротерапия)
не фиксировано
ребенка,
посредством
включения
педагога
в
процесс
игровой
деятельности
3.Коммуникативные
2 раза в неделю по 30 мин. со
входят беседы, этюды и игры
игры
старшего возраста
разной степени подвижности,
занятия рисованием, лепкой
и др
4. Занятия из
серии 1 раз в неделю по 30 мин. со ст.
Могут быть включены в
«Здоровье»
возраста
сетку занятий в качестве
познавательного развития
В зависимости от поставленных
Необходимо объяснить
5.Самомассаж
педагогом целей, сеансами либо в
ребенку серьезность
различных формах физкультурнопроцедуры и дать детям
оздоровительной работы
элементарные знания о том,
как не нанести вред своему
организму
6.Точечный
Проводится в преддверии
Проводится строго по
самомассаж
эпидемий, в осенний и весенний
специальной методике.
периоды в любое удобное для
Используется наглядный
педагога время со старшего
материал
9
возраста
1.Сказкотерапия
3. Коррекционные технологии
2-4 занятия в месяц по 30 мин. со
Занятия используют для
старшего возраста
психологической
терапевтической и
развивающей работы. Сказку
может рассказывать
взрослый, либо это может
быть групповое
рассказывание, где
рассказчиком является не
один человек, а группа детей
2.Технологии
музыкального
воздействия
В различных формах
физкультурно-оздоровительной
работы; либо отдельные занятия 2-4
раза в месяц в зависимости от
поставленных целей
4.Фонетическая
ритмика
2 раза в неделю с младшего
возраста не раньше чем через 30
мин. после приема пищи.
Используются в качестве
вспомогательного средства
как часть других технологий;
для снятия напряжения,
повышения эмоционального
настроя и пр.
Цель занятий - фонетическая
грамотная речь без движений
Физкультурное занятие. Ранний возраст - 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин.,
средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо
хорошо проветрить помещение.
Проблемно-игровые игры – в свободное время, можно во второй половине дня. Время
строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может
быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс
игровой деятельности.
Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия
строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды
и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Занятия из серии «Здоровье» -1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут
быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.
В утренние часы проведение точечного самомассажа. Проводится в преддверии
эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня. Проводится строго по
специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и
болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули).
Коррекционные технологии
10
Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно- оздоровительной
работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей.
Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия
напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия
используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может
рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком
является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками
необходимые движения.
Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в
зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в нашей
группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у
ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно
обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к
воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает
оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного
соблюдения следующих принципов:
- закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;
- проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на
фоне их положительного эмоционального настроя;
- проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния
здоровья, уровня закаленности;
- сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается
постепенно.
Из всего богатого выбора существующих форм закаливания можно выделить наиболее
доступные:
- нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня;
- проведение утренней гимнастики на свежем воздухе в течение года;
- прогулки на свежем воздухе. При правильной организации прогулка является одним
из важных моментов закаливания. Летом, когда температура воздуха достигает в тени 18 -20
градусов, вся жизнь детей переносится на участок. В холодное время года длительность
пребывания детей на воздухе 3.5-4 часа в любую погоду в одежде, не стесняющей активную
деятельность ребенка;
11
При карантинном режиме применение полоскания горла: водой комнатной
температуры 3 раза в день температура воды снижается постепенно с 36 градусов до 27.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он
жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог
успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
8. ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ
ВОСПИТАННИКОВ МДОБУ
Физкультурно-оздоровительная работа
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
1 Утренняя гимнастика с использованием
ежедневно
воспитатели
корригирующих и дыхательных упражнений
2 Организация жизни детей в адаптационный
ежедневно
воспитатели
период, создание комфортного режима
3 раза в неделю воспитатели
3 Физкультурные занятия
1 раз в месяц
4 Спортивные развлечения и праздники
5 Специальные гимнастические упражнения для
ежедневно
воспитатели
профилактики плоскостопия, нарушения осанки.
Динамические паузы во время проведения ОД
ежедневно
воспитатели
ежедневно
воспитатели
6 Гимнастика после дневного сна
7 Прогулки на воздухе с включением подвижных игр ежедневно
воспитатели
и игровых упражнений
8 Организация самостоятельной двигательной
ежедневно
воспитатели
активности детей
ежедневно
воспитатели
9 Гимнастика для глаз
ежедневно
воспитатели
10 Пальчиковая гимнастика
Дыхательная
гимнастика
в
игровой
форме
ежедневно
воспитатели
11
ежедневно
воспитатели
12 Хождение босиком по «дорожке здоровья»
ежедневно
воспитатели
13 Обширное умывание
в теплое время
воспитатели
14 Игры с водой
года
12
15 Воздушные ванны (облегченная одежда
соответствует сезону года)
16 Хождение босиком на траве
ежедневно
в теплое время
года
Профилактическая работа
1
2
3
Рациональная организация внутреннего
пространства в соответствии с требованиями
СанПиНов.
Создание условий для организации двигательной
активности воспитанников, включающей в себя
предусмотренные программой занятия
физкультурой, активные паузы в режиме дня, а
также физкультурно-оздоровительную работу.
Организация рационального питания и
постоянно
воспитатели
воспитатели
медсестра
постоянно
заведующая,
воспитатели,
завхоз
постоянно
воспитатели
4
5
6
7
витаминизация воспитанников: организация
второго завтрака (соки, фрукты), строгое
выполнение натуральных норм питания,
соблюдение питьевого режима, гигиена приема
пищи, индивидуальный подход к детям во время
приема пищи, правильность расстановки и подбора
мебели.
Определение оптимальной нагрузки на ребенка, с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей
в соответствии с санитарно-эпидемиологическими
требованиями.
Профилактика заболеваний полости рта и
носоглотки.
Нормализация функции ЦНС
(соблюдение режима; музыкотерапия;
сказкотерапия;)
Рекомендации родителям часто болеющих детей по
оздоровлению в летний период (по закаливанию,
питанию, одежде).
постоянно
в период
вспышки
заболеваний
воспитатели
медсестра
в теч. года
педагоги
медсестра
в теч. года
медсестра
9. ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА
Одним из условий рациональной организации деятельности детей в МДОБУ является
обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить
физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных
качеств и способствует поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего
дня.
Модель двигательного режима
Формы организации
Младший возраст
младшая
средняя
группа
группа
5-6 мин
6-8 мин
5-6 мин
5-8 мин
Не менее 2-4 раз в день
6-10 мин
10-15 мин
1. Утренняя гимнастика
2.Гимнастика пробуждения
3. Подвижные игры
4. Спортивные игры
5. Спортивные упражнения
прогулке
на
6. Основные виды движений на
прогулке
7.
ОД
по
физическому
развитию
8.
Часть
в
музыкальной
деятельности
9.Двигательные
игры
под
музыку
10. Спортивные развлечения
11.Спортивные праздники
12. День здоровья
13. Неделя здоровья
14. Летняя оздоровительная
работа
15.Самостоятельная
двигательная активность
Старший возраст
старшая
подготов
группа
ительная
8-10 мин
10 мин
5-10 мин
5-10 мин
15-20 мин
15-20
мин
Целенаправленное
обучение
педагогом
не реже 1 раза в неделю
Целенаправленное обучение педагогом не реже 1 раза в
неделю
10-15
10 мин
8-12 мин
10-12 мин
мин
Ежедневно с подгруппами
5-7 мин
8-10 мин
10 мин
15 мин
3 раза в неделю
15 мин
20 мин
25 мин
30 мин
2 раза в неделю
3-5 мин
5 мин
7-10 мин
10 мин
1 раз в неделю 1
раз
в 1разв
1 раз в
5-10 мин
неделю
неделю
неделю
10-15 мин
15-20 мин
25 мин
1 раз в месяц
30-35
20 мин
20 мин
30 мин
мин
3 раза в год
50-60
20-25 мин
20-25 мин
50-60 мин
мин
2 раза в год
2 раза в год
лето
Ежедневно индивидуально и подгруппами
14
Виды занятий
Утренняя
гимнастика
Физкультурные
занятия
Физкультминутки
Музыкальные
минутки
Корригирующая
гимнастика после
сна
Подвижные игры и
физические
упражнения на
прогулке
Модель режима двигательной активности детей
Варианты содержания
Особенности организации
-Традиционная гимнастика
-Аэробика
-Ритмическая гимнастика
-Корригирующая гимнастика
-Традиционные занятия
-Игровые и сюжетные занятия
-Занятия тренировочного типа
-Тематические занятия
-Контрольно-проверочные занятия
-Занятия на свежем воздухе
-Упражнение для снятия общего и
локального утомления
-Упражнения для кистей рук
-Гимнастика для глаз
-Гимнастика для улучшения слуха
-Дыхательная гимнастика
-Упражнения для профилактики
плоскостопия
-Разминка в постели –
корригирующие упражнения и
самомассаж
-Оздоровительная ходьба по
массажным и ребристым дорожкам
-Развитие мелкой моторики и
зрительно-пространственной
координации
-Подвижные игры средней и низкой
интенсивности
-Народные игры
-Эстафеты
-Спортивные упражнения (езда на
велосипедах, катание на санках)
-Игры с элементами спорта (футбол,
бадминтон, городки, баскетбол,
хоккей)
-Игры, которые лечат
-Музыкальные игры
-Школа мяча
Оздоровительный
бег
«Недели здоровья»
-Занятия по валеологии
-Самостоятельная
двигательнаядеятельность
15
Ежедневно утром, на
открытом воздухе или в зале.
Длительность 10-12 мин.
Два занятия в неделю в
физкультурном зале.
Длительность 20-35 мин.
Ежедневно проводятся во
время занятий по развитию
речи, ИЗО, формированию
математических
представлений.
Длительность 3-5 мин.
Ежедневно, при открытых
фрамугах в спальне или
группе.
Длительность 7-10 мин.
Ежедневно, на утренней
прогулке.
Длительность 20-25 мин.
На прогулке во второй
половине дня
Длительность 15-20мин.
2 раза в неделю, группами по
5-7 человек, проводится во
время утренней прогулки.
Длительность 3-7 мин.
Спортивные
праздники и
физкультурные
досуги
Самостоятельная
двигательная
деятельность
Участие родителей в
физкультурнооздоровительных,
массовых
мероприятиях,
занятиях
-Спортивные игры и упражнения
-Осенние и весенние чемпионаты по
прыжкам, бегу.
-Совместная трудовая деятельность
детей, педагогов и родителей
-Развлечения.
-Игровые
-Соревновательные
-Сюжетные
-Творческие
-Комбинированные
-Формирующие здоровый образ
жизни
-Самостоятельный выбор движений с
пособиями, с использованием
самодельного или приспособленного
инвентаря.
4 раза в год (в октябре, январе,
марте, июле)
Праздники проводятся 2 раза в
год.
Длительность не более часа.
Досуги - один раз в квартал.
Длительность не более 30 мин.
Ежедневно, во время
прогулки, под руководством
воспитателя.
Продолжительность зависит
от индивидуальных
особенностей.
Подготовка и проведение
физкультурных досугов,
праздников, дней здоровья.
10. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
Основная идея: здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных
мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать
решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:
- привитие стойких культурно – гигиенических навыков;
- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
- формирование первоначальных представлений об окружающей среде;
- формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
- выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить
свои состояние и ощущения;
- обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах;
- систематическая работа по формированию знаний и умений действовать в опасных
жизненных ситуациях.
Для осуществления формирования представлений о здоровом образе жизни в детском
саду необходимо создать условия:
- сотрудники должны быть внимательны и отзывчивы к детям, уважительно
относиться к каждому ребёнку;
- отношения между работниками детского сада должны строиться на основе
сотрудничества и взаимопонимания;
- организовать развивающую среду с учётом потребностей и интересов детей;
- проведение разнообразных, интересных и увлекательных развлечений, тематических
досугов, праздников;
- строить занятия на интересах детей, использовать индивидуальный подход
к каждому, совмещая деятельность взрослого и ребёнка;
- стремиться к снижению утомляемости ребёнка во время НОД
11. ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ ВОСПИТАННИКОВ
Правильное питание – это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья и
бодрости. От правильного питания зависит состояние здоровья детей. О нем необходимо
заботиться с раннего детства. Правильное питание обеспечивает детей необходимыми
витаминами, повышает сопротивляемость организма к вредным факторам и инфекциям.
Условия и организация питания обучающихся
Воспитанники Учреждения получают сбалансированное четырёхразовое питание,
обеспечивающее растущий организм детей энергией и основными пищевыми веществами.
При организации питания учитываются возрастные физиологические нормы суточной
потребности в основных пищевых веществах.
Организацию питания детей (получение, хранение и учёт продуктов питания,
производство кулинарной продукции на пищеблоке, создание условий для приёма пищи
детьми в группах и пр.) осуществляют работники Учреждения в соответствии со штатным
расписанием и функциональными обязанностями (заведующая, повар, кладовщик, работники
пищеблока, воспитатели, помощники воспитателей).
При распределении общей калорийности суточного питания детей, пребывающих в
МДОБУ 10,5 часов, используется следующий норматив: завтрак – второй завтрак, обед,
уплотнённый полдник.
Питание в Учреждении осуществляется в соответствии с примерным цикличным
десятидневным меню, разработанным на основе физиологических потребностей детей в
пищевых веществах с учётом рекомендуемых среднесуточных норм питания возрастных
категорий: для детей с 1,5 до 7 лет, утверждённым заведующим. При составлении меню и
расчёте калорийности соблюдается оптимальное соотношение пищевых веществ (белков,
жиров, углеводов).
На основании утверждённого примерного меню ежедневно составляется меню –
требование установленного образца, с указанием выхода блюд для детей разного возраста,
которое утверждается заведующим.
Приготовление блюд осуществляется на основе технологических карт оформленных в
картотеке блюд в соответствии с десятидневным меню.
При отсутствии, каких либо продуктов, в целях полноценного сбалансированного
питания, производится замена на равноценные по составу продукты в соответствии с
утверждённой СанПиН таблицей замены продуктов по белкам и углеводам.
В целях профилактики гиповитаминозов в Учреждении проводится круглогодичная
искусственная С-витаминизация готовых блюд. Препараты витаминов вводят в третье блюдо
после охлаждения непосредственно перед выдачей.
17
Выдача пищи на группы осуществляется строго по утверждённому графику только
после проведения приёмочного контроля бракеражной комиссией. Результаты контроля
регистрируются в «Журнале бракеража готовой кулинарной продукции».
Пищевые продукты хранятся в соответствии с условиями их хранения и сроками
годности, установленными предприятием – изготовителем в соответствии с нормативнотехнической документацией. Складские помещения для хранения продуктов оборудованы
приборами для измерения температуры и влажности воздуха, холодильным оборудованием с
контрольными термометрами.
Устройство, оборудование и содержание пищеблока Учреждения соответствует
санитарным правилам к организациям общественного питания. Всё технологическое и
холодильное оборудование в рабочем состоянии.
Для приготовления пищи используется электрооборудование, электрическая плита. В
помещении пищеблока проводится ежедневная влажная уборка, генеральная уборка по
утверждённому графику.
Принципы организации питания:
- выполнение режима питания;
- культурно- гигиенические правила приёма пищи и поведения детей за столом;
- ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;
- эстетика организации питания;
- индивидуальный подход к детям во время приема пищи
- правильная расстановка мебели в соответствии с возрастом
- формирование определенных знаний и навыков правильного питания детей;
- способствовать развитию у детей устойчивого интереса к сохранению своего
здоровья.
12. ПЛАН СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ
ПО ВОПРОСАМ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Дата
сентябрь
октябрь
ноябрь
Наименование мероприятия
Педагогическая гостиная «Давайте познакомимся»
Выставка литературы «Рождаюсь, расту, развиваюсь»
Анкетирование «Путь к здоровью, силе, бодрости»
Консультация для родителей. «Как помочь ребенку в период
адаптации?»
Составление паспорта здоровья
Беседа с детьми на тему «Полезное – не полезное
Консультация «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья
детей»
Анкетирование «Заботитесь о здоровье детей?»
Конференция «Гигиена детства»
Листовка «Здоровый быт детей в семье»
Мастер-класс «Подвижные игры в детском саду»
Проведение ОД «Витамины и полезные продукты»
Консультация «Утренняя гимнастика с малых лет»
Папка-передвижка «Здоровье - прежде всего»
Круглый стол «Режим дня в жизни ребенка»
Школа для родителей «Советы Айболита» Тема: «Формирование
правильной осанки»
18
Ответственный
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
Мед. сотрудн
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Беседа с детьми «Мы были в гостях у врача»
Досуг для детей «Если ты заболел»
Продуктивная деятельность. Лепка «консервируем овощи и фрукты»
Консультация «Организация физического воспитания детей в семье»
Листовка «Профилактика детской близорукости»
Устный журнал «Помогите ребенку укрепить здоровье»
Газета «На пути к здоровью»
Советы родителям «Веселая физкультура в квартире»
Продуктивная деятельность. Аппликация «Хозяйка однажды с базара
пришла»
Консультация «Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости
ребенка»
Папка-передвижка «Профилактика ОРВИ»
Листовка «Как идти с ребенком на прием к врачу»
Катание на лыжах
Памятка «Создание благоприятной семейной атмосферы»
Вечер для родителей «Играем вместе»:
Театрализация сказки «Колобок»
Катание на лыжах
Советы Айболита «Профилактика плоскостопия»
Консультация «Питание ребенка-дошкольника»
Конференция по оздоровлению детей
Листовка «Релаксационная гимнастика после сна»
День открытых дверей «Мы вместе»
Папка-передвижка «Больше внимания осанке»
Дидактические игры и упражнения «чудесный мешочек», «узнай и
назови овощи»
Неделя здоровья дома «Дружная семья»
Анкетирование «Соблюдаете режим?»
Консультация «Спортивный уголок дома»
Памятка «Тонкий лед»
Консультация для родителей «Детские слезы»
Беседа с детьми «Чистота и здоровье»
Продуктивная деятельность. Аппликация «Мыло пенится в корыте, мы
стираем посмотрите»
Педагогическая гостиная «Дыхание – основа здоровья»
Школа для родителей «Советы Айболита» Тема: «Вечерние игры»
Развлечение «Здравствуй, весна»
Папка-передвижка «Что делать до прихода врача, или первая помощь»
Групповое родительское собрание
Тема: "Забота о здоровье ребенка".
13. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Заведующий ДОУ:
- общее руководство по внедрению программы;
- ежемесячный анализ реализации программы;
19
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
медсестра
воспитатель
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
- контроль соблюдения охраны жизни и здоровья детей.
Старший воспитатель:
- нормативно – правовое, программно – методическое обеспечение реализации
программы;
- проведение мониторинга (совместно с педагогами);
-контроль реализации программы.
Медсестра:
- выявление часто и длительно болеющих детей;
- определение оценки эффективности показателей физического развития, критериев
здоровья;
- составление плана диспансеризации;
- гигиеническое воспитание и обучение детей и родителей;
- контроль реализации программы.
Инструктор по физкультуре:
- определение показателей двигательной подготовленности детей;
- физкультурные занятия;
- закаливание (физкультурные занятия на воздухе, при открытых окнах;
- утренняя гимнастика в сочетании с воздушными ваннами.
- проведение оздоровительных занятий (подгрупповые и индивидуальные);
- реализация программы здоровьесбережения.
Музыкальный руководитель:
- реализация здоровьесбережения в образовательной деятельности.
Педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед:
- реализация здоровьесбережения в образовательной деятельности;
- обеспечение эмоционального благополучия детей и сотрудников.
Воспитатели:
- реализация программы здоровьесбережения;
-пропаганда здорового образа жизни;
- пропаганда методов оздоровления в коллективе
детей; Заведующий хозяйством:
- обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ;
- создание материально – технических условий;
- контроль выполнения персоналом санитарно – гигиенических условий при
реализации программы;
Повар:
- контроль соблюдения технологии приготовления блюд и рационального питания;
Младшие воспитатели:
- соблюдение санитарно – гигиенического режима;
- помощь педагогам в организации образовательной деятельности;
- реализация программы здоровьесбережения
14. ГЛОССАРИЙ
Валеология «общая теория здоровья»- наука о здоровом образе жизни.
Утренняя
гимнастика
важна
для
закаливания
организма,
повышения
работоспособности детей после сна и регулярной физической тренировки в целях
совершенствования мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Ее
следует проводить при открытой форточке. Свежий воздух воздействует на кожные
20
рецепторы холодом, что способствует быстрому повышению возбудимости ЦНС и
восстановлению нормальной работоспособности.
Утренняя гимнастика может проводиться в различной форме.
Традиционная утренняя гимнастика состоит из двигательных упражнений (различные
виды ходьбы и бег), комплекса общеразвивающих упражнений для разных групп мышц,
прыжков в чередовании с ходьбой, дыхательных упражнений и заключительной части
(ходьбы). Вводная и заключительная части выполняются в кругу, для исполнения комплекса
упражнений дети строятся в колонны.
Игровая гимнастика включает 3-6 имитационных упражнений. Образные движения
объединяются одной темой. Этот вид утренней гимнастики используется в работе с
младшими дошкольниками.
Гимнастика с использованием различных предметов проводится как традиционная
утренняя зарядка с гимнастическими палками, обручами, лентами, флажками, мешочками и
т.д.
Оздоровительные занятия проводятся регулярно.
Музыкальные занятия в ходе проведения используются ритмические, музыкальнодидактические, речевые, хороводные, музыкальные коммуникативные, пальчиковые игры,
игры с пением. Большое внимание на занятиях уделяется упражнениям на развитие дыхания.
Динамические паузы- заполненная разнообразными видами двигательной
деятельности, отличающейся значительным преобладанием умственной нагрузки или
однообразием движений. Динамические паузы предназначены для предупреждения
утомления и снижения работоспособности. Поэтому они проводятся во время занятий по
математике, развитию речи, ИЗО-деятельности.
Снять напряжение также помогают физминутки, логоритмическая гимнастика,
пальчиковые игры.
Физкультминутки-проводятся с целью повышения умственной работоспособности и
снижения утомления, обеспечивают кратковременный активный отдых. Физкульминутка
состоит из 3-4 упражнений для больших групп мышц, активизирующих дыхание и
кровообращение.
Логоритмическая гимнастика - форма активного отдыха для снятия напряжения после
продолжительной работы в положении сидя. Она выполняется под музыку, чтения
стихотворения или пения детей и педагога. Логоритмические упражнения объединяются в
комплексы общеразвивающих упражнений, в которых задействованы все группы мышц.
Пальчиковые игры - развивают у детей мелкую моторику, координацию движений и
внимание, активизируют речевые навыки, мышление и память.
Профилактическая гимнастика - проводится с целью повышения функциональных
возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья. Профилактическую
гимнастику можно проводить во время занятий, перед прогулкой, приемом пищи, началом
игровой деятельности, в любую свободную минутку. Продолжительность - 2-3 минуты.
Массаж - система приемов дозированного механического воздействия на кожу и
подлежащие ткани тела человека.
Самомассаж - способ регуляции организма, один из приемов регулирования
кровотока. Детей обучают выполнять поглаживающие, разминающие, постукивающие и
похлопывающие движения в направлении кровотока.
Гимнастика для глаз - упражнения для глаз включают фиксацию зрения на различных
точках, движении взгляда. Упражнения способствуют восстановлению нормального зрения,
рекомендуется выполнять 2 раза в день.
Дыхательная гимнастика - способствует нормализации дыхания, укрепляет
дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в легких.
21
Дыхательные упражнения выполняются 2-5 минут, можно стоя, сидя и лежа на спине.
Бег, ходьба, подвижные и спортивные игры на прогулке - один из способов тренировки и
совершенствования выносливости. В начале и в конце прогулки дети выполняют пробежку,
после чего переходят на ходьбу, шагая в ритме.
Подвижные и спортивные игры развивают у детей наблюдательность, восприятие
отдельных вещей, совершенствуют координацию движений, быстроту, силу, ловкость,
меткость, выносливость и другие психофизические качества.
Игры необходимо подбирать игры с учетом возраста детей, учитывая степень
подвижности ребенка в игре. Игры должны включать различные виды движений и содержать
интересные двигательные игровые задания.
Релаксационные упражнения и бодрящая гимнастика - выполняются для снятия
напряжения в мышцах, вовлеченных в различные виды активности. Релаксация - состояние
покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения, после сильных
переживаний или физических усилий. Рекомендуется выполнять релаксационные
упражнения перед дневным сном с использованием музыки и ароматерапии.
Бодрящая гимнастика - проводится после дневного сна Цель: сделать более
физиологичным переход от сна к бодрствованию, улучшить настроение детей и поднять
мышечный тонус. После пробуждения дети выполняют некоторые упражнения в постели,
потягиваются, встают и ходят по массажным коврикам («дорожкам здоровья»).
Закаливание - повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям,
способствует ускорению обмена веществ, оказывает благотворное влияние на
психосоматическое состояние ребенка.
Интегрированное занятие - это занятие, которое направлено на раскрытие целостной
сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются
в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение
22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Егоров Б.Б. Актуальные проблемы здоровья детей дошкольного возраста// дети
России образованы и здоровы. - М.,2009г.
2. Каменская В.Г. Котова С.А. Концептуальные основы здоровьесберегающих
технологий развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное
пособие. - СПб., 2008г.
3. Лукина Г.Г. К вопросу о стратегии оздоровления дошкольников в процессе занятий
физическими упражнениями.- СПб., 2010г.
4. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для
педагогов дошкольных учреждений.- М., 2000г.
5. Сочеванова Е.А. Вариативность содержания региональной программы по
физической культуре дошкольников. - СПб., 2007г.
6. Филиппова С.О. Некоторые проблемы организации оздоровления детей в
дошкольном учреждении. - СПб., 2009г.
7. Филиппова С.О. Физическая культура в системе образования дошкольников. - СПб.,
2002г.
8. Авдеева Н.Н., Князева О.Л. Программа «Основы безопасности детей дошкольного
возраста». - М., 2000г.
9. Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.,1993г.
10. Береснева, З.И. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ.- М.,
2005г.
11. Васильева М.А. «Программа воспитание и обучения ребенка в детском саду». - М.,
2003г.
12. Волошина, Л.Н. Играйте на здоровье.- М., 2003г.
13. Кочеткова Л.В.. Оздоровление детей в условиях детского сада.- М., 2007г.
14. Крылова И.И.. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного
учреждения: проектирование, тренинги, занятия.- В., 2009г.
15. Сивачева, Л.Н. Физкультура-это радость! Спортивные игры с использованием
нестандартного оборудования СПб., 2002г.
16. Утробина, К.К. Занимательная физкультура для дошкольников.- М., 2003г.