Пояснительная записка Интерес к рисованию появляется у детей после первого года жизни. Малыш знакомится с бумагой, карандашами, красками и сначала играет с ними, а после наблюдения за взрослым, малыш начинает подражать его действиям и, ”овладев” пишущим предметом приходит к радостному открытию ,что и он может оставлять след на бумаге, и не только… Рисование для детей - игра, и используя игры, игровые приемы и пальчиковую гимнастику, создается непринужденная творческая атмосфера для работы. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают, раскрепощают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Ведь рисование для ребенка не только игра, но и радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, поэтому очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Даже маленькие неудачи малыша могут свести на нет желание заниматься изобразительной деятельностью, поэтому использование нетрадиционных приемов создания рисунка, обеспечивает элементы сюрприза, дарит малышам много положительных эмоций и помогает сформировать у них устойчивый интерес к данной деятельности. Рисование – интересный и полезный вид деятельности. Часто этот вид деятельности несёт в себе и элементы психотерапии – успокаивает, отвлекает ребёнка. Ведущая роль в становлении личности, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства – явления эмоционально-образного. Специфика искусства, особенности языка различных его видов делают его художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения, и развития подрастающего поколения. Академик Д.С.Лихачёв сказал: «Человек живёт в определенной окружающей 2 среде. Загрязнение делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству… Человечество тратит миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, но чтобы сохранить ту окружающую нас часть природы, которая дает нам возможность эстетического и нравственного отдыха. Целительная сила природы хорошо известна… Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда созданная культурой его предков и им самим». Формирование культуры творческой личности предполагает развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, нравственных основ и деятельностного отношения к природе, её сохранению и защите. Программа составлена на основе методических рекомендаций Роньжиной А.С., Давыдовой Г.Н., Казаковой В.Г., Фатеевой А.А. и программы по изобразительному искусству «Природа и художник» Копцевой Т.А. Содержание программы нацелено на формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям. В процессе деятельности организуется процесс созерцаний произведений искусств, созданных мастерами прошлого, собственного созидания и процесса общения. Знакомство и освоение нестандартных техник изображения, новых интересных материалов, которые позволяют ребёнку лучше выразить свое отношение к окружающему миру. Для дошкольников старше 4 лет, структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Основные разделы программы группируются вокруг единой темы. Содержание каждого года основывается на четырех тематических блоках: Мир природы, Мир животных, Мир человека, мир искусства. Каждый блок дополняет друг друга. В конечном смысле это позволяет сформировать мысль о том, что человек – часть общей природы и не может существовать отдельно от неё. 3 Первый блок - Мир природы. Изображение различными художественными материалами: неба, трав, плодов и т.п. Знакомство с мастерами пейзажа и натюрморта, с искусством декоративно-прикладного искусства. Второй блок – Мир животных. Погружение в изображение птиц, рыб, насекомых. Знакомство с творчеством анималистов, графиков. Опыты с материалами и их сочетание между собой. Третий блок – Мир человека. Это не только изображение человека, но это мир фантазий и увлечений человека, то, чем он пользуется сейчас или пользовался ранее (посуда, костюмы, транспорт, архитектура и т.п.). Знакомство с портретистами, с творчеством книжных иллюстраторов. Четвертый блок – Мир искусств. Изображение сюжетов сказок, музыкальных или театральных представлений. Знакомство с произведениями живописцев, графиков, дизайнеров, (создание рекламы), работы народных умельцев. Структура занятия 1. Беседа 2. Рассматривание репродукций картин разных художников 3. Игры – имитации движений, пантомимы 4. Художественное слово 5. Опыты с разными материалами 6. Самостоятельная деятельность 7. Заливка фона Цель программы – Создание условий для развития интереса к первым открытиям в процессе экспериментирования, для овладения новыми техниками рисования. Формирование у дошкольников художественной культуры, приобщения к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям. 4 Задачи: 1. Формировать у детей способность чувствовать и понимать красоту в окружающем мире. Развивать эстетические чувства. 2. Развивать интерес к творчеству, экспериментированию, формировать правила пользования различными материалами (традиционные и необычные). 3. Развивать желание делать полезное и необычное своими руками. 4. Воспитывать уважение к людям труда, созданным ими предметам и к объектам природы. 5. Воспитывать уверенность в своих силах. Программа рассчитана на пять лет обучения для детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет. Предполагаемый результат 1. Дети освоили нетрадиционные техники рисования; 2. Овладели умением работать с новыми материалами; 3. Свободно используют в своей деятельности сочетание различных материалов и смешение различных техник; 4. Сформирован интерес к произведениям искусства и любовь к природе. 5. Сформировано ценностное, эмоциональное отношение к своему труду и труду других людей; 6. Развиваются творческие способности дошкольников, растёт уверенность в своих возможностях. 7. Сформировано желание доставлять радость близким и окружающим его людям. 5 ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Возрастные характеристики детей 2 - 3 лет У детей раннего возраста ещё не сформированы многие навыки. Они не умеют ориентироваться на листе бумаги, выходят при рисовании за её край. Часто такое отсутствие умений сердит и расстраивает деток, и они оставляют попытки нарисовать задуманное. В этом случае рисование может надолго задержаться на уровне хаотических линий и цветовых пятен. Важно не упустить возможности, которые открываются именно в раннем возрасте. При умелой организации занятий и учете психологических и физиологических особенностей детей 1-3 лет рисование может стать одним из любимых занятий. Самый доступный способ развить у детей творческое начало - заинтересовать их рисованием. В процессе творчества у детей развивается воображение, образное мышление и вкус. Задачи для детей младшего возраста: - Образовательные: 1. Учить детей пользоваться красками и кисточкой 2. Знакомить детей с цветовой гаммой, 3. Знакомить детей со свойствами материалов (пластилином, солёным тестом, красками, бумагой и т. д.) - Воспитательные: 1. Воспитывать у детей аккуратность, желание сделать самому . 2. Побуждать у детей желание экспериментировать, используя разные техники нетрадиционного рисования. - Развивающие: 1. Развивать у детей творческие способности, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, внимание. Предполагаемый результат для детей младшего возраста: В результате освоения данной программы дети к концу года смогут: -правильно подбирать цвета, соответствующим предметам, - научатся правильно пользоваться разными материалами и кисточкой, 6 - активнее будут проявлять свои способности. -у них будет более развито чувство композиции и зрительная память. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Возрастные характеристики детей 3 - 4 лет Маленьким художникам очень понравится рисовать ладошками. Этот метод положительно влияет на развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста, что в свою очередь имеет воздействие на развитие речи, интеллекта, познавательной активности ребят. С помощью красок ребенок получает представление о том, какие бывают цвета, а также о том, что смешивая две разные краски, можно получить совершенно новый цвет. Учебный план № Разделы программы 1 «Дары осени» (использование тычка, пальчиков, рисование ладошкой) «Ветер-ветер, ты могуч!» (рисование оттисками листочков, шариков) «Дом нужен всем!» (рисование пробкой, ватной палочкой) «Новогоднее чудо» (рисование свечой, тычкование) «Зимние узоры» (использование формочек из разных материалов) «Первые мазки» (палочки, кисть, пальчики) «Все, что движется!» (рисуем, соблюдая границы и контуры по трафаретам) Итого: 2 3 4 5 6 7 количество в месяц в год 1 10 2 16 0,5 4 1 8 2 16 1 10 0,5 4 8 занятий 68 занятий 7 Календарный учебный график месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Итого: Количество недель 4 4 4 4 3* 4 4 4 3* 34 недели Количество занятий 8 8 8 8 6 8 8 8 6 68 занятий Количеств о минут по 15мин. по 15мин. по 15мин. по 15мин. по 15мин. по 15мин. по 15мин. по 15мин. по 15мин. Итого 120 120 120 120 90 120 120 120 90 1020мин. = 17 часов * в эти месяцы на праздничные дни государство выделяет дополнительные дни отдыха. Тематический план деятельности с детьми 2 - 4 лет Месяц Тема занятия Сентябрь 1)Здравствуй, детский сад! 2) Мой любимый дождик 3) Превращение ладошки. (солнышко) 4) Фрукты для ежа 5)Веточка рябины 6) Осеннее деревце Октябрь 1) Гуси-гуси Задачи Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. Знакомство с пальчиковой техникой рисования. Показать приём получения коротких линий из точек (мелкий дождик, капельками и сильный, как ливень). Знакомить с нетрадиционной техникой рисования ладошкой. Показать приём получения точек. Развивать интерес и положительное отношение к рисованию. Упражнять в рисовании ладошкой (крона дерева), развивать умение рисовать прямые вертикальные линии (ствол) кистью. Изображение птиц ладошкой. 8 2) Компот 3) Подводное царство. 4)Маринуем овощи 5) Шарики воздушные, ветерку послушные... 6)Шапочка (монотипия) 7)Нарисуем что хотим (по замыслу) Ноябрь декабрь 1)Кубик-рубик (штриховка) 2)Мишка косолапый 3) Домик для мишки 4)Синицы и снегири 5) Валенки 6)По замыслу 1)Волшебные снежинки 2) Зима пришла (Фиолетовый лес) по мокрому 3) Зайчик беленький сидит… 4)Новогодние игрушки Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиком. Подводить детей к созданию несложной композиции. Упражнять в рисовании рыбок ладошками, а пальчиками – водоросли. Знакомить с техникой рисования поролоном. Вызвать интерес к сочетанию разных изо материалов: воздушные шарики изображать кистью, а ниточки к ним — ватными палочками. Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Упражнять в нанесении рисунка по всей поверхности листа (шарики в воздухе и на земле). Оттиск пробкой Тычок Пластилинография Трафарет Тонирование с узором Знакомство с техникой рисования свечой . Учить аккуратно закрашивать жидкой краской лист с уже нанесенным свечой рисунком. Обогащать сюжет детской игры Упражнять в рисовании пальчиками, ватными палочками, Познакомить с новым нетрадиционным изоматериалом — губкой, и способом рисования ею (тампонирование сугробов на земле). 9 5)Праздничная елочка 5)Новогодний салют! 6) Дед Мороз январь 1) «Мои рукавички» 2)Снеговичок 3)Зимний денек (коллективная работа) 4)Маленькой ёлочке холодно зимой... Знакомить с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Упражнять в технике тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация фактуры колючей хвои дерева). Упражнять в рисовании ватными палочками; учить располагать мазки в ряд, используя зрительный ориентир (дугообразные линии) — «зажжём огоньки на ёлочке». Продолжать работу с детьми в технике тычкования (имитация салюта) Развивать чувство ритма. Продолжать воспитывать интерес к изобразительной деятельности. Учить детей ритмичными мазками украшать силуэт готовой формы. Упражнять в технике тычкования жёсткой кистью (раскрашивание силуэта снеговика). Учить дополнять рисунок простыми деталями, дорисовывая их фломастерами (глазки, носморковка, пуговки на шубке). Знакомить детей с техникой бумагопластики: сминать бумажную салфетку и пытаться скатывать её в плотный комочек. Создание несложной сюжетной коллективной композиции («укутаем деревья в лесу снежком»). 10 февраль 1)Машина 2) Самолет летит и мотор гудит 3) Украсим чашку для папы 4)Разноцветные рыбки март 1)Мимоза для мишкиной мамы 2)Красивый букет для мамы 3) Матрешка. Продолжать знакомство с техникой рисования свечой. Закрашивание жидкой краской листа бумаги с уже нанесённым свечой рисунком. Знакомить детей с техникой рисования по трафарету. Побуждать свободно располагать штрихи на всей поверхности листа. Упражнять в рисовании ватными палочками, Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа. Упражнять в технике печатания различными печатками (пробками, картофельными матрицами в виде цветочков, кружков). Формировать умение создавать элементарный узор из простых элементов, чередуя его по цвету. Развивать чувство ритма. Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство — делать ею отпечаток. Закреплять умение дополнять изображение деталями (дорисовывать фломастерами чешуйки на туловище рыбки, глаза). Учить рисовать элементарный цветок, нанося рисунок равномерно в определённых местах. Продолжать упражнять в технике рисования ватными палочками, располагая мазки по всей поверхности (чередование цвета). 11 4)Мячик 5) Пирамидка апрель 1)Шарфик для куклы 2)На ракете полетим 3) Капают сосульки 4)Скворечник 5)Лук-лучок май 1) «Смотрит солнышко в окошко» (коллективная работа) 2)Весна пришла и еж проснулся Развивать чувство ритма. Продолжать учить детей рисовать, не выходя за контур изображения. Продолжать учить детей изображать формы похожие на округлые. Располагать их по всему листу (мячики прыгают). Вызывать у детей интерес к рисованию. Продолжать учить сочетать различные нетрадиционные техники рисования: пальчиком изображать круги, ватными палочками — прямые и волнистые линии. Упражнять в технике печатания картофельными печатками (звезды в космосе), в рисовании ватными палочками прямых линий («заправим двигатель ракеты топливом»). Упражнять в технике рисования художественными мелками. Продолжать учить детей рисовать, не выходя за контур изображения. Продолжать учить детей изображать формы похожие на округлые. Располагать их по нижней части листа бумаги (лук растет). Вызывать у детей интерес к рисованию. Закреплять умение рисовать ладошкой: изображение ладошками солнечных лучиков. Продолжать учить сочетать различные нетрадиционные техники рисования: пальчиком изображать круги, 12 3)Цыплята (коллективная работа) ватными палочками — прямые и волнистые линии. Отрабатывать приём рисования кистью и 4) Одуванчик красками, упражнять в тычковании жёсткой кистью Развивать эстетическое восприятие. Упражнять детей в технике печатанья печатками. Учить рисовать цветок со стебельком и травкой. Закреплять приём примакивания. Развивать чувство композиции. Работа с родителями ранний возраст (с 2 до 3 лет): Сентябрь – реклама на родительском собрании Октябрь – «Нетрадиционное рисование в развитии детей раннего возраста» (консультация для родителей) Ноябрь –Порисуйте вместе (рисование на стекле). Портрет мамы. Декабрь – Рисуем солью (семинар-практикум для родителей) Январь – Особенности изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста (публикация на сайте) Февраль – «Рисование самыми необычными вещами» (мастер-класс) Март – «Все маленькие дети – художники» (папка-передвижка) Май – Открытый урок для родителей. «Полезные советы по развитию творческих способностей детей». (памятки для родителей) ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Возрастные характеристики детей 4 - 5 лет У детей имеются представления об эстетическом в окружающем мире, они ярко, эмоционально реагируют на красивое. Значительное развитие получает изобразительная деятельность, совершенствуется ее техническая сторона. Она 13 вызывает интерес детей к экспериментированию. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать. В этом возрасте дети способны анализировать объекты по цвету и форме, величине, качеству материалов. В собственной изобразительной деятельности дети создают индивидуальные образы, которые отличаются декоративностью и эмоциональным отношением, выраженным в цвете, графике, композиции. Движения детей стали значительно более уверенными и разнообразными. Дети уверенно держат в руках карандаш, рисуют людей. животных, окружающие предметы, пытаются изображать Дошкольники испытывают острую потребность в эмоционально- окрашенной деятельности, которая является для них способом психологической разгрузки. Педагог развивает эстетические чувства детей. Он обращает их внимание на красоту природы, знакомит с разнообразием изобразительных средств. Доброжелательное, заинтересованное отношение воспитателя к детским вопросам и проблемам, готовность обсуждать их на равных помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой — укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Учебный план № Разделы программы 1 2 3 4 5 «Мир природы» «Мир животных» «Образ человека» «Мир искусств» «Творческие идеи» Итого: количество в месяц в год 1 8 2 18 0,5 4 1 10 2,5 20 7.5 = 8 занятий 60 занятий 14 Календарный учебный график месяц Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Итого: Количество недель 4 4 4 3* 4 4 4 3* 30 недель Количество занятий 8 8 8 6 8 8 8 6 60 занятий Количество минут по 20мин. по 20мин. по 20мин. по 20мин. по 20мин. по 20мин. по 20мин. по 20мин. Итого 160 160 160 120 160 160 160 120 1200мин. = 20 часов * в эти месяцы на праздничные дни государство выделяет дополнительные дни отдыха. Учебно-тематический план деятельности для детей 4-5 лет № Тема занятия Кол-во часов Сроки Блок «Мир природы» 1 Образы неба. Яркое солнышко 2 2 Образы земли. Большие и маленькие 2 октябрь деревья 3 Дары природы (аппетитные, ароматные, 2 сладкие) 4 Образы цветов. Грустный и весёлый 2 Блок «Мир животных» 5 Образы животных. Черепаха весёлая и 2 грустная 6 Образы животных. Колючий ежик. Семья 2 7 Образы птиц. Сказочная птица. 2 8 Образы птиц. Мудрая сова. 2 9 Образы домашних животных. 2 ноябрь Кот усатый, полосатый. 10 Образы диких животных. 2 декабрь 15 Мишка спит в берлоге. 11 Образы диких животных. 2 Зайка на лесной полянке. 12 Новый год 2 13 Образы подводного мира. Морская 2 январь звезда, морской конёк, медуза. Блок «Образ человека» 14 Образ человека. Моя семья (портрет 2 папы, брата или деда) 15 Образ человека. Портрет мамы, сестры 2 или бабушки. Блок «Мир искусств» 16 Любимые телепередачи. Каркуша – 2 февраль любимая ворона. 17 Хрюша – весёлый поросенок. 2 18 Степашка – дружелюбный заяц. 2 19 Художник-гример. Клоун весёлый и 2 печальный. 20 Архитектор. 2 март Строим цветочный город. Блок «Творческие идеи» 21 Натюрморт. Цветы в вазе. 2 22 Домашние птицы. На птичьем дворе. 2 23 Образы деревьев. Семья хвойных 2 деревьев. 24 Собака – друг человека. 25 Образ цветов. Одуванчик – толстые щёки. 2 26 Заботливые пчёлы, шмели, осы. 2 27 Важные жуки и весёлые бабочки. 2 2 апрель 16 28 Лесная полянка 2 май 29 Домик на опушке 2 30 Красные маки. 2 Итого 60 занятий Содержание курса для детей 4-5 лет Блок «Мир Природы» Изображение одухотворённых образов – неба, солнца, земли, деревьев, трав и цветов, овощей и фруктов. Знакомство со свойствами материалов, с техникой изображения по-сырому (акварель). Используют в работе различные художественные материалы – гуашь, акварель. Пробуют рисовать тампонами из губки, пальцами. Учатся работать на большом формате листа А3, заполнять весь лист изображением. Блок «Мир животных» Изображение птиц, насекомых, диких и домашних животных, рыб. Подбор цвета фона в зависимости от настроения всего рисунка. Работа большими кистями, смешивание цвета, путём наложения краёв цвета. Изображение животных по настроению через позу, цвет фона, прорисовка деталей. Работа над соотношением частей – пропорциями. Учимся передавать особенности внешнего вида техникой – тычком и с помощью ватных тампонов. Комбинирование техник на одной работе: заливка фона по-сырому, рыбки – гуашь. Блок « Образ человека» Знакомство с особенностями портретной живописи. Рассматривание различной мимики на лице, выражение настроения с помощью мелких деталей. Упражнение на общем мольберте: все рисуют различные детали на одном портрете. Учатся пользоваться фломастерами для изображения мелких деталей лица. Растирание фона лица и шеи с помощью пастели (растушевка ватными дисками). Блок «Мир искусств» 17 Изображение персонажей любимой детской передачи. Знакомство с изображением зверей: разные по толщине поросята, по настроению зайчика (ушки подняты или опущены). Способы растирки персонажей грифелем пастели: техникой «плашмя» - туловище, торцом – лапы, глаза. Более мелкие детали фломастерами. Знакомство с особенностями работы людей творческих профессий (художникгримёр). Продолжаем работу с портретами людей. Материал – гуашь. Творческое задание: не простой человек, а клоун, который должен выступать на арене цирка. Какой он - грустный или весёлый. Архитекторы строят домики из кубиков и кирпичиков для Незнайки и его друзей. Строительство идёт последовательно с прорисовкой каждой детали, а цветы должны быть большими. Блок «Творческие идеи» Букет цветов в вазе. Для изображения цветов используем тычки и свои пальчики. Выбор трафарета понравившейся вазы и её украшение печатными деталями (штампы). Домашние птицы. Используя круги и треугольники разных размеров, а также необычные формы (капелька, полумесяц и др.), изобразить жителей птичьего двора по сказке Андерсена. Семья хвойных деревьев. Изображение елочки – мамы и елочки – деточки, которые наклонили друг к другу головки – макушки. Зелень большой елки изображается разными оттенками: смешением черной и желтой красок, а маленькой – синей и желтой, трава под деревьями тем и другим способом. Собака – друг человека. Изображение мордочки животного настроении, сравнение техники с изображением в определённом человеческого портрета: изобразить голову в виде круга или овала, глаза (колесики, кружочки, лимончики), нос, рот (улыбающийся или печальный), ушки ( на макушке или опущенные вниз – грустные), усы (торчащие вверх – веселые, опущенные вниз – печальные, усталые), особое внимание обратить на выражение глаз (расположение зрачков у собаки). 18 Одуванчик – толстые щеки. Детям предлагается использовать пастель способом «растирки» или фломастеры, используя точечную технику. Заботливые пчелы, шмели, осы. Основа для рисунка – овалы разного размера, расположенные по всей поверхности листа – превращаются в насекомых. В работе используется техника «тычка» гуашью. По такому же принципу изображаются важные жуки и весёлые бабочки. Лесная полянка. Изображение разных насекомых в траве, на цветах, в полете: пальчиковой живописью и способом «тычка». Домик на опушке. Картинка природы, изображенная гуашью. В центре композиции бревенчатый домик лесника. Под кустами зайчики или ежики в технике тычком. Красные маки. Фон желто-зелёной гаммы акварелью по-сырому. В центре крупные цветущие маки рисуют дети пальчиками в гуашь. Планируемые результаты деятельности III года обучения - к концу года осваивают техники рисования: тычком, пальчиковую живопись, посырому, губками разных размеров, - знакомы со свойствами некоторых материалов: гуашь, акварель, пастель, мелки. - освоили возможности изображений на всей поверхности листа. - у детей развиваются: воображение и творческие способности в выборе материалала и техники, - речь детей становится насыщеннее, богаче эпитетами. - воспитывается любовь к природе, к предметам искусства, созданными руками человека. 19 ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Возрастная характеристика детей 5-6 лет Дети уже способны решать задачи в наглядном плане, совершать преобразования предметов, оценивать последовательность взаимодействия групп объектов, перемещающихся навстречу друг другу. Довольно уверенно осваивают ориентацию на плоскости листа. Дети могут наблюдать явления природы, анализировать их, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Они бережно относятся к природному окружению, проявляя разумную осторожность. Дети проявляют самостоятельно разнообразные экспериментировать с познавательные новыми для интересы; них могут материалами, устанавливать причинно-следственные связи. Они имеют представления о предметах ближайшего окружения, их физических качествах и свойствах, могут охарактеризовать по различным признакам. Рисование – любимое занятие старших дошкольников, ему они посвящают много времени. Детям этого возраста нравится устраивать выставки рисунков. Они гордятся своими успехами. С удовольствием осваивают новые техники изображения, пользуются разными материалами, смешивают их, экспериментируют. Рисунки приобретают сюжетный характер. У детей развита потребность в прекрасном окружении, к красивым предметам, интерес к искусству. Дети знакомы с разными видами изобразительного искусства: народным и декоративно-прикладным, скульптурой, живописью, графикой. Дети в художественной форме воплощают свои представления, переживания, чувства, мысли. Они уже хорошо владеют изобразительными умениями, могут передавать форму изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов. 20 Учебный план № Разделы программы 1 2 3 4 «Мир природы» «Мир животных» «Мир человека» «В мире литературных образов» Итого: количество в месяц в год 1 8 3 24 0,5 6 3 22 7.5 = 8 занятий 60 занятий Календарный учебный график месяц Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Итого: Количество недель 4 4 4 3* 4 4 4 3* 30 недель Количество занятий 8 8 8 6 8 8 8 6 60 занятий Количество минут по 25мин. по 25мин. по 25мин. по 25мин. по 25мин. по 25мин. по 25мин. по 25мин. Итого 200 200 200 150 200 200 200 150 1500мин. = 25 час. * в эти месяцы на праздничные дни государство выделяет дополнительные дни отдыха. Тематический план деятельности для детей 5-6 лет № Разделы и темы занятий Кол-во часов Сроки Блок «Мир природы» 1 Образы неба, деревьев. Семья деревьев. 2 2 Образы цветов. Цветик – многоцветик. 2 3 Образы земли и неба. Звёздная ночь. 2 4 Натюрморт «Изобилие» (дары природы) 2 октябрь Блок «Мир животных» 5 Осенний урожай (дары природы). 2 21 6 Портрет Волшебницы Осени. 2 7 Образы подводного мира. Рыбы 2 ноябрь маленькие и большие. 8 Образы птиц. Птичье семейство. 2 9 Семья белых медведей на темном фоне. 2 10 Семья бурых медведей на зеленом фоне 2 11 Волшебные снежинки. Ледяные цветы 2 12 Новый год – любимый праздник. 2 13 Царевна - лягушка. 2 14 Дикие звери наших лесов 2 15 Образы домашних животных. Коровка 2 декабрь январь Бурёнка. 16 Образы фантастических животных. Чудо- 2 февраль зверь. Блок «Мир человека» 17 Возраст человека. Молодой, старый. 2 18 Образ времени года в искусстве. Костюм 2 любого времени года. 19 Дом для лета и зимы. Замок – сосулька, 2 терем – цветок. Блок «В мире литературных образов» 20 Путешествие в страну сказок. 2 21 Волшебник (фокусник). 2 22 Чудо-планета. 2 23 Волшебные предметы. Волшебный сосуд 2 24 Волшебные предметы. Ковёр-самолёт. 2 25 Скатерть – самобранка. Экзотические 2 март апрель плоды в вазе. Коллаж 26 Волшебная птица. 2 22 27 Космические просторы. Коллаж 2 28 Веточка сирени (холодные тона) 2 29 Расцвели яблони (тёплые тона) 2 30 Цветущий луг - царство насекомых. 2 май Коллаж Итого 60 занятий Содержание курса для детей 5-6 лет. Блок «Мир Природы» Продолжаем изображать объекты и явления природы (небо, земля, деревья и кустарники, травы, цветов, фруктов, овощей и т.п.), используя различные художественные материалы (гуашь, акварель, восковые мелки, пастель, фломастеры, карандаши) и приемы изображения (техника «по – сырому», рисование «тычком», тампонами из губки, из ваты). Вводим новое - смешение гуашевых красок (сочетание одного цвета с другим). В работе с акварелью осваиваем новую работу по вливанию цвета в цвет, затемнение и разбеливание цвета. Учимся изображать природу в ночное время суток. Блок «Мир животных» Изображение насекомых, рыб, млекопитающих, земноводных, диких и домашних животных восковые мелки, различными материалами (гуашь, акварель, пастель, фломастеры, карандаши). Знакомство с творчеством, рассматривание произведений художников – анималистов. Знакомим детей со смешением цветов пастели, фломастеров и цветных карандашей. Творческие задания: знакомство с новой техникой - «монотипия» и изображение фантастических животных, птиц. Блок «Мир человека» Изображение образов людей, используя различные художественные материалы. Дети учатся изображать любого члена своей семьи, людей разных возрастов. Создание портрета любого времени года в образе человека, продумать его окружение, элементы костюма и настроение. Необычная архитектура в 23 творчестве детей, создание образа дома для разных времен года. Изображение ночного города. Блок «В мире литературных образов» Путешествие в страну сказок. Изображение сказочного транспорта (паровоз, корабль, воздушный шар и т.д.). Фоновая заливка «по-сырому» в виде облаков. Волшебник (фокусник). Ребенок представляет себя волшебником и начинает творить чудеса. Костюм фокусника: накидка (плащ), цилиндр или колпак (шляпа), атрибуты – волшебная палочка. Подготовка фона пастелью в виде радуги. Прорисовка дополнительных элементов (цветы, бабочки и т.д) Чудо-планета. Изображение фантастического пейзажа на планете, необычных растений и жителей. Волшебные предметы. Используя трафареты разных сосудов, изобразить содержимое сосуда с помощью цвета, украсить его разными элементами (линиями, точками, штрихами и т.д.). Украшение ковра самолёта разными узорами, детям предоставляется возможность самостоятельной прорисовки, или использовать готовые штампы. Главное сохранить симметрию в рисунке и правильно подобрать цвет в узоре, учесть сочетание различных цветов. Скатерть-самобранка. Коллаж. Украшение шаблона скатерти (круга или квадрата) цветными узорами, радужными полосками - лучами. На выбор детям материалы: фломастеры, гуашь. Отдельно прорисовывают экзотические плоды в вазе, раскрашивают (акварелью или гуашью) и вырезают. Располагают на скатерти и приклеивают. Волшебная птица. Декоративное украшение силуэта птицы холодными тонами (птица счастья, например - гжель) или теплыми тонами (жар-птица, например хохлома). Космические полёты. Изготовление коллажа. Техника монотипия. Гуашь темных тонов. Сверху набрызг белой гуашью, типа звезды. Отдельно готовили ракеты, планеты - фломастерами, карандашами, вырезали и наклеивали на космос. 24 Веточка сирени. Для фона используем штампы, вырезанные из картофеля в форме брусков. Гамма гуашевая холодных оттенков. Техника: мозаичная живопись. Расцвели яблони. Заранее подготовить фон по-сырому акварелью. Рисовали силуэты деревьев кистью, прорисовывая силуэты цветущего сада. А цветы жёсткой кистью тычком. Цветущий луг. Готовят объёмный коллаж. Пастелью заполнили лист, бледными тонами. Гуашью прорисовывали траву, цветы, листья. Прорисовка насекомых на отдельном листе, вырезывание и приклеивание на фон только туловища, крылышки отгибаем. Результаты деятельности четвертого года обучения. - дети освоили новые техники рисования: коллаж, набрызг, монотипия, мозаичная живопись, - продолжают осваивать и использовать в своих работах смешение гуашевых красок, восковые мелки, - овладели умением работать в холодной и тёплой гамме. - используют нестандартные материалы - штампы из картофеля. - развивается глазомер и видение пропорций, наблюдательность к природе и её явлениям - воспитывается интерес к произведениям искусства, желание первым увидеть интересные детали, которые показал художник. 25 ПЯТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Возрастные характеристики детей 6-7 лет Дети 6-7 лет активно интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стран. Им доступно многообразие способов познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции, простейшие измерения, опыты с природными и рукотворными объектами. Для старших дошкольников характерно проявление разнообразных познавательных интересов, могут самостоятельно экспериментировать с новыми для них материалами, устанавливать причинно-следственные связи. Дети имеют элементарные представления об истории и природных условиях жизни родной страны и родного города. Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Этому способствует словесное творчество и создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде. Рисунки детей приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более яркими становятся различия между рисунками девочек и мальчиков. В конструировании дети владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек. Ребенок седьмого года жизни осваивает сложные формы сложения из листа бумаги и придумывает собственные. Усложняется конструирование из природного материала. Старшие дошкольники с удовольствием откликаются на предложение поставить спектакль по мотивам знакомых сказок, подготовить концерт для малышей. Самодельные книги становятся предметом любви и гордости детей. Дети имеют опыт восприятия произведений изобразительного и прикладного искусства, проявляют к ним интерес, эмоционально реагируют и понимают доступное им художественное содержание; могут самостоятельно создать индивидуальный образ в творческой изобразительной деятельности; интегрируют разные ее виды для большей выразительности, владеют определенным объемом технических навыков и умений. 26 Учебный план № Разделы программы 1 2 3 «Мир природы» «Мир животных» «Мир человека» Итого: количество в месяц в год 3 24 2 14 3 22 8 занятий 60 занятий Календарный учебный график месяц Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Итого: Количество недель 4 4 4 3* 4 4 4 3* 30 недель Количество занятий 8 8 8 6 8 8 8 6 60 занятий Количество минут по 30мин. по 30мин. по 30мин. по 30мин. по 30мин. по 30мин. по 30мин. по 30мин. Итого 240 240 240 180 240 240 240 180 1800мин. = 30 часов * в эти месяцы на праздничные дни государство выделяет дополнительные дни отдыха. Тематический план деятельности № Тема занятия Кол-во часов Сроки Блок «Мир природы» 1 Небесные переливы. Закаты и восходы 2 2 Образы деревьев 2 3 Образы цветов. Натюрморт в теплой или 2 октябрь холодной гамме. 4 Натюрморт «Осенние дары». 2 Ваза с плодами 5 Зеркало природы. Отражение в воде 2 ноябрь 27 6 Чудо-природы. Чудо-дерево, чудо-цветок. 2 7 Портрет Осени. 2 8 Первый снег. 2 9 Пейзаж - зима в лесу 2 10 Пейзаж - зимний городской. 2 11 Карнавальные маски. 2 12 Новый год. 2 декабрь Блок «Мир животных» 13 Водоплавающие птицы. Пеликан. 2 14 Экзотические птицы – страус, фламинго. 2 15 Птица холодных стран – пингвины. 2 16 Образы подводного мира. Рыбы 2 январь февраль коралловых рифов, акулы. Линотипия. 17 Экзотические животные Африки. 2 18 Экзотические животные пустыни. 2 Караван. 19 Дикие животные наших лесов. 2 Блок «Мир человека» 20 В стране Вообразилии. 2 март Фантастический транспорт. 21 Русский сувенир – Матрёшка. 2 22 В стране Лилипутии. Я – великан. 2 23 Царство Снежной королевы. 2 (холодные тона) 24 Путешествие в Космос. Граттаж. 2 25 Терем Златовласки. (теплые тона) 2 26 Герои русских сказок. 2 27 Сказки и мифы народов мира. Греция 2 28 Сказки народов мира. Скандинавия 2 апрель май 28 29 Путешествие к пирамидам Египта. 2 30 Путешествие в Японию. 2 Итого 60 занятий Содержание курса для детей 6-7 лет Блок «Мир Природы» Продолжаем изображать объекты и явления природы (небо, земля, деревья и кустарники, травы, цветов, фруктов, овощей и т.п.), используя различные художественные материалы (гуашь, акварель, восковые мелки, пастель, фломастеры, карандаши). Знакомим со свойствами нового материала - цветная и черная тушь. Используем разнообразные приемы изображения (техника «по – сырому», рисование «тычком», тампонами из губки или ваты), упражняем в умении смешивать гуашевые краски (сочетание одного цвета с другим). Осваиваем технику по вливанию одного цвета в другой, при работе с акварелью. Небесные переливы. Закаты и восходы. «Образы неба». После нанесения краски поднять лист или наклонить его так, чтобы цвета вливались один в другой. «Образы деревьев». Учимся передавать образы деревьев согнувшихся от ветра. Рассмотреть репродукции деревьев, которые пережили ураган или наводнение, удар молнии или лесной пожар, чей внешний облик вызывает сострадание. Деревья изображаются пастелью на фоне акварели в технике «по – сырому». Натюрморт в теплой или холодной гамме. Изображение букета цветов в теплой или холодной гамме гуашью с натуры или по представлению с ярко выраженной эмоциональностью. Натюрморт «Осенние дары» - «Ваза с плодами» рисование пластилином. На основе из картона пальчиками смешиваем один цвет с другим, вырисовывая фрукты или овощи. «Зеркало природы. Отражение в воде». Работа в новой технике «монотипия». Лист заранее сложен пополам и дети рисуют только на верхней части от сгиба. Изображают осенний лес на берегу реки. Используют губку, на которую наносят 29 гуашь густо и располагают на листе. Далее складываем по сгибу и проглаживаем ладонью. В получившемся рисунке добавляем тонкой кистью силуэты стволов и веток. «Чудо – дерево, чудо – цветок». Изображение фантастического образа цветка или дерева, например, на котором растут игрушки, конфет и т.п. Возможно выполнение чудо – цветка по мотивам росписи народных промыслов , материал по выбору детей. Портрет Осени. Изображение волшебницы природы в осенних нарядах. Волосы – колоски или стебли осенних цветов. Глаза листочки, бусы – ягодки, серьги – гроздья винограда, венок из трав или листьев на голове. Первый снег. Фон заполняем любыми материалами, прорисовываем силуэты голых деревьев. Набрызгом делается белый снег. «Снежная страница» В лесу. Изображение пейзажа с цепочками следов. Выполнение следов на снегу на основе смешения черной, синей гуаши с белой на фоне леса, выполненном акварелью в технике «по – сырому». В городе рисуем дома, транспорт, фонари и дворы, скамейки. Фон – пастель. Сверху везде нарисовали снег, декорирование. «Карнавальные маски» изготовление масок по восточному календарю. Каждый год соответствует какому – то животному. Показать прием вырезания маски. Согнуть лист бумаги пополам, наметить карандашом где будут глаза, рот, нос, вырезать отверстия, раскрасить гуашью своего животного. Новый год. Заполняем фоном весь лист. Рисуем елку любыми материалами. Прорисовка хоровода людей в карнавальных костюмах вокруг елки. Раскрашивание. Блок «Мир животных» Изображение различными материалами (гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, фломастеры, карандаши), насекомых, рыб, млекопитающих, земноводных, диких и домашних животных. Знакомство с произведениями художников – анималистов. Знакомим детей со смешением цветов пастели, фломастеров и цветных карандашей. 30 Вводится изображение экзотических животных: « Страус, пеликан, фламинго, пингвины, рыбы, звери». Образы подводного мира. Фон заполняется в первую очередь. Далее рисуем жителей подводных. Знакомство с техникой линотипия (рисование нитью) для изображения водорослей, берем цветную тушь. Экзотические животные пустыни и Африки. Изображение на тёплом фоне силуэтов животных черной и цветной тушью. Дикие животные наших лесов. Изображение животных на фоне леса способами, которые могли бы передать особенности внешности. Блок «Мир человека» Фантастический транспорт. Силуэт вездехода выполняется цветными фломастерами и раскрашивается самостоятельно. Фон дети придумывают сами. Матрёшка. Декоративное рисование по мотивам народных промыслов или в свободном стиле. Работаем с гуашью. Я – Великан. Изображение человека во весь рост, который больше домов деревьев и гор. Графика – черная тушь и перо. Царство Снежной королевы. Используется гуашь холодных цветов. Путешествие в космос. Граттаж – новая техника. Заранее лист заполняется акварельными красками ярких цветов. Разводится черная тушь с мыльным раствором и весь высохший лист покрывается этим раствором. После высыхания затираем лист восковой свечой. Процарапывание зубочисткой космических силуэтов. Терем Златовласки. Изображение сказочного архитектурного сооружения, с использованием тёплой гаммы цветов гуаши. Герои русских сказок. Изображение портрета сказочного или былинного персонажа в народном костюме. Пастель и фломастеры. Сказки и мифы народов мира. Используем акварель для фона, для прорисовки деталей - восковые мелки. Путешествия по миру. Используем в работе материалы на выбор. 31 Планируемые результаты по итогам работы 1. Дети освоили новые материалы: работа с тушью, ей особенности, разбеливание гуаши, и новые техники: граттаж, набрызг, выдувание. Умеют сочетать материалы. 2. Развивается интерес к произведениям искусства, любовь к природе. 3. Эмоциональное отношение к своему труду, эстетическое наслаждение 4. Растёт уверенность в своих возможностях и способностях. 5. Желание доставить радость близким и окружающим его людям. Работа с родителями: 1. Выставка детских рисунков – ежемесячно 2. Консультация для родителей: октябрь - «Как увидеть сказочный образ осени?» март - «Пальчиковая живопись». 3. Мастер – класс для родителей совместно с детьми по теме: «Нетрадиционные техники рисования». 4. Открытые занятия для родителей – январь и май. Материально – техническое обеспечение: 1. Мебель детская — столы (4 длинных) и стулья (12) 2. Скамья детская — 1 3. доска магнитно-маркерная — 1 и магниты к ней 4. шкафы для хранения пособий и материалов - 2 5. лотки для материалов — 5 6. магнитофон — 1 7. диски с музыкальным сопровождением 8. демонстрационный материал — 5 комплектов 9. ноутбук и видеоматериалы по темам Материалы для творческой деятельности : 1. Ватман. 2. Наборы Бумаги для акварели. 32 3. Наборы Бумаги для акварели тонированной. 4. Тампоны из поролона. 5. Плакатные перья. 6. Простые карандаши. 7. Цветные карандаши. 8. Фломастеры в наборах. 9. Восковые мелки. 10. Восковая пастель. 11. Пастель художественная. 12. Гуашь. 13. Акварель. 14. Пальчиковые краски. 15. Тушь черная. 16. Тушь цветная. 17. Баночки – непроливайки 18. Палитра пластиковая 19. Кисти разные (белка, колонок, щетина) № 2,4,8, 12,16. Дополнительные материалы для занятий: - Репродукции картин известных художников - Аудиозаписи с классической музыкой - Компьютерные CD (видео/ ряд, презентации по искусству) - Фоторамки для детских работ разных размеров. Диагностический материал. (см. в приложении) Литература 1. Алексеева В.В. Что такое искусство? М. 1991. 2. Болотина Л.Р., Комарова Т.С. и др. Дошкольная педагогика. – М.:Академия, 1997. – 240с. 3. Волобуев А.Т. 500 загадок, стихов для детей. 4. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. 1 и 2 части. 5. Копцева Т.А. Природа и художник. Программа по изобразительному искусству. 33 6. Левин В.Д. Ваш ребёнок рисует.М.1999. 7. Мирясова В.С. Родная природа в стихах и загадках. Сборник. 8. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М.1995. 9. Мосин И.Н. Рисование. Часть 1 и 2. Екатеринбург:У-Фактория. 2000.- 108с 10. Монина Г.Б., Рузина М.С. Ох уж эти одарённые дети. Талант и синдром дефицита внимания: двойная исключительность. СПб.:Речь; М.:Сфера, 2010. – 128с. 11. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М. 1987. 12. Пастухова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. Часть1 и 2. 13. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Академия. 1996.-336с. 14. Шорыгина Т.П. Беседы о русском лесе. Сборник. 15. Шорыгина Т.П. Какие птицы в лесу? Сборник стихов и рассказов. 16. Давыдова Г.Н.– «Нетрадиционные техники рисования в детском саду.» Москва 2007г. 17. Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество» 2005г. 18. Казакова Т.Г.«Нетрадиционные техники рисования с дошкольниками». 2010г. 19. Лыкова И.А.– «Детский сад и семья. Изобразительное творчество от колыбели до порога школы.» 2012г. 20. Роньжина А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» 21. Фатеева А.А.– «Рисуем без кисточки.» 2004г. 22. Швайко Г.С. – «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Программа, конспекты занятий», 2008г. 34