Содержание
Раздел
1.
Комплекс
основных
характеристик
общеразвивающей
программы ................................................................................................................ 3
1.1.Пояснительная записка. ........................................................................... 3
1.2 Цели и задачи............................................................................................ 7
1.3. Содержание общеразвивающей программы .......................................... 9
1.4. Планируемые результаты: .................................................................... 23
2. «Организационно-педагогические условия реализации программы» .. 24
2.1. Календарный учебный график.............................................................. 24
2.2.Условия реализации программы ........................................................... 24
2.3.Формы контроля и оценочные материалы ............................................ 25
Список литературы ...................................................................................... 28
Приложение 1 «Правила игры в шашки» в стихах для детей. ................... 29
Приложение 2 Сказки, стихотворения, рассказы о шашках ...................... 32
Приложение 3 Дидактические и словесные игры по ознакомлению детей
игры в шашки ......................................................................................................... 47
Приложение 4 Альбом «Портреты Российских шашистов»...................... 50
2
Раздел
1.
Комплекс
основных
характеристик
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа (Далее – Программа)
социально – гуманитарной направленности по обучению детей 5-7 лет игре в
«Шашки»,
как
внутренний
образовательный
стандарт
разработана
в
соответствии с требованиями основных нормативных документов:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №
1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14
ноября 2013 г. № 30384);
4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08. 2013 г. № 1014
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
–
образовательным программам дошкольного образования» (Зар. в Минюсте
России 26.09.2013 № 30038);
5.Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к
устройству,
содержанию
и
организации
режима
работы
дошкольных
образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая
2013 г. № 28564)
6.Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. №
462 г. Москва «Об утверждении Порядка проведения самообследования
3
образовательной организацией» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013
г. № 28908)
7. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
Большой популярностью в нашей стране пользуется игра в шашки. По
массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта
мудрая народная игра, возраст ее более 5 тысяч лет. Как интеллектуальный
спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.
Игра
в
шашки
развивает
логическое
мышление,
смекалку,
сообразительность; вырабатывает умение мыслить абстрактно; воспитывает
усидчивость,
пространственное
воображение;
развивает
способность
действовать в уме; самое главное – развивает память.
Шашки – это средство для умственного развития детей. Ребенок,
обучающийся этой игре, становиться собраннее, самокритичнее, привыкает
самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при
неудачах. Такая деятельность рассчитана на работу в паре и изначально
предполагает так же элемент соревновательности, что повышает эффективность
развития ребенка.
К пяти годам дети становятся более усидчивы (могут заниматься одним
видом деятельности в течение 20 – 25 минут) и способны играть по
установленным правилам этот возраст и является благоприятным для обучения
детей игре в шашки.
Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный
мир шашек, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Обучение
дошкольников игре в шашки является весьма актуальным на сегодняшний день.
Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: игра
в шашки может занять определенное место в педагогическом процессе детского
сада, ибо знакомство с шашками в столь раннем возрасте способствует
развитию у детей воображения, логического мышления, укрепляет их память,
учит сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Дети,
4
проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух
соперничества и соревнования.
Перейдя от взрослых к детям, эта удивительная игра стала средством
воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного.
Кроме того, массовое обучение дошкольников помогает выявить дарования.
Новизна. Данная программа направлена на развитие интеллекта личности
ребёнка 5-7 лет, обучение детей основам шашечной игры, способствующей в
большей степени развитию всех психических процессов: вниманию, памяти,
всех форм мышления, а также развитию воображения и творчества,
формированию
таких
важнейших
качеств
личности,
как
усидчивость,
целеустремленность, самостоятельность в принятии решения.
Программа занятий предусматривает в кратком, описательном и
сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В
творческом отношении систематические занятия по данной программе должны
приблизить
начинающего
игрока
к
умению
мысленно
рассуждать,
анализировать, строить на шахматной доске остроумные комбинации. 5
Поскольку в дошкольном возрасте ведущей деятельностью, создающей
наиболее благоприятные условия для психологического и личностного
развития ребенка, является игра, программа предусматривает использование в
процессе обучения развивающие игры. Однако игровые приемы являются в
данном случае не самоцелью, а служат лишь инструментом для формирования
на занятиях ситуации коллективной познавательной деятельности, позволяют
создать обстановку непринужденности, когда желание научиться чему бы то ни
было возникает у ребенка естественно, как бы само собой. Программа
построена таким образом, чтобы это желание постепенно переросло в
устойчивый интерес.
Актуальность и педагогическая целесообразность. Несмотря на обилие
публикаций в шахматной и шашечной прессе, до сих пор отсутствует
федеральная и региональная программа, направленная на занятия шахматами и
5
шашками в группах дошкольного возраста. Поэтому знакомство с игрой в
шашки в детском саду проходит как развивающая настольно-печатная игра.
В связи с этим и была разработана дополнительная образовательная
программа по обучению игре в шашки, отвечающая психофизиологическим
требованиям и возможностям детей старшего дошкольного возраста.
Программа разработана на основе комплекса пособий, занимательных и
методических материалов Погрибного В.К., Юзюка В.Я., Юровского Е.М.,
Кондратьева Л.П.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что ребёнок в
простой и доходчивой форме, через разнообразные доступные методы и
приёмы работы (чтение сказок, рассказов, стихов, беседы, рассматривание
рисунков, диаграммы, игры-задания, просмотр кинофильмов с шашечными
фрагментами, викторины, сюжетно-ролевые игры, продуктивная деятельность)
развивает
личностные
качества,
получает
знания,
накапливает
опыт,
самостоятельно думает, анализирует, становится собраннее, самокритичнее, у
ребенка обогащаются мыслительные процессы. 6
Представленная программа и система работы по кружку «Черные и
белые» для детей старшего дошкольного возраста могут быть использованы
инструкторами по физической культуре, педагогами, тренерами в дошкольных
образовательных учреждениях.
Отличительные
особенности
дополнительной
образовательной
программы от уже существующих: Отличительной особенностью данной
программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в
основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля».
Шашечная игра многообразна и не так проста, как кажется на первый
взгляд. Шашки имеют свои особенности, и сложность в руководстве боем
состоит в том, что все шашки, воины – близнецы. Занятия по шашкам
планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному.
Формы игровых встреч выбираются с учетом психолого-педагогических и
6
возрастных
особенностей
детей,
проводятся
как
групповые,
так
и
индивидуальные.
Игровые
способом,
познавательные
чередуя
элементы
ситуации
проводятся
практической
комбинированным
новизны
с
игровыми
и
соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями.
Программа
игровых
познавательных
ситуаций
по
шашкам
предусматривает в кратном, описательном виде усвоение основ знаний по
теории и практике игры в шашки.
В творческом отношении - должны приблизить начинающего шашиста к
умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске
остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим
совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо
находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
Несмотря на достаточную сложность освоения шашечной грамоты, курс
для дошкольников максимально прост и доступен. Важное значение при
изучении курса игры в шашки, имеет специально организованная игровая
деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания
игровых ситуаций.
1.2 Цели и задачи
Цель: Обучение дошкольника принципам шашечной игры, воспитание
интереса и любви к этой игре, подготовка воспитанников к дальнейшим
ступеням развития.
Задачи:
Образовательные задачи:
обучить основам шашечной игры;
обучить простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.
Развивающие задачи:
развивать стремления детей к самостоятельности;
7
развивать умственные способности детей: логическое мышление,
умение производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и
аналитическое мышление.
Воспитательные задачи:
воспитать отношение к шашкам как к серьезным, полезным и
нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
воспитать:
настойчивость,
целеустремленность,
находчивость,
внимательность, уверенность в своих силах и умение преодолевать трудности.
выработать у детей умение применять полученные знания на
практике.
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста 5-7 лет.
Формы обучения и режим занятий:
• практическая игра;
• решение задач, комбинаций и этюдов;
• дидактические игры и задания, игровые упражнения;
• развлечения, познавательные досуги, игры в шашки.
Программа рассчитана на два учебных года, по 2 занятия в неделю, в
общем 60 часов в год. Наполняемость группы – 8-12 человек. Дни занятий
выбираются в зависимости от образовательной нагрузки и в соответствии с
расписанием основной непосредственно образовательной деятельности.
Продолжительность кружкового занятия в соответствии с СанПин для
детей старшей группы 25 минут, для подготовительной группы 30 минут.
Этапы реализации программы:
Этапы
реализации
программы
на
первый
год
обучения:
подготовительный, основной, заключительный.
• На подготовительном этапе - воспитанники знакомятся с историей
развития шашек, правилами игры, основными понятиями теории, начинают
тренировочные игры.
• На втором основном этапе - воспитанники изучают основы теории
шашечной игры, тактические приемы, основы игры в окончаниях, знакомятся с
8
композицией. Вместе с этим проводят тренировочные игры и принимают
участие в турнирах.
• На заключительном этапе – воспитанники закрепляют полученные
знания, проводятся опросы, проверяются знания и умения, подводятся итоги
спортивных выступлений за год.
Этапы
реализации
программы
на
второй
год
обучения:
подготовительный, основной, заключительный.
• На подготовительном этапе - воспитанники вспомнят историю развития
шашек, правила игры, основные понятия теории, тренировочные игры.
• На втором основном этапе - воспитанники вспомнят основы теории
шашечной игры, тактические приемы, комбинации, основы игры в окончаниях,
закрепят композиции. Изучат такие игры как «Так-тиль», «Чапаев», «Уголки»,
«Казаки», «Овцы и волк». Вместе с этим проводят тренировочные игры и
принимают участие в турнирах.
• На заключительном этапе – воспитанники закрепляют полученные
знания, проводятся опросы, проверяются знания и умения, подводятся итоги
спортивных выступлений за год.
Формы подведения итогов:
Для
определения
заполняется
результативности
«индивидуальная
карта
работы
развития»,
на
каждого
которая
ребенка
предполагает
заполнение: в начале работы (сентябрь), середина года (февраль) и в конце
учебного года (май). По итогам работы среди воспитанников будет проведен
шашечный турнир.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный план для детей 5-6 лет
№
п/п
1.
Наименование раздела, темы
Вводное занятие
Всего
Количество часов
Теория
Практика
3
2
1
9
2.
3.
4.
5.
6.
Знакомство с шашками,
историей шашек.
Освоение первоначальных
правил игры
Овладение терминами. Игра
без грубых нарушений.
Решение простых
шашечных задач.
Закрепление навыков.
Всего
5
2
3
8
3
5
16
2
14
20
5
15
8
60
4
18
4
42
Содержание учебно-тематического плана
для детей 5 - 6 лет
№
занятия
Тема
Содержание
Материалы,
оборудование
Сентябрь
1-2
3-4
5-6
7-8
Юровский Е.М.,
Знакомство с историей шашек,
«Зайкины шашки»
«По дороге
с историей возникновения
Погрибной В.К.
знаний»
игры. Рассказ, показ
«Шашки для
иллюстраций, беседа.
детей»
Погрибной В.К.
Познакомить с понятием
«Шашки для
Сказка
шашка, жителями шашечной
детей» Юровский
начинается
страны. Просмотр
Е.М., «Зайкины
«Королевство
видеофильма «Про поросенка,
шашки»
шашек»
который умел играть в
Шашечные доски,
шашки».
шашки. Проектор
Познакомить с общими
понятиями: шашечная доска и
Погрибной В.К.
шашки. Расстановка шашек.
«Шашки для
Дать представление, что поле
«Путешествуем
детей» Юровский
и шашки бывают черными и
по сказочному
Е.М. «Зайкины
белыми. Игровая поверхность
королевству» шашки»
состоит только из тёмных
«Шашечная
Шашечные доски,
клеток. Объяснить, что шашка
доска и шашки.
шашки.
ходит на одну клетку по
Демонстрационная
диагонали вперёд. Чтение и
доска.
инсценировка дидактической
сказки «Королевство шашек»
«Волшебные
Познакомить с понятием
Погрибной В.К.
10
ниточки
сказочного
королевства»«Шашечные
дороги»
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
вертикаль. Игра «Кто больше
назовет предметов,
расположенных вертикально».
Например: дерево, стена дома,
окно, столб и т.д. После этого
найдите отличие от вертикали,
расположенной на шашечной
доске.
Октябрь
Познакомить с понятием
«Задания
«горизонталь». Игра «Кто
умной совы» больше назовет предметов,
«Шашечные
расположенных
дороги»
горизонтально».
Познакомить с понятиями:
Ходы шашек. Тихий ход.
Встреча на
Ударный ход. Виды боя
лесной поляне (взятия). Художественно
«Зайкины
продуктивная деятельность:
шашки»
«Королевство шашек».
Выставка детских работ.
«Путешествие
Чтение художественной
в мир
литературы «Русские шашки –
открытий» зайкины шашки».
для детей».
Познакомить детей, что у
каждого поля на доске есть
свой адрес свое название. Поля
обозначены цифрами и
буквами. Сначала говорится
название вертикали, потом
Шашечные
номер горизонтали, т.е.
поля
сначала буква, потом цифра.
Например –поле 1: d4 (дэ 4)
игра: «Самый меткий
стрелок». Назвать все поля, из
которых состоят вертикали и
горизонтали.
Ноябрь
Практическое закрепление
«В гостях у
материала. Просмотр
знатока шашек мультфильма «Лунтик и его
–Зайки»
друзья – шашки». Упражнения
на выполнение ходов
«Шашки для
детей» Юровский
Е.М. «Зайкины
шашки»
Шашечные доски,
шашки, разрез
вертикали,
горизонтали.
Погрибной В.К.
«Шашки для
детей» Юровский
Е.М. «Зайкины
шашки»
Погрибной В.К.
«Шашки для
детей» Шашечные
доски, шашки
Демонстрационная
доска
Погрибной В.К.
«Шашки
Юровский Е.М.
«Зайкины шашки».
Шашечные доски,
шашки.
Демонстрационная
доска.
Погрибной В.К.
«Шашки для
детей». Юровский
Е.М. «Зайкины
шашки».
11
19-20
20-21
22-23
шашками. Дидактические
игры по маршруту и их взятие
с учетом контроля полей, на
ограничение подвижности
фигур. Тренировочные
упражнения по закреплению
знаний о шахматной доске.
Познакомить с понятием
диагональ-косая линия,
состоящая из клеточек одного
цвета, соединенных уголками
(второе отличие). На доске
есть диагонали разной длины.
Всего на доске 13 белых и 13
«Диагональ»
черных диагоналей. Самая
важная шашечная диагональ большая дорога или большак.
Она самая длинная - из 8-ми
клеточек. Идет из левого
нижнего угла в правый
верхний угол.
Познакомить с шашечным
понятием фланг.
Практическое закрепление
материала. Упражнения на
Основы
выполнение ходов пешками.
шашечной
Дидактические игры по
игры: сила
маршруту и их взятие с учетом
флангов
контроля полей, на
ограничение подвижности
фигур. Тренировочные
упражнения по закреплению
знаний о шахматной доске.
Познакомить с шашечным
понятием центр. Восемь
полей: c3, c5, d4, d6, e3, e5, f4,
f6 считаются центральными,
«Лесная школа но собственно центром
умного зайца» - являются поля c5, d4,e5, f4.
Центр
Шашки, расположенные на
этих полях называются
центральными шашками.
Практическое закрепление
материала. Упражнения на
Шашечные доски,
шашки.
Демонстрационная
доска.
Погрибной В.К.
«Шашки для
детей». Шашечные
доски, шашки.
Демонстрационная
доска.
Погрибной В.К.
«Шашки для
детей». Шашечные
доски, шашки.
Демонстрационная
доска.
Погрибной В.К.
«Шашки для
детей». Шашечные
доски, шашки.
Демонстрационная
доска.
12
24-25
26-27
28-29
выполнение ходов пешками.
Дидактические игры по
маршруту и их взятие с учетом
контроля полей, на
ограничение подвижности
фигур. Тренировочные
упражнения по закреплению
знаний о шахматной доске.
Декабрь
Поля первой и последней
горизонтали a1, c1, e1, g1; b8,
d8, f8, h8 и поля вертикалей a и
h: a1, a3, a5, a7; h2, h4, h6, h8
(поля отмечены знаком Х). Все
эти поля находятся с краю
доски: слева, справа, внизу и
вверху. Шашки, занимающие
эти поля, называются
«Лесная школа
бортовыми шашками.
умного зайца» Практическое закрепление
Бортовые поля
материала. Упражнения на
выполнение ходов пешками.
Дидактические игры по
маршруту и их взятие с учетом
контроля полей, на
ограничение подвижности
фигур. Тренировочные
упражнения по закреплению
знаний о шахматной доске.
Черные поля последней для
соперников горизонтали (для
белых 8-й горизонтали –b8, d8,
«Лесная школа
f8, h8 (отмечены знаком Х);
умного зайца» для черных 1-й горизонтали
«Дамка»
a1, c1, e1, g1 (отмечены знаком
Х) – поля превращения
простой шашки в дамку.
«В гости к
друзьям» «Как ходят
шашки»
Познакомить с правилами:
шашка (простая) ходит по
диагонали только вперед на
одно поле, если оно не занято
другой шашкой. Ходить назад
шашками запрещено!
Погрибной В.К.
«Шашки для
детей». Юровский
Е.М. «Зайкины
шашки».
Шашечные доски,
шашки.
Демонстрационная
доска.
Погрибной В.К..
«Шашки для
детей». Юровский
Е.М. «Зайкины
шашки».
Шашечные доски,
шашки.
Демонстрационная
доска.
Погрибной В.К.
«Шашки для
детей». Шашечные
доски, шашки.
Демонстрационная
доска.
13
30-31
32-33
34-35
Практическое закрепление
материала. Упражнения на
выполнение ходов пешками.
Дидактические игры по
маршруту и их взятие с учетом
контроля полей, на
ограничение подвижности
фигур. Тренировочные
упражнения по закреплению
знаний о шахматной доске.
Познакомить с основными
правилами: Если шашка
соперника стоит вплотную к
Вашей шашке (на соседнем по
«Правила
диагонали поле), а за ней есть
хорошие, знать
свободное место, то Вы
каждому
обязаны срубить шашку
положено» соперника, если Ваш ход.
Основные
Срубленная шашка убирается
правила
с доски после завершения
шашечной
хода. Ходить назад нельзя, а
игры
рубить нужно. Практическое
закрепление материала.
Упражнения на выполнение
ходов пешками.
Январь
Упражнения на выполнение
«Лесная школа
ходов. Дидактические игры по
умного зайца» маршруту и их взятие с учетом
Основы
контроля полей, на
шашечной
ограничение подвижности
игры: ловушка
фигур. Тренировочные
и короткие
упражнения по закреплению
партии.
знаний о шахматной доске.
Познакомить с правилом: Если
после того, как Вы срубили
«Лесная школа одну шашку, Ваша шашка
умного зайца» - вновь оказывается перед
Основные
шашкой соперника, которая
приемы борьбы стоит с Вашей на одной
на шашечной
диагонали и за шашкой
доске
соперника есть свободное
место, то и эта шашка
соперника должна быть
Погрибной В.К.
«Шашки для
детей». Шашечные
доски, шашки.
Демонстрационная
доска.
Юровский Е.М.
«Зайкины шашки».
Шашечные доски,
шашки.
Демонстрационная
доска.
Юровский Е.М.
«Зайкины шашки».
Шашечные доски,
шашки.
Демонстрационная
доска.
14
36-37
38-39
срублена. Если вновь
возникает такая же ситуация,
но действие продолжается уже
с разворотом на другую
диагональ, то все шашки
должны быть срублены,
независимо от количества
шашек и количества
разворотов.
Упражнения на выполнение
ходов дамкой. Дидактические
игры по маршруту и их взятие
с учетом контроля полей, на
ограничение подвижности
фигур. Тренировочные
упражнения по закреплению
знаний о шахматной доске.
Познакомить с правилом
Простая шашка, достигнув
дамочного поля, превращается
в дамку. Это может произойти
«Лесная школа как тихим ходом
умного зайца» - (передвижение шашки с 7-й
Основы
горизонтали на 8-ю для белых
шашечной
или со 2-й на 1-ую для
игры: как
черных), так и ударным. Дамка
пройти в дамки может ходить как вперед, так и
назад по диагонали на любое
возможное количество полей
(пока ей не преградят путь
шашка или край доски). Рубит
дамка, как и шашка, только
шашки соперника могут быть
расположены дальше, чем на
одну клеточку от дамки.
Перескакивая через шашку
соперника, дамка может
приземлиться на любое
возможное поле.
Февраль
«Этикет
Просмотр «Мультфильма о
игрока» шашках-64». Познакомить с
Правила
правилами поведения во время
поведения во
игры. Правило 1:Перед
Погрибной В.К..
«Шашки для
детей». Юровский
Е.М. «Зайкины
шашки».
Шашечные доски,
шашки.
Демонстрационная
доска.
Погрибной В.К..
«Шашки для
детей». Юровский
Е.М. «Зайкины
15
время игры
40-41
«Как
справиться с
задачей?»
42-43
«Веселый бой»
началом игры соперники
пожимают друг другу руки –
желают хорошей игры и
победы. После игры (как бы
она не закончилась) вновь
пожимают руки, благодарят
друг друга за честную игру, а
проигравший еще и
поздравляет соперника с
победой. Этот спортивный
ритуал дисциплинирует
участников и настраивает их
на серьезную игру.
Правило 2: Взялся – ходи!
Правило 3:Если Ваша шашка
стоит неаккуратно (на 2 поля
или на 4 поля) и ее нужно
поправить, Вы говорите
«поправляю» и уже потом
поправляете шашку. Правило
4: Если у Вас возникла одна из
ситуаций, описанных в главе
4, и требуется помощь судьи
или помощника судьи чтобы
посчитать количество ходов
для признания партии
закончившейся вничью,
можете поднять руку или
просто позвать судью.
Правило 5: Во время игры
нельзя разговаривать с
соперником или с соседями.
Чтение худ. Литературы
«Сеня, Храбрик и шашки»
Авторы: Барский Ю. П.,
Городецкий В. Б. Работа с
диаграммами. Игра
«Сдавайся». Упражнения на
выполнение ходов.
Тренировочные упражнения по
закреплению знаний о
шахматной доске.
Стихотворение Юровский
Е.М. «Перед боем шашки в ряд
шашки».
Шашечные доски,
шашки.
Демонстрационная
доска.
Погрибной В.К..
«Шашки для
детей». Юровский
Е.М. «Зайкины
шашки».
Шашечные доски,
шашки.
Демонстрационная
доска.
Шашечные доски,
шашки
16
44-45
Викторина
«Королевство
шашек»
46-53
«Играем в
шашки»
54-62
«Поддавки»
63-64
«Подготовка к
соревнованиям
между детьми
МАДОУ».
65-67
«Лесной
турнир»
68
«Соревнования
»
на земле своей стоят». Игра
соревнование «Кто быстрее
расставит фигуры». Игра
«Взятие шашки».
Практическое закрепление
материала. Дидактические
игры: «Кто быстрее построит
Шашечные доски,
на доске фигуры», «Ловушки».
шашки
Закрепление шашечных
терминов: поле, центр, дамка,
главная дорога, диагональ.
Март
Шашечные доски,
шашки
Игра в шашки.
Демонстрационная
доска
Апрель
Шиворот – навыворот (игра в
Шашечные доски,
поддавки)
шашки.
Май
Шашечные доски,
Практическое закрепление
шашки
материала.
Демонстрационная
доска
Шашечные доски,
Турнир по шашкам, среди
шашки
детей дошкольного возраста
Демонстрационная
МАДОУ.
доска
Подведение итогов года.
Шашечные доски,
Соревнования между игроками
шашки
в детском саду, шашечные
Демонстрационная
встречи, досуги, «шашечные
доска
турниры».
Учебный план для детей 6-7 лет
№
п/п
1.
2.
3.
Наименование раздела, темы
Вводное занятие
Знакомство с шашками,
историей шашек.
Освоение первоначальных
правил игры
Всего
Количество часов
Теория
Практика
3
2
1
5
2
3
8
3
5
17
Овладение терминами.
Игра без грубых
нарушений.
Решение простых
шашечных задач.
Закрепление навыков.
Всего
4.
5.
6.
16
2
14
20
5
15
8
60
4
18
4
42
Содержание учебно-тематического плана для детей 6 - 7 лет
№
занятия
Тема
Содержание
Материалы,
оборудование
Сентябрь
1
2
3-4
«Давайте
вспомним»
Сказка
начинается…
(общие понятия о
шашках)
«Цели игры и
определение
результата
партии»
5-6
Способы защиты.
Открытые и
двойные ходы.
7-8
«Разные виды
ничьей партии».
Шашечные доски
разрезанные,
шашки
Демонстрационна
я доска
Шашечные дороги,
Шашечные доски,
шашечные поля, диагональ. шашки
Как ходят шашки. Основные Демонстрационна
правила шашечной игры
я доска
Цели игры и определение
Шашечные доски,
результата партии.
шашки
Практическое закрепление
Демонстрационна
материала.
я доска
Обучение алгоритму хода.
Выигрыш, ничья, виды
Шашечные доски,
ничьей. Решение
шашки
упражнений на выигрыш в
Демонстрационна
различное количество
я доска
ходов.
Обучение алгоритму хода.
Выигрыш, ничья, виды
ничьей. Решение
Шашечные доски,
упражнений на выигрыш в
шашки
различное количество
Демонстрационна
ходов. Игра «Главная
я доска
дорога», чтение худ.
литературы Юровскй Е.М
История возникновения
шашек. Дидактические
игры: «Кто первый»,
«Составь доску»
Октябрь
9
«Знакомство с
таблицей
Знакомство с понятием
«Таблица турнира».
Шашечные доски,
шашки
18
шашечного
турнира».
10
11
Основные
приемы борьбы
на шашечной
доске «Делаем
наилучшие
ходы». «Простые
комбинации».
Турнир «Белочки
- медвежата».
12
«Умники и
умницы».
13
Основные
приемы борьбы
на шашечной
доске «Основы
позиционной
игры».
14
«Лесные забавы»
Упражнения на выполнение
ходов пешками.
Дидактические игры по
маршруту и их взятие с
учетом контроля полей, на
ограничение подвижности
фигур. Тренировочные
упражнения по закреплению
знаний о шахматной доске.
Упражнения на выполнение
ходов пешками.
Дидактические игры по
маршруту и их взятие с
учетом контроля полей, н
ограничение подвижности
фигур. Тренировочные
упражнения по закреплению
знаний о шахматной доске.
Шашечный этюд. Задание,
заключающееся в том,
чтобы найти для белых путь
к выигрышу или к ничьей
при данной расстановке
фигур.
Практическое закрепление
материала. Дидактические
задания «Атака
неприятеля» ЧХЛ Юровский
Е.М. «Цейтнот»
Практическое закрепление
материала. Чтение худ
литературы «Сеня, Храбрик
и шашки» Авторы: Барский
Ю. П., Городецкий В. Б.
Работа с диаграммами. Игра
«Сдавайся»
Приемы позиционной игры.
Основные принципы игры.
Оппозиция. Изменение
оппозиции при размене.
Изолированные шашки.
Простейшие позиционные
приемы выигрыша.
Практическое закрепление
Демонстрационна
я доска.
Турнирная
таблица.
Шашечные доски,
шашки
Демонстрационна
я доска
Шашечные доски,
шашки
Демонстрационна
я доска
Шашечные доски,
шашки
Демонстрационна
я доска.
Диаграмма.
Шашечные доски,
шашки
Демонстрационна
я доска
Шашечные доски,
19
15
16
Основные
приемы борьбы
на шашечной
доске
«Комбинационны
е приемы
«Зайкин сон».
материала. Упражнения на
выполнение ходов пешками.
Дидактические игры по
маршруту и их взятие с
учетом контроля полей, на
ограничение подвижности
фигур. Тренировочные
упражнения по закреплению
знаний о шахматной доске.
Практическое закрепление
материала. Игра: «Самый
меткий стрелок». Чтение
художественной
литературы. Обозначение
игровых полей. Работа с
диаграммой. Дидактическая
игра «Морской бой»
Ловушки в начале партии в
игре шашки».
Практическое закрепление
материала. Чтение
художественной
литературы Юровскй Е.М
«Зайкин сон»
шашки
Демонстрационна
я доска
Шашечные доски,
шашки
Демонстрационна
я доска
Шашечные доски,
шашки
Демонстрационна
я доска
Ноябрь
17
Основные
приемы борьбы
на шашечной
доске
«Связывание»
18
«Использование
дополнительного
темпа».
19
Основные
приемы борьбы
на шашечной
доске
«Шашечные
окончания».
20
«Решение
Знакомство с понятием
«Связывание».
Практическое закрепление
материала. Работа с
диаграммами.
Познакомить с понятием
«Дополнительный темп».
Решение дидактических
задач «Кто первый съест
шашку»
Знакомство с понятием
«Шашечные окончания».
Практическое закрепление
материала. Упражнения на
выполнение ходов пешками.
Тренировочные упражнения
по закреплению знаний о
шахматной доске.
Практическое закрепление
Шашечные доски,
шашки
Демонстрационна
я доска
Шашечные доски,
шашки
Демонстрационна
я доска
Шашечные доски,
шашки
Демонстрационна
я доска
Шашечные доски,
20
элементарных
комбинаций».
21
22
Основные
приемы борьбы
на шашечной
доске «Размен».
«Конкурс на
призы от Зайки».
23
«Шлагбаум».
24
«Достижение
выгодной
оппозиции».
материала. Упражнения на
выполнение ходов пешками.
Дидактические игры по
маршруту и их взятие с
учетом контроля полей, на
ограничение подвижности
фигур. Тренировочные
упражнения по закреплению
знаний о шахматной доске.
Знакомство с понятием
«Размен». Дидактическая
игра «Игры на
уничтожение»
Практическое закрепление
материала. Решение
кроссвордов, выполнение
заданий, дидактические
игры.
Знакомство с понятием
«Шлагбаум». Работа с
диаграммами.
Дидактическая игра.
Познакомить с понятием
«выгодная оппозиция».
Шашечный этюд. Основные
позиции защиты
Дидактические задания
«Кто первый ходит», «Игра
на уничтожение».
шашки
Демонстрационна
я доска
Шашечные доски,
шашки
Демонстрационна
я доска
Шашечные доски,
шашки
Демонстрационна
я доска
Шашечные доски,
шашки
Демонстрационна
я доска
Шашечные доски,
шашки
Демонстрационна
я доска
Декабрь
25-26
«Турнир
сильнейших»
27-28
«Зайкина
задачка».
29-30
«Шашечный
бал».
Подготовка к
31-32
Практическое закрепление
материала. Подбор игр и
заданий на обобщение
знаний.
Работа с диаграммами
Шашечный этюд. Задание,
заключающееся в том,
чтобы найти для белых путь
к выигрышу или к ничьей
при данной расстановке
фигур.
Практическое закрепление
материала.
Упражнения на выполнение
Шашечные доски,
шашки
Демонстрационна
я доска
Шашечные доски,
шашки
Демонстрационна
я доска
Шашечные доски,
шашки
Шашечные доски,
21
соревнованиям.
«Шашечные
встречи
сильнейших в
детском саду».
ходов пешками.
шашки
Дидактические игры по
Демонстрационна
маршруту и их взятие с
я доска
учетом контроля полей, на
ограничение подвижности
фигур. Тренировочные
упражнения по закреплению
знаний о шахматной доске.
Январь
33-36
«Шиворот –
навыворот»
Игра в поддавки знакомство
с новой игрой в шашки
37-38
«Лучший из
лучших»
Практическое закрепление
материала
Февраль
39-40
«Чапаев»
41-42
«Самый меткий,
самый ловкий!»
43-44
«Волк и овцы»
45-46
«Я иду искать…»
Шашечные доски,
шашки
Демонстрационна
я доска
Шашечные доски,
шашки
Шашечные доски,
Игра-стрелялка, знакомство шашки
с новой игрой в шашки
Демонстрационна
я доска
Практическое закрепление
Шашечные доски,
материала «Чапаев»
шашки
Шашечные доски,
«Волк и овцы» знакомство с шашки
новой игрой
Демонстрационна
я доска
Практическое закрепление
Шашечные доски,
материала.
шашки
Март
47-50
«Уголки»
«Уголки» знакомство с
новой игрой в шашки
51-54
«Кто быстрее»
Практическое закрепление
материала «Уголки»
Шашечные доски,
шашки
Демонстрационна
я доска
Шашечные доски,
шашки
Апрель
55-56
57-58
59-60
«Так- тиль»
«Так- тиль» знакомство с
новой игрой в шашки
«Горизонталь или Практическое закрепление
вертикаль»
материала «Так- тиль»
«Казаки» знакомство с
«Казаки»
новой игрой в шашки
Шашечные доски,
шашки
Демонстрационна
я доска
Шашечные доски,
шашки
Шашечные доски,
шашки
22
61-62
«В бой»
Практическое закрепление
материала «казаки»
Демонстрационна
я доска
Шашечные доски,
шашки
Май
63-68
«Я помню все!»
Повторение и закрепление
пройденного материала.
Шашечные доски,
шашки
1.4. Планируемые результаты:
дети владеют основными шашечными терминами;
правилами хода, ориентируются на шашечной доске;
играют без грубых нарушений правил;
решают простые шашечные задачи.
К концу обучения дети должны знать:
шашечные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, земля и дорога шашек;
центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, пат, ничья;
правила хода.
К концу обучения дети должны уметь:
ориентироваться на шашечной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами без нарушения правил;
правильно располагать доску между партнёрами;
правильно располагать фигуры перед игрой;
решать простые шашечные задач
23
2. «Организационно-педагогические условия реализации
программы»
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения
Начало
обуч-я
Окончан
ие
Обуч-я
Кол-во
уч.
недель
Кол-во
уч.
дней
Кол-во
уч.
часов
1 год
Сентябрь
Май
32
68
68
2 год
Сентябрь
Май
32
68
68
Каникул
ы,
празднич
ные
выходны
е:
День
народного
единства
День
Новогод
Междун
защитни
ние
ародный
ка
каникул
женский
Отечест
ы
день
ва
Режим
занятий
2 занятия в
неделю 1
час в день
2 занятия в
неделю 1
час в день
День
Труда
День
Победы
2.2.Условия реализации программы
Форма проведения занятий определяется возрастными особенностями
детей, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала:
- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске;
- игра;
- тренировочные игры;
- турниры.
Методы проведения занятий:
- словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок,
задач, соревнования, работа над ошибками.
24
План изучения отдельных тем:
а) объяснение педагогом задачи данной темы;
б) объяснение материала;
в) проведение собеседования с целью проверки усвоения материала;
г) проведение практических занятий на данную тему.
Учебный материал данной программы рассчитан на два года. Занятия
проводятся еженедельно в течение девяти месяцев. За год обучения перед
воспитанниками ставится задача овладеть теоретическими знаниями, освоить
практику игры.
Перечень дидактических материалов:
- набор концовок и этюдов для решения позиций;
- непосредственно шахматная доска и шашки;
- настенная магнитная шашечная доска, мольберт.
Материально-техническое обеспечение:
Столы, стулья, комплекты 12 шт. (шашки+шашечная доска), шахматные
часы, компьютер, экран, проектор.
2.3.Формы контроля и оценочные материалы
С помощью собеседований, опроса на первых занятиях выявляется
уровень подготовленности обучающихся для определения готовности к
восприятию материала, новой темы, на первых занятиях восполняются
выявленные пробелы.
Для проверки усвоения материала по теме проводятся диагностические
задания: опросы, решения шашечных комбинаций, игра с воспитателем,
беседы. Итоговый контроль выявляет, насколько занимающиеся усвоили
учебную программу, при их участии в шашечном турнире, игре с воспитателем,
и решении комбинаций, сочетающих в себе элементы тактических приемов,
изученных в течение года.
Формы контроля.
25
Диагностика сформированности умения детей играть в шашки (Давыдова
Т.Г., Атаян Г.М. Обучение детей игре в шашки. - Справочник старшего
воспитателя. № 8/августа 2011)
Методика проведения диагностики: Диагностика сформированности
умения детей играть в шашки предусматривает вопросы к ребенку, наблюдение
за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как
дошкольник играет в шашки дома.
Оценочные материалы.
Диагностическая карта сформированности умения играть в шашки.
Бой
Доводит
Расставляет
Ф.И.
Начало Ход
шашек
Решение
игру
шашки на
Дамка
ребенка
игры шашек соперник диаграмм
до
поле
а
конца
Пояснения к пунктам таблицы:
1.Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух
цветов для дальнейшей игры.
2. Педагог спрашивает у ребенка, кто начинает игру и почему? Как
определить, кто играет белыми шашками?
3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он
делает ходы.
4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет
возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.
5.
Педагог
предлагает
разыграть
диаграммы
в
соответствии
с
определенным условием.
6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной
шашкой проходит непосредственно во время игры.
26
7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со
сверстниками. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен
попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на
соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как
низкий уровень развития игровой мотивации.
Критерии оценки результатов:
Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с
заданием;
Средний уровень – для правильного выполнения задания ребенку
требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;
Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки
педагога.
27
Список литературы
1. Барский Ю., Герцензон Б. Приключения на шашечной доске,
«Лениздат», 1969.
2. Городецкий В.Б. Учись играть в шашки, М.: «Детская литература»,
1956.
3. Городецкий В.Б. Книга о шашках, М.: «Детская литература», 1984.
4. Егоров А.В. Как научить играть в шашки, серия «Спорт в школе»
Москва «Чистые пруды» 2005.
5. Косиневский А.А. «Учимся играть в шашки» методическое пособие
для родителей и детей Тольятти 2017г
6. Лангин В. Герцензон Б. - Школа шашек для первоклашек.1996
7. Погрибной В.К., Юзюк В.Я. «Шашки для детей» - Ростов н/Дону:
Феникс,2008
8. Рябинин С. П. Русские шашки: учеб. пособие / С. П. Рябинин. –
Красноярск: ИПК СФУ, 2008. – 168
9. Юровский Е.М., Кондратьева Л.П. «Зайкины шашки»: Книжка-игра для
маленьких – СПб.: Издательский Дом «Литера», - 2001.
28
Приложение 1
«Правила игры в шашки» в стихах для детей.
Общие рекомендации: «Знакомство и обучение детей игре в шашки
происходит поэтапно по принципу: от простого к сложному. Сначала детей
нужно
познакомить
с
историей
возникновения
этой
игры,
затем
продемонстрировать им доску, фишки черного и белого цветов, после чего
научить правильно расставлять шашки на игровом поле, объяснить, почему все
шашки ставятся только на темные клеточки (это необходимо для того, чтобы
шашки соперников встретились в игре) и так далее.
Необходимо также четко сформулировать суть игры, которая заключается
в том, чтобы при продвижении своих шашек вперед, уничтожить шашки
соперника или перекрыть ему все ходы. После того, как дети усвоили общие
сведения о шашках, можно приступать к знакомству с основными правилами
игры.
Правила игры в шашки:
1) В состязании участвуют два игрока, каждый из которых имеет свой
комплект из 12 фигур белого или чёрного цвета.
2) Игра ведётся на стандартной шахматной доске 8 х 8, повёрнутой так,
чтобы по горизонтали были буквы, а по вертикали - цифры.
3) Шашки выставляются только на чёрные клетки таким образом, чтобы
заполнить три горизонтальных ряда со своей стороны. Таким образом, между
фигурами противника остаётся две свободных полосы.
4) Шаги выполняются поочерёдно, причём первый ход делает игрок с
белыми фигурами.
5) Ходить разрешается только по чёрным квадратам доски.
6) Если за шашкой имеется пустая чёрная клетка, то она обязательно
должна быть «убита» - первый игрок переносит свою фигуру на свободный
квадрат, а фишка противника снимается с доски.
29
7) За один ход бьют столько фигур, сколько можно переступить, без
ограничения в количестве.
8) Существует правило зафук, согласно которому игрок, не заметивший
возможность «съесть» шашку противника, должен вернуться назад на свою
клетку и правильно повторить ход. Это положение пришло на замену
устаревшему правилу фука, при котором фигура, сделавшая неправильный шаг,
считалась «убитой» и снималась со стола, а ход не повторялся.
9) Если в результате игры простая шашка достигает последней
горизонтали на стороне противника, она переворачивается вверх дном и
получает название «дамка» с увеличенными возможностями по взятию фигур
соперника. Дамка может передвигаться по всей длине диагонального ряда,
«съедая» на своём пути все вражеские фишки.
10) И простая шашка, и дамка могут «бить» фигуры в любом направлении
- назад и вперёд. Но, в отличие от того, как ходит дамка, простая шашка не
может сделать ход назад, если он не ударный.
11) Одним из тактических приёмов игры является «сдача» одной или
нескольких собственных фигур для получения возможности сделать ход или
для других преимуществ в игре.
12) Игра заканчивается победой одного из игроков, если тот «побил» все
шашки соперника, или ничьёй, если на доске фигуры располагаются таким
образом, что дальнейшие ходы невозможны с обеих сторон.
13) Если на доске не остаётся ни одной простой фигуры, а только дамки,
разрешается сделать 15 ходов, после которых либо определяется победитель,
либо признаётся ничья.
30
Чтобы в шашки нам играть…
Чтобы в шашки нам играть,
Надо нам сначала знать,
Всё про шашечное царство,
Королевство государство.
Так послушайте же, дети,
Здесь на шашечной планете,
Есть большие две страны,
Они по площади равны.
Шашки - смелые ребята,
И все-все они солдаты,
Смело в бой они идут,
И друг друга не сдают.
Ходят по диагонали,
И всегда только вперёд,
Но врага срубить назад
Может каждый из солдат,
Шашка может дамкой стать,
И ловушки расставлять.
Теперь про шашки всё мы знаем,
И с удовольствием сыграем!
Стихи для запоминания правил:
1) Начинать бой можешь смело
- Первый ход всегда за белой!
2) Шашки медленно, но метко
Шагают лишь по черным клеткам!
3) Наверно, шашкам не везет,
Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!
4) Знают все: и стар, и млад,
Шашкой бьем вперед - назад!
5) Шашка соперника сразу погибнет,
Если твоя ее перепрыгнет!
6) Поля вдруг конец настанет,
Сразу шашка «дамкой» станет!
7) Чтоб твою «дамку» не поймали,
Ход ее по всей диагонали!
8) Цель игры - побить «врагов»
И чтоб им не было ходов!
31
Приложение 2
Сказки, стихотворения, рассказы о шашках
«Сказка о путешествии шашек по свету»
Вы ещё помните про царя? Так вот. Увлёкся царь игрой в шашки, что и
думать позабыл о войнах. Соседи-короли даже удивлялись, куда это пропал их
грозный сосед, почему давно обижать их не приходит.
И решили соседи напроситься к великому государю на чай и пироги.
Удивительно радушно принял дорогих гостей царь. Накормил их пирогами и
пряниками, напоил чаем индийским и пригласил в свой царский кабинет. А там
на великолепном резном столе стояли красивые шашечные фигуры.
Подивились гости этой мудрой забаве, научились с помощью грозного
царя правилам игры.
Всем королям подарили по набору шашек. Разъехались гости, и каждый
увёз в свою страну прекрасную игру – шашки. Преодолели шашки и глубокие
моря, и горячие пески. Долго-долго путешествовали они в Россию. Между
Индией и Россией высокие горы и непроходимые пустыни.
Поэтому в нашу страну дорогим гостям-шашкам на кораблях-ладьях
через моря-океаны пришлось плыть.
Наконец, оказались шашки в нашем государстве. И вскоре стали
любимой игрой. А гости, приезжавшие в Россию, говорили, что никто в мире не
искусен в игре так, как россияне.
32
«Беглянка»
В одном необычном шашечном королевстве королеве не разрешалось
выходить из дворца, так как совсем рядом находился неприятель. Шашка
шагала по паркету, состоявшему из черных и белых клеток, и мечтала погулять
вне стен дворца. Её охраняли пешки.
И вот, однажды, когда после разведывательной операции пешки уснули,
шашка вышла из стен дворца мимо спящей охраны и решила погулять по
шашечным окрестностям. Ведь ночью шашечное поле должно покрываться
цветами. Так сказала шашке Белле накануне зашедшая гадалка.
Шашка не знала, что это была вражеская лазутчица. Конечно, беглянку
черный король взял в плен. Ей было предложено сдать войско в угоду черным.
Она гордо отказалась и была заперта в темницу. Всемогущим начисто
разгромили соперников и освободили прекрасную беглянку.
С той поры черный король одумался и они вместе с белой к шашкой
разбили на шашечном поле цветочные клумбы.
33
«Шашечное сражение»
По соседству располагались два шашечных королевства со своими
шашечными законами, которые издавали черные и белые дамки, а разглашали
законы их помощники пешки. И вот были изданы указы о взаимном нападении.
Ведь у белых и черных было всего по 16 квадратов земли, а остальные
квадрата пустовали. Вот на этих пустующих землях и развернулось сражение.
Грозно стуча, вперед шли шеренги пешек. И даже первые помощники дамок
покидали их и вступали в бой. Дамки наблюдали из укрытий. В конце концов,
остались в живых Дамки и несколько пешек.
И тогда война прекратилась. А дамки подружились и стали ходить друг к
другу в гости, но из-за своей гордости не могли приблизиться вплотную. А
пешки, прошагав на противоположную горизонталь, превратились в важные
фигуры. Нейтральные поля отдали под строительство дач и офисов. Дамки
стали бизнесменами и лишь изредка на компьютерах играли в шашки.
34
Сказка о том, как на Руси в шашки играли
Уж если на русской земле и не изобрели шашки, то играли в них с
превеликим удовольствием. И очень много сделали русские мастера для
развития и прославления шашек.
Купцы русские – народ любопытный и до чудес охочий. Вот и привезли
они на своих ладьях, пропахших солью и восточными пряностями, шкатулки с
игрушечными шашками. Сразу полюбилась нашим людям новая игра. Русский
человек торопиться и суетиться не любит, у него всегда найдётся времечко
полежать на печке да поразмыслить над шашечной задачкой. Быть может, и
Илья Муромец не вставал с печи целых тридцать лет и три года, из-за того, что
никак не мог решить шашечную задачу. А когда решил – встал, расправил
плечи и пошёл решать другие важные дела, которых так много накопилось на
земле русской.
Особенно много умельцев сыграть в шашки было среди воиновбогатырей. Об этом даже в былинах сказано. Вот Ставр Годинович не только
сам умел играть, но «ещё его молода жена Василиса Микулична хорошо играла
в шашки». А когда беда случилась, и попал Ставр в плен к князю Владимиру,
то молодая жена собрала верную дружину и пошла мужа выручать:
Тридцать молодцов-стрельцов, тридцать удальцов-шашистов, тридцать
удальцов-песенников. Сама переоделась в костюм заморского посла, да и
отправилась в гости к князю Владимиру. Попировали и решили в шашки
поиграть. Условились: кто проиграет в шашки – тому лезть под стол, на
котором играли. Первую заступь (партию) заступовали, И ту посол поиграл
(выиграл). Другую заступь заступовали, И другую заступь посол же поиграл,
Третью заступь заступовали – «И молодой гость, посланник суровый, обыграл
князя Владимира». Князь Владимир должен был лезть под стол и оттуда
кукарекать да обиды терпеть. Конечно, под стол он не полез, Но Ставра
Годиновича к великой радости посла-Василисы, из заточения пришлось
выпустить!
По другой версии посол обыграл всех и сговорил: «Никто в Расеи не мог
меня обыграть. один-то меня и обыгрывал Ставр Годинович, когда я бывал во
Чернигове, один-то меня обыгрывал…» Пришлось самому Владимир-князю
Стольно-Киевскому в подземелье ходить и выпускать Ставра из погребов
глубоких. И сговаривал Ставру посол заморский: «Помнишь ли, молодец Ставр
сын Годинович, как мы с тобой живали во Чернигове…»
Народный любимец гусляр и купец Садко прибыл однажды во дворец
магараджи. Магараджа захотел получить волшебного коня Садко. А Садко же
пленился птицей Феникс. Конечно, сели играть в шашки. Хитрый магараджа
велел танцевать красивым баядеркам, петь песни. Ему хотелось, чтобы Садко
35
меньше на доску глядел. Но и у Садко был помощник – старик Трифон.
Ударили они по струнам гуслей. Вместе заманили в ловушку магараджу.
Вернулись Садко и Трифон домой в Новгород, где вскоре весь город слушал
трели птицы Феникс.
Сказка «Шашечное царство»
Когда-то очень давно в шашечном государстве, жили - были два
шашечных короля. Один был белый, другой – черный. Сын черного короля
влюбился в белую принцессу. Но белый король не хотел свою дочь отдавать
ему в жены.
И тогда черный король предложил провести турнир. Разыграв право хода,
в шашечном королевстве установилось на века правила – белые ходят первыми.
Короли построили свои шашки по четыре, в три линии обороны.
И белые сделали ход – так начался турнир. Он длился долго, шашки
долго ходили, кого-то убирали с поля боя, а кто-то успевал стать «дамкой» - так
назывались начальники. И дамкам можно было уже ходить по всему полю боя,
а не только на одну клеточку вперед.
И вот чёрные победили белых, и черный принц женился на белой
принцессе. С тех пор шашки черные и белые живут в одном доме - коробочке
для шашек, а для развлечения играют на шашечной доске 8 на 8, где поля для
боя поделено поровну одна белая клеточка, другая черная и так далее…
36
Веселые шашки
Всё началось давным-давно в
Мэрии. Раньше чёрные и белые шашки
дружили, но после того, как король
развязал войну, они поделили земли и
не разрешали своим детям ходить на
сторону противника.
Чёрные
постоянно
ходили
компаниями по дворам и клубам, в их
компании были Джек, Ваня, Люся и
Марьям.
Однажды утром Нэлли и её
подружки пошли гулять. Они решили ослушаться родителей и тайно пойти на
сторону Чёрных. Когда они туда пришли, то сильно удивились, потому что там
было очень светло и красиво. «Странно, - подумала Нэлли, - я почему-то
думала, что здесь будет темно, как в темной комнате».
В то время как Белые шашки путешествовали по городу черных шашек,
Джек, Ваня, Люся и Марьям сидели в городском общежитии и думали, в какой
клуб сходить вечером.
Вечером Черные пошли в клуб Мориса. Белые думали, как им
замаскироваться, чтобы пойти в какой-нибудь клуб. И у них получилось: они
вымазались в сажу у пекарни и пошли в ближайший клуб. Именно здесь и
началась история друзей, ведь и Черные зашли в этот же клуб.
Тут, откуда ни возьмись, подул страшный ветер и сдул черную сажу с
Белых шашек. Чёрные шашки очень удивились, но времени у них не было,
потому что их самих чуть не сдуло. Белые шашки не могли их бросить и стали
их спасать. К сожалению, они угодили в ту же ловушку.
Они попали в человеческий мир людей и поэтому тоже превратились в
людей. Шашки не знали, где они и как им вернуться домой. Чёрные
предложили сходить в библиотеку и почитать что-нибудь об этом незнакомом
для них мире. Они пошли в библиотеку и узнали, что здесь почти всё так, как и
у них. Чёрные и Белые записались в школу, и как раз сегодня вечером должен
был состояться школьный бал. На Чёрных возложили ответственность за
декорации, а на Белых - за еду. Наступил тот самый праздничный вечер. Все
оделись очень нарядно, и пошли на бал. Им очень понравилось дружить и
поэтому они решили: если шашки когда-нибудь попадут домой, в шашечный
мир, то обязательно помирят свои народы.
37
Рассказ Л.Сергеев, Рис.М.Беломлинского
Когда я был мальчишкой, я очень хорошо играл в шашки. В нашей семье
я был чемпион. Я играл в шашки с мамой, с папой, с бабушкой, с младшим
братом Толькой и с соседкой тетей Викой.
Больше всего я любил играть с бабушкой. С бабушкой у нас был счет 97:1
в мою пользу. Шутка сказать! Я выиграл у бабушки 97 партий! И только одну
проиграл. И то случайно.
Обычно бабушка не успевала сделать и десяти ходов, а я уже ставил
дамку. И тут начиналось самое интересное! Моя дамка начинала щелкать
бабушкины шашки, как орехи! Одну за другой! Бабушка то снимала, то
надевала очки! После игры с бабушкой у меня всегда было прекрасное
настроение. Весь день я ходил и насвистывал и всем давал разные советы. С
бабушкой было очень приятно играть.
Вообще-то я любил играть со всеми, кроме папы. Папа у меня выигрывал.
Папа никому не разрешал подсказывать мне и не давал ходы обратно. Поэтому
я и не любил с ним играть. И ужасно злился, когда проигрывал. Однажды он
выиграл у меня пять партий подряд, так я не разговаривал с ним целую неделю.
Зато, когда потом вдруг я выиграл у папы, сразу сказал:
- Все! Больше не играю! Я чемпион!
- Это нечестно, - сказал папа. - У нас турнир из пяти партий. А ты две
проиграл и одну выиграл. Давай играть еще.
- Ничего не знаю! - сказал я. - Последнюю партию я у тебя выиграл,
значит, я чемпион. Последняя партия самая главная!
- Ничего подобного! - возмутился папа. - Чепуха! Почему это последняя самая главная?!
Папа стал горячиться и сказал, что больше вообще не будет со мной
играть. Но мне уже было все равно. Я - чемпион. До остального мне дела нет.
38
Теперь я играл только с мамой, с бабушкой, с Толькой и с тетей Викой.
Среди них я был абсолютным чемпионом.
Однажды мама принесла из библиотеки книжку "Игра в шашки" и
сказала:
- Давайте прочитаем эту книжку и все научимся играть по-настоящему
хорошо.
Я засмеялся:
- Научимся! Это ведь вам надо учиться. А мне-то зачем? Я и так чемпион!
Учитесь, а потом я дам вам всем сеанс одновременной игры!
Мама, Толька и тетя Вика начали читать книгу. Изучали разные
комбинации и ходы. А я ходил и посмеивался.
Но через две недели я заметил, что мне становится все труднее у них
выигрывать. Все чаще ничьи. А потом вдруг и мама, и Толька, и тетя Вика
стали у меня выигрывать. И мне стало с ними скучно играть. Я решил бросить
играть вообще, чтобы не портить себе настроение. Я продолжал сражаться
только с бабушкой. Бабушку-то я громил по-прежнему. Я разбивал бабушку в
пух и прах.
Как-то я сказал Тольке:
- Я выиграл у бабушки уже больше ста партий! Я могу выиграть у нее с
закрытыми глазами!
И Толька вдруг сказал:
- Бабушка играет лучше папы! Она нарочно тебе поддается! Она говорит,
что ты такой обидчивый мальчик.
Из детского пионерского журнала "Костер". 1960-е
39
Стихи про шашки
«Я смотрю на пианино»
«Я смотрю на пианино»: Черные и белые.
Сел я перед пианино, ничего не делаю.
Пробовал я нажимать разные кругляшки.
Думал это пианино, оказались шашки.
Шашка древняя игра она полезна и нужна.
Быть внимательным и честным учит нас всегда она.
Приходи в наш детский сад, там научишься играть.
И возможно, будешь многих очень часто побеждать.
Фигуры на досках ходят послушно.
Любят соперничать дети, играя,
Но здесь перед нами игра непростая.
Много тут разных правил, запретов,
Соперники помнят, конечно, об этом.
Кто победитель – решает судья,
Набрал больше баллов – победа твоя.
Играем в шашки мы везде
Играем в шашки мы везде: и дома, и на даче,
В саду, на пляже, во дворе, с родными и друзьями.
Простая, мудрая игра, любима нами с детства.
Нас учит многому она, что в жизни пригодится:
И рассуждать, и размышлять, дружить, не обижаться.
Решенья, верно принимать - проигрывать и побеждать.
И чтоб учится, лишь на 5 - возьми игру начни играть.
Казалось мне, всё очень просто
Казалось мне, всё очень просто:
Фигуры небольшого роста;
Все одинаковы, безуглы,
И, как дурак набитый, круглы.
А правила сложны едва-ли:
Бьют-ходят по диагоналям.
Так круглый год, зимой и летом,
Наискосок, по чёрным клеткам.
40
Но для чего и стар и млад
Играют? Ведь не для наград?
И в чём тут смысл? A в чём изюм?
Возможно тренируют ум?
Раз, у соседского мальчишки,
Увидел я по шашкам книжку...
В ней комбинации, этюды;
Я ахнул - это просто чудо!
Всё оказалось очень сложно...
И простота, я понял, ложна!
Играли в шашки фараоны,
В России графы и бароны,
На ассамблеях у Петра
Играли в шашки до утра.
Простые люди и не очень,
Так отдыхали между прочим...
А я ведь вовсе не дебил, Я тоже шашки полюбил!
Пусть кто-то грезит о короне Мечтает посидеть на троне.
По-мне престижнее раз в сто
Взойти на шашечный престол!
Эта доска в клеточку
Эта доска в клеточку Волшебная доска.
По ней шагают шашечки,
Как будто облака.
И белые, и черные,
Шагают дружно в ряд.
Друг дружку обгоняют,
И в дамки все хотят.
41
Шашки — народная игра.
Играем в шашки мы везде:
И дома, и на даче,
В саду, на пляже, во дворе,
С родными и друзьями.
Простая, мудрая игра, любима нами с детства.
Нас учит многому она, что в жизни пригодится:
И рассуждать, и размышлять,
Дружить, не обижаться
Решенья, верно приниматьПроигрывать и побеждать.
И чтоб учится, лишь на 5 —
Возьми игру начни играть.
Авторы Шипачев Дмитрий, Шипачева Светлана
Играйте в шашки!
Кто в футбол играет – ноги укрепляет,
Кто ядро метает – руки развивает
Тело совершенствует накачанный атлет,
А тот, кто любит шашки – тренирует интеллект.
Если с детства учишься логике, мышлению,
Тактике, стратегии, выдержке, терпению,
То в игре и в жизни Выйдешь в дамки быстро,
И работать сможешь в должности министра.
Ум развивают шашки, А умных ждет успех!
Кто играет в шашки, Тот в жизни круче всех!
Автор Кандрукевич Иван
Стих о шашках.
Не влечёт домино и лото
И не манит ни вобла, ни пиво
Шашкам сердце моё отдано
Всенародное чудное диво
Будто просто всё в этой игре
Да и шашек всего-то двенадцать
Ход, другой и игрок весь в борьбе
Плюс болельщиков десять иль двадцать
42
В них играет юнец и старик
И малыш ещё ростом с букашку
И к игре этой народ наш привык
А игра эта – русские шашки!
Автор Владимир Хлевецкий
Полюбите шашки!
Кто-то любит слушать сказки,
Кто-то петь, кто рисовать…
Ну, а я играю в шашки,
Как о них не рассказать?!
Кажется, ну что такого,
Есть ли интерес играть?
В черно-белых клетках снова
Свои шашки расставлять?
На такой вопрос, возможно,
Каждый может дать ответ.
Только будет осторожным:
У игры есть свой секрет.
Я ж, друзья, от вас не скрою
И секретом поделюсь,
Что, играя в шашки с другом,
Вы забудете про грусть.
И про то, что на уроке,
Позабыв про этикет,
Стрекотали как сороки,
Опоздали на обед…
И про то, что дождик снова
Не пустил вас погулять,
И что Светка Иванова
Не дала вчера списать.
Все печали и волненья
Улетучатся, едва
Наберетесь вы терпенья:
Начинается игра.
Ход, еще… и шашка бита!
Радости предела нет.
Здесь царит азарт открытый
43
И болельщик ждет побед.
Но игрок сосредоточен:
Свой, обдумывая ход.
Шаг соперника он точно
Просчитает наперед.
Если мыслить ты умеешь,
То в игре не пропадешь.
В «дамки» раньше всех успеешь
И к победе путь найдешь.
Здесь удачу и везенье
Просто так поймать нельзя.
Ум, смекалка и терпенье –
Ваши верные друзья.
Шашки! Шашки! Чудо шашки!
Их нельзя ни с чем сравнить.
Просто поиграйте в шашки –
Постарайтесь полюбить!
Автор Маслаков Роман
Волшебная доска.
Эта доска в клеточку —
Волшебная доска.
По ней шагают шашечки,
Как будто облака.
И белые, и черные,
Шагают дружно в ряд.
Друг дружку обгоняют,
И в дамки все хотят.
Автор Валерия Минькевич
Шашки — лучшая игра!
Знают взрослые и дети, знает каждый на планете,
Знает даже детвора — шашки — лучшая игра!
На столе доска чудная, черно-белая такая.
Шашки выстроились в ряд, как солдатики стоят.
Надо думать как сходить, чтобы шашки все срубить.
Хочешь в «дамки» выйти смело, ты играть должен умело.
Надо выдержку иметь и стратегией владеть.
44
Ты иди всегда вперед и тебя победа ждет!
До конца ты должен биться, пусть соперник твой боится.
Шашки нас смекалке учат, нет игры на свете лучше!
Автор Галина Горючко, Елена Славская
Стих о шашках
Игрой простою зачарован,
Скучна она на первый взгляд,
Но те кто в мастерстве подкован,
С любовью на игру глядят,
Она как воинское дело,
Как битва меж добром и злом,
Игра в которой нет предела,
И нет сейчас,и нет, потом,
В ней комбинаций бесконечность,
И вариантов уйма, тьма,
В ходах зарыта мысли вечность,
В движеньях шашек кутерьма,
Ходы направо, и налево,
И шашка бьет вперед, назад,
Одна другую одолела,
И тот кто выиграл шашку рад.
В простой игре,простой секрет,
Но нам не разгадать его,
Для Гения секрета нет,
Для Гения лишь одного.
Автор Виктор Подольский
Стих о шашечной партии.
Считая игроком себя
Сильнейшим в этом мире,
Пошел с уверенносью я
c3 на d4.
И, не заставив долго ждать,
Противник без сомненья
Ответил мне d6-e5
И… началось сраженье.
45
d2-c3 e7-d6; g3 на h4.
Противник мой готовит месть
На удивленье миру.
Глаза его огнем горят,
В них страха нет следа —
Прекрасный ход h6-g5
Он делает тогда.
И вижу я — ходов мне нет,
И лишь с трудом едва
Нашел я правильный ответ
Ход e1-d2.
Противник, к горю моему,
Сыграл b6-a5:
Я поспешил вослед ему
Ответ скорее дать:
a3 на b4 я
Решительно пошел,
И этот слабый ход меня
К погибели привел!
Что было дальше — вспоминать
Теперь не в силах я
И предлагаю доиграть
Другому за меня!
1901 г. июль, партия Оводов-Шошин, стихотворение Шошина об этой
партии, где будто бы сам Оводов рассказывает, как он проиграл…
46
Приложение 3
Дидактические и словесные игры по ознакомлению детей
игры в шашки
Игра «Собери пазлы»
Цель игры: познакомить детей с шахматной доской.
Задачи: развить мелкую моторику, внимание ребенка, воспитывать
интерес к игре.
Ход игры: Нужно собрать произвольно разрезанную шахматную доску
Игра «Пятый лишний».
Цель: познакомить детей с шашками.
Задачи: развить внимание, воспитать интерес к игре.
Ход игры: На карточках изображены шахматные фигуры, пешки, фишки
и т. д. Найти лишнюю фигуру.
Игра «Смотрите внимательно».
Цель: познакомить детей с игрой в шашки.
Задачи: развить память, внимание ребенка. воспитывать интерес к игре в
шашки.
Ход игры: На произвольном отрывке шашечной доски расположить
шашки произвольно. Дать посмотреть внимательно, а затем на своих карточках
дети должны расставить шашки по памяти.
Игра «Правильно-неправильно».
Цель: научить детей игре в шашки.
Задачи: развивать внимание, память детей, воспитать интерес к игре в
шашки.
Ход игры: На доске распложены фигуры в исходной позиции. Какие
занимают свой «домик», а какие «заблудились»?
Игра «Зеркало»
Цель игры: познакомить детей с игрой в шашки.
Задачи: развить память, внимание ребенка. Воспитывать интерес к игре в
шашки.
Ход игры. Дети должны выложить фишки в зеркальном отображении.
47
Игра «Что изменилось?»
Цели игры: научить детей игре в шашки.
Задачи: развивать внимание, память детей, воспитать интерес к игре в
шашки.
Ход игры. На доске 5-6 фигур. Убрать фигуру, добавить или изменить
местоположение.
Подвижная игра «Не опоздай» Цель: закреплять знание детей цвета.
Ход игры дети двигаются под музыку по окончанию музыки дети должны
занять свои места согласно цвету, двигаються дети вокруг обручей в обручах
круги черного и белого света, кто не успеет, впрыгнуть в круг выбывает из
игры.
«Удивительные клетки».
Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование
белых и черных полей на шахматной доске.
Игра «Учимся считать»
На шашечной таблице, (на белых клетках нарисованы числа по
шашечным фишкам, а на черных клетках надо положить цифры, которые
соответствуют числу фишек. Вариант: дать команду на пространственную
ориентировку.
Пальчиковая гимнастика: «Вышли шашки погулять»
Раз, два, три, четыре, пять! (разгибать пальчики по очереди, начиная с
большого)
Вышли шашки погулять! (сжимаем – разжимаем кулаки)
Раз, два, три, четыре, пять! (сгибать пальчики по очереди, начиная с
большого).
В домик спрятались опять! (показать «домик» ладонями).
Игра «Камешки-шашки» .
Шашки смешиваются с камешками. Ребята, все камешки кладем в
коробочку, а все шашки складываем в баночку с отверстием наверху
(наподобие копилки).
На этом наше занятие подходит к концу. Ребята с какой игрой мы сегодня
познакомились (игра «Шашки).
Что вы узнали о шашках? (шашки круглой формы, бывают белого и
красного или белого и черного цвета, в шашки играют на доске, которая
48
называется полем, поле состоит из одинаковых квадратов, которые отличаются
по цвету: белые и черные).
Молодцы, ребята все верно! А теперь я хочу вручить вам подаркинаборы шашек, чтобы вы могли учиться в них играть! (раздаются наборы
поролоновых шашек).
Дидактическая игра «Магия черно – белых квадратов».
Чаще всего местом шахматных сражений служит деревянная доска, но не
любая, а шахматная. Вот как она выглядит (дети рассматривают доску) Эта
доска хранит массу тайн и загадок, а каких я сейчас вам расскажу. Что вы
видите на доске? (квадратики) Одинаковые ли эти квадратики? (и да и нет) Чем
они отличаются? (одинаковые по размеру, а по цвету разные) Вы правы по
размеру квадратики действительно одинаковые, а вот цветом они отличаются
от друг друга - белые и черные клеточки. А называются они поля. Ребята, вам
необходимо собрать шахматную доску (дидактическая игра «Магия черно –
белых квадратов, собираем из квадратов из картона).
Эстафета «Разложи шашки» (после эстафеты дети садятся на скамейки)
Ш.К.: Чтобы научиться играть, нужно запомнить, как расставить шашки на
доске (показ). Черная и белая шашки ставятся каждая на своем поле только на
темных клетках (показ). Шашки занимают три ряда. Два ряда внутри поля
пустые. Они используются для первых ходов. Давайте мы с вами попробуем
расставить правильно шашки на доске.
А сегодня мы продолжим наше обучение с вырезания шашек и
наклеивания их на шахматную доску, чтобы вы знали, как правильно
расположить шашки на доске в начале игры.
Игра «Доскажи словечко». Я буду начинать, а вы заканчивайте! (дети
договаривают слова)
1). Начинать бой можешь смело – первый ход всегда за белой!
2). Шашки медленно, но метко, шагают лишь по чёрным клеткам!
3). Наверно, шашкам не везёт, что ходят шашки лишь вперёд!
4). Знают все – и стар, и млад, шашкой бьём вперёд – назад!
5). Шашка соперника сразу погибнет, если твоя её перепрыгнет!
6). Поля вдруг конец настанет, сразу шашка «дамкой» станет!
7). Чтоб твою «дамку» не поймали, ходи ей по всей диагонали!
8). Цель игры – побить «врагов» и чтоб им не было ходов!
49
Приложение 4
Альбом
«Портреты Российских
шашистов»
50
Олег Николаевич Дашков
Российский шашист, специализирующийся в игре на малой доске.
Международный гроссмейстер с 2008 года. Чемпион мира по русским шашкам
по версии МАРШ 2001 года и по версии ФМЖД 2011 года, чемпион Европы по
русским шашкам 2010 года, победитель Всемирных интеллектуальных игр 2008
года в бразильских шашках, чемпион мира 2007 года по молниеносной игре в
русские шашки.
Родился: 17 апреля 1976 г. (45 лет), Самара, РСФСР
51
Тамара Михайловна Тансыккужина
Российская шашистка, семикратная чемпионка мира, двукратная чемпионка
Европы по международным шашкам. Международный гроссмейстер.
Представитель игроков-женщин во Всемирной федерации шашек, председатель
Исполкома федерации шашек Республики Башкортостан.
Родилась: 11 декабря 1978 г. (42 года), Набережные Челны
52
Гаврил Гаврильевич Колесов
Российский шашист, специализирующийся в игре на малой доске,
многократный чемпион мира по русским и бразильским шашкам, чемпион
Европы по русским шашкам в быстрых шашках и блице 2010 года,
многократный чемпион России по русским шашкам. Международный
гроссмейстер, гроссмейстер России.
Родился: 7 сентября 1979 г. (42 года), Чурапчинский улус
53
Жанна Сабитовна Саршаева
Российская шашистка, специализирующаяся в игре на малой доске, чемпионка
мира среди женщин. Международный гроссмейстер.
Родилась: 29 апреля 1993 г. (28 лет), Астраханская область, Россия
54
Владимир Васильевич Скрабов
Российский шашист, специализировавшийся в шашках на 64-клеточной доске.
Чемпион мира 1997 и 2007 года по версии МАРШ, бронзовый призер
командного чемпионата мира по шашкам-64, бронзовый призер командного
чемпионата мира по шашкам-64, чемпион Европы 2007 года, чемпион Европы в
командном зачёте в 2009 году - по версии ФМЖД. Обладатель Кубка мира
2017, 2015 и 2013 годов, серебряный призер Кубка мира 2016, 2019 года,
бронзовый призёр Кубка мира 2014 года.
Родился: 31 мая 1975 г., Ярославль, СССР
55
Николай Николаевич Гермогенов
Российский шашист, серебряный призёр 2-х Всемирных интеллектуальных игр
в Лилле, Чемпион России по международным шашкам 2014 года, бронзовый
призёр чемпионата России по русским шашкам 2013 года. Международный
гроссмейстер.
Родился: 26 августа 1990 г. (31 год)
56
Ника Александровна Леопольдова
Российская шашистка, чемпионка России 2017 года. Международный мастер по
шашкам. Гроссмейстер России. Мастер спорта России по шашкам. Победитель
Гран-При премии "Надежда России" 2011 года - "За выдающиеся спортивные
результаты. Победитель международных, всероссийских и городских
соревнований по русским и международным шашкам. Санкт-Петербургский
городской Дворец творчества юных."
Родилась: 12 марта 1994 г. (27 лет), Санкт-Петербург
57
Дарья Александровна Ткаченко
оссийская, ранее украинская спортсменка. Четырёхкратная чемпионка мира;
двукратная чемпионка Европы. Чемпионка Европы в блиц-программе.
Чемпионка мира среди девушек, чемпионка Европы среди девушек.
Международный гроссмейстер, заслуженный мастер спорта Украины с 2005
года. Указом президента Украины награждена орденом княгини Ольги III
степени. Чемпионка мира по турецким шашкам.
Родилась: 21 декабря 1983 г. (37 лет), Торез, Донецкая область Украинская
ССР, СССР
58
Александр Михайлович Шварцман
Советский и российский спортсмен. Единственный в мире гроссмейстер в трёх
видах шашек: международных, русских и бразильских. Заслуженный мастер
спорта России.
Родился: 18 сентября 1967 г. (54 года), Москва, СССР
59
Владимир Олегович Лангин
Президент Международной федерации шашек (IDF), президент Федерации
шашек Санкт-Петербурга, председатель правления Фонда содействия развитию
шашечного спорта «Русские шашки». Владимир Лангин, яркая, разносторонняя
личность и успешный бизнесмен, достиг высот как в шашечном спорте, так и в
тренерской и организаторской деятельности.
Родился: 17 декабря 1960 г. (60 лет), Санкт-Петербург, РСФСР, СССР
60