Ритм это важно
24.09.2023
Игры с ритмом.
В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо
известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей.
Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры
звуковой среды, резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем
возрасте. Если чувство
ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо
интонирована; дошкольник
говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания.
И в дальнейшем слабое развитие слуховых
и моторных способностей, тормозит развитие
ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной
деятельности, но и общение со сверстниками. Следовательно, чувство ритма имеет не
только моторную, но и эмоциональную природу.
Музыкальный слух развивается в
тесной связи со слухом речевым. А речевой слух – это одна из основ музыкального
слуха. Во время работы
с детьми, мной было замечено, что у большинства из них слабо развито чувство
ритма. Это затрудняет работу во всех разделах области «Музыка». Ритмическая
составляющая в музыкальном воспитании детей – это основа основ. Убеждена, что
ритмике необходимо обучать всех детей с раннего возраста. В своей работе я использую различый методический
материал. Очень нравится пособие для музыкальных руководителей и воспитателей «Этот удивительный ритм» И. М.
Каплуновой, И. А. Новоскольцевой. Авторы предлагают упражнения и игры по
развитию чувства ритма.
«Наши гости»
С помощью
картинок, на которых изображены разные животные , я или ребята, выкладывают
зрительную цепочку, которую можно прохлопать в ладошки.
Кто пришёл к ребятам в
гости?
Ё-ЖИК- два раза хлопаем в
ладошки, оба хлопка будут дллинными.
Можно положить 4
картинки с изображением ёжика и хлопать один и тот же ритм в ладоши несколько
раз.
ЛЕВ- один длинный хлопок
па-ра-сё-нок- четыре коротких
хлопка в ладошики.
кро-ко-ДИЛ- 2 коротких хлопка,
один длинный.
Затем задание можно усложнить
и выложить цепочку из разных картинок. Просим
прохлопать ритм, называя всех животных.
На следующем этапе, для
детей более старшего возраста, даём задание прохлопать ритм по картинкам, не
произнося слова. Например:
Ё-ЖИК, па-ра-сё-нок, Ё-ЖИК,
па-ра-сё-нок.
Ё-ЖИК, па-ра-сё-нок, ЛЕВ.
Таким же образом можно
играть с любыми изображениями овощей или фруктов.
«Игры с именами»
Особенно дети любят
ритмические цепочки с их именами, например:
КА-ТЯ, АН-ДРЕЙ, СА-ША, а-лек-СЕЙ.
Можно использовать
вырезанный из картона вагончик. В кабину машиниста вставляется одна картинка
или фотография.
Можно спеть песенку
«Кто твой дружок?».
Для детей постарше
усложняем задачу, используем другие карточки.
Заранее договариваемся
с ребятами, что большие животные- это длинные звуки, и когда мы их прохлопываем,
то произносим слог «Та», а маленькие изображения животных- это короткие звуки,
и хлопать их нужно в два раза быстрее, при этом произносим слог ти».
Подойдут любые
изображения: большие и маленькие солнышки, цветочки,
длинные и короткие
палочки, большие и маленькие кружочки. Можно выкладывать целые ритмические цепочки
из больших и маленьких пуговиц, длинных и коротких палочек.
Дети легко
осваивают ритм слов,
речи, стихов, который далее переносим в хлопки, на ударные инструменты, это
становится основой ритмического и
мелодического аккомпанемента. Когда дети научатся правильно выстукивать
заданный ритм, включаем музыку, и украшаем её игрой на барабане или на клавесах
, на деревянных ложках с помощью этих же карточек, которые служат наглядной
поддержкой.
Ритм в стихах.
Следующее Речевое
упражнение – это ритмическая декламация стихов,
потешек. Ритмической основой
в упражнении может быть естественный ритм стиха.
Игра «Подскажи словечко» (от 4 лет)
Я сегодня утром рано
Умывался из под…. (крана)- два хлопка
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая ….(лисица)-три
хлопка
Чтобы ноги отдохнули
Посиди-ка ты на…. (стуле)- два хлопка
Можно разнообразить
звучащие жесты и выполнить ритмическое задание не только хлопая в ладоши, но
и с помощью шлепков по коленям, или
топать ногами, щелчками или цоконьем языка.
Такие задания доступны
всем детям и доставляют им радость.
Хочу
поделиться высказыанием Киры Гудалиной:
«Почему именно чувство ритма так важно? Ритм – один из
центральных, основополагающих элементов музыки, обуславливающий ту или иную
закономерность в распределении звуков во времени. Чувство музыкального ритма –
это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание,
исполнение, созидание ритмической стороны
музыкальных образов. Здесь ритм отражает
эмоциональное содержание музыки, являясь первоэлементом и выразительным
средством, помогая тонко чувствовать
характер музыки».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.10.2023
Дата обновления: 08.10.2023
Дата публикации: 24.09.2023