Ритм это важно

24.09.2023

Игры с ритмом.

В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды, резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками. Следовательно, чувство ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. 

Музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. А речевой слух – это одна из основ музыкального слуха. Во время работы с детьми, мной было замечено, что у большинства из них слабо развито чувство ритма. Это затрудняет работу во всех разделах области «Музыка». Ритмическая составляющая в музыкальном воспитании детей – это основа основ. Убеждена, что ритмике необходимо обучать всех детей с раннего возраста. В своей работе я использую различый методический материал. Очень нравится пособие для музыкальных руководителей и воспитателей «Этот удивительный ритм» И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой. Авторы предлагают упражнения и игры по развитию чувства ритма.

«Наши гости»

 С помощью картинок, на которых изображены разные животные , я или ребята, выкладывают зрительную цепочку, которую можно прохлопать в ладошки.

Кто пришёл к ребятам в гости?

Ё-ЖИК- два раза хлопаем в ладошки, оба хлопка будут дллинными.

Можно положить 4 картинки с изображением ёжика и хлопать один и тот же ритм в ладоши несколько раз.

ЛЕВ- один длинный хлопок

па-ра-сё-нок- четыре коротких хлопка в ладошики.

кро-ко-ДИЛ- 2 коротких хлопка, один длинный.

Затем задание можно усложнить и выложить цепочку из  разных картинок. Просим  прохлопать ритм, называя всех животных.

На следующем этапе, для детей более старшего возраста, даём задание прохлопать ритм по картинкам, не произнося слова. Например:

Ё-ЖИК, па-ра-сё-нок, Ё-ЖИК, па-ра-сё-нок.

Ё-ЖИК, па-ра-сё-нок, ЛЕВ.

Таким же образом можно играть с любыми изображениями овощей или фруктов.

   

«Игры с именами»

Особенно дети любят ритмические цепочки с их именами, например:

КА-ТЯ, АН-ДРЕЙ, СА-ША, а-лек-СЕЙ.

Можно использовать вырезанный из картона вагончик. В кабину машиниста вставляется одна картинка или фотография.

Можно спеть песенку «Кто твой дружок?».

 

Долгий- короткийХочу такой сайт

Для детей постарше усложняем задачу, используем другие карточки.

Заранее договариваемся с ребятами, что большие животные- это длинные звуки, и когда мы их прохлопываем, то произносим слог «Та», а маленькие изображения животных- это короткие звуки, и хлопать их нужно в два раза быстрее, при этом произносим слог ти».

Подойдут любые изображения: большие и маленькие солнышки, цветочки,

длинные и короткие палочки, большие и маленькие кружочки. Можно выкладывать целые ритмические цепочки из больших и маленьких пуговиц, длинных и коротких палочек.

Дети легко осваивают ритм слов, речи, стихов, который далее переносим в хлопки, на ударные инструменты, это становится основой ритмического и мелодического аккомпанемента.  Когда дети научатся правильно выстукивать заданный ритм, включаем музыку, и украшаем её игрой на барабане или на клавесах , на деревянных ложках с помощью этих же карточек, которые служат наглядной поддержкой.

Ритм в стихах.

Следующее Речевое упражнение – это ритмическая декламация стихов, потешек. Ритмической основой в упражнении может быть естественный ритм стиха.

 

Игра «Подскажи словечко» (от 4 лет)

Я сегодня утром рано

Умывался из под…. (крана)- два хлопка

Часто к озеру напиться

Ходит рыжая ….(лисица)-три хлопка

Чтобы ноги отдохнули

Посиди-ка ты на…. (стуле)- два хлопка

Можно разнообразить звучащие жесты и выполнить ритмическое задание не только хлопая в ладоши, но и  с помощью шлепков по коленям, или топать ногами, щелчками или цоконьем языка.

Такие задания доступны всем детям и доставляют им радость.

          Хочу поделиться высказыанием Киры Гудалиной:

«Почему именно чувство ритма так важно? Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки, обуславливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени. Чувство музыкального ритма – это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов. Здесь ритм отражает эмоциональное содержание музыки, являясь первоэлементом и выразительным средством, помогая тонко чувствовать характер музыки».

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 08.10.2023

Дата обновления: 08.10.2023

Дата публикации: 24.09.2023

Наверх

Добро пожаловать на сайт!

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».