Общее недоразвитие речи ОНР у детей
17.09.2023
Составила
учитель-логопед Малюкова О.А.
Общее
недоразвитие речи ОНР у детей
ОНР – сложные речевые расстройства,
при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы,
относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и
интеллекте.
ОНР
может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии:
алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии - в тех случаях, когда выявляются
одновременно недостаточность словарного запаса, грамматического строя и пробелы
в фонетико-фонематическом развитии. Проявления
ОНР могут варьироваться от полного отсутствия речи до незначительных отклонений
в развитии речи.
Постановкой данного диагноза
занимается логопед после соответствующего обследования. При этом об ОНР можно
говорить только после 3 лет – до этого времени дети могут развиваться
по-разному, поэтому возможны различные отклонения от общепринятой нормы. Но
после трех лет, если присутствуют симптомы, характерные для общего недоразвития
речи, то это существенный повод для обращения к специалисту.
Выделяют
четыре уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние
компонентов языка у детей с ОНР:
I
уровень ОНР характеризуется отсутствием речи. Тем не менее у таких детей
присутствует «лепетная речь».
II
уровень ОНР. Кроме жестов и «лепетной речи» появляются несколько искаженные, но
достаточно постоянные общеупотребительные слова. Произношение и речевое
развитие значительно отстают от нормы.
III
уровень ОНР характеризуется лексико-грамматическим и фонетико-фонематическим
недоразвитием при развернутой фразовой речи.
IV
уровень ОНР характеризуется невнятной речью, недостаточно четким различием
звуков в речи, перестановкой слогов и звуков в отдельных словах, сокращением
окончаний слов и употреблением неверных падежных окончаний.
Несмотря
на различную природу дефектов, у детей имеются типичные проявления, указывающие
на системное нарушение речевой деятельности:
более
позднее начало речи, первые слова появляются к 3-4, иногда к 5 годам;
отставание
экспрессивной речи при относительно сохранном понимании обращенной речи;
недостаточная
речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения резко
падает;
дети
недостаточно критичны к своему дефекту;
при
относительно сохранной смысловой, логической памяти снижена вербальная память,
страдает продуктивность запоминания (забывают сложные инструкции, элементы и
последовательность заданий);
неустойчивость
внимания, особенности внимания и памяти могут сочетаться с ограниченными
возможностями познавательной деятельности;
специфические
особенности мышления: дети отстают в развитии словесно-логического мышления,
без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и
обобщением;
отставание
в развитии двигательной сферы, которое выражается в плохой координации
движений, неуверенности в выполнении дозированных движений, снижении скорости и
ловкости выполнения, недоразвитии мелкой моторики.
Коррекционная
работа с детьми, у которых есть общее недоразвитие речи,
зависит от степени выраженности имеющихся нарушений.
Коррекционный
процесс с такими детками должен проходить по специально разработанной для
каждого ребенка адаптированной программе ДОУ. Проводится системная и
взаимосвязанная коррекционная работа всех педагогов, специалистов детского
сада. Обязательно в этот процесс должны быть включены родители и семья ребенка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.10.2023
Дата обновления: 08.10.2023
Дата публикации: 17.09.2023