Общее недоразвитие речи ОНР у детей

17.09.2023

Составила учитель-логопед Малюкова О.А.

Общее недоразвитие речи ОНР у детей

          ОНР – сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

ОНР может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии - в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса, грамматического строя и пробелы в фонетико-фонематическом развитии.     Проявления ОНР могут варьироваться от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии речи.

          Постановкой данного диагноза занимается логопед после соответствующего обследования. При этом об ОНР можно говорить только после 3 лет – до этого времени дети могут развиваться по-разному, поэтому возможны различные отклонения от общепринятой нормы. Но после трех лет, если присутствуют симптомы, характерные для общего недоразвития речи, то это существенный повод для обращения к специалисту.

Выделяют четыре уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР:

I уровень ОНР характеризуется отсутствием речи. Тем не менее у таких детей присутствует «лепетная речь».

II уровень ОНР. Кроме жестов и «лепетной речи» появляются несколько искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Произношение и речевое развитие значительно отстают от нормы.

III уровень ОНР характеризуется лексико-грамматическим и фонетико-фонематическим недоразвитием при развернутой фразовой речи.

IV уровень ОНР характеризуется невнятной речью, недостаточно четким различием звуков в речи, перестановкой слогов и звуков в отдельных словах, сокращением окончаний слов и употреблением неверных падежных окончаний.

Несмотря на различную природу дефектов, у детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности: 

более позднее начало речи, первые слова появляются к 3-4, иногда к 5 годам; 

отставание экспрессивной речи при относительно сохранном понимании обращенной речи; Хочу такой сайт

недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения резко падает; 

дети недостаточно критичны к своему дефекту; 

при относительно сохранной смысловой, логической памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания (забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий); 

неустойчивость внимания, особенности внимания и памяти могут сочетаться с ограниченными возможностями познавательной деятельности; 

специфические особенности мышления: дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением; 

отставание в развитии двигательной сферы, которое выражается в плохой координации движений, неуверенности в выполнении дозированных движений, снижении скорости и ловкости выполнения, недоразвитии мелкой моторики. 

Коррекционная работа с детьми, у которых есть общее недоразвитие речи, зависит от степени выраженности имеющихся нарушений.

Коррекционный процесс с такими детками должен проходить по специально разработанной для каждого ребенка адаптированной программе ДОУ. Проводится системная и взаимосвязанная коррекционная работа всех педагогов, специалистов детского сада. Обязательно в этот процесс должны быть включены родители и семья ребенка.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 08.10.2023

Дата обновления: 08.10.2023

Дата публикации: 17.09.2023

Наверх

Добро пожаловать на сайт!

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».