Как можно рассказать стихотворение
Составила
Учитель-логопед Малюкова О.А.
Уважаемые родители, я хочу предложить вам РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ,
разработанные Алябьевой
Е.А. , которые содержать в себе
стихотворный текст и логоритмические упражнения.
«Рассказывание» стихов с
помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный
тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания,
крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности
мышления. Совместные действия со взрослыми снимают неуверенность, зажатость у
ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.
Движения, предложенные автором, не стоит воспринимать как догму. Их можно
обогащать и видоизменять. Показывать можно не только содержание строки, но и
каждого слова в ней, однако это доступно только детям старшего дошкольного
возраста и не со сложными речевыми диагнозами.
Котенок-шалун
Котенок мамочку зовет:
— Мяу-мяу, мяу-мяу.
Он не напился молока:
— Мало-мало, мало-мало.
Покормит мама молочком:
— Мур-мур-мур, мур-мур-мур.
Свернется маленьким клубком:
— Ур-ур-ур, ур-ур-ур.
Потом с клубочком поиграет:
— Цап-цап-цап, цап-цап-цап.
И нитку быстро размотает:
— Ап-ап-ап, ап-ап-ап.
|
Дети ритмично соединяют одноименные пальцы
обеих рук. Скрещивают пальцы рук, ритмично опускают и поднимают пальцы.
Ритмично поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой.
Ритмично потирают кулачок о кулачок.
Ритмично сжимают и разжимают пальцы рук.
Делают ритмичные круговые движения указательных пальцев вокруг друг друга.
|
Машина
Би-би-би —
Гудит машина.
Тук-тук-тук —
Мотор стучит.
— Едем, едем, едем, едем,
Он так громко говорит.
Шины трутся о дорогу.
Шу-шу-шу —
Они шуршат.
Быстро крутятся колеса.
Та-та-та —
Вперед спешат.
|
Дети ритмично постукивают
кулачком одной руки о ладонь
другой.
Ритмично хлопают руками.
Ритмично потопывают ногами.
Потирают ладони.
Делают ритмичную «вертушку» руками.
|
Часы
Ходят часики — тик-так
И вот так, и вот так.
Громко бьют часы кругом:
— Бом-бом-бом, бом-бом-бом.
Гирю оттянули вниз.
Скрип-скрип-скрип,
Скрип-скрип-скрип.
Вот так часовой сюрприз!
Гиря вверх опять ползет,
Чтобы завести завод.
Чтобы стрелки в путь пошли,
Молоточки есть внутри.
Тук-тук-тук — они стучат.
— Тук-тук-тук, — все говорят.
Завертелось колесо,
Вот другое в ход пошло.
Скрип-скрип-скрип, та-ра-ра.
Закрутилось до утра.
|
Дети сгибают руки в локтях перед собой и
ритмично покачиваются из стороны в сторону (руки—стрелки).
Ритмично хлопают руками.
Ритмично похлопывают по телу сверху вниз.
Ритмично похлопывают по телу снизу вверх.
Ритмично постукивают кулачком о кулачок.
Ритмично «заводят мотор» руками.
|
Ветер
Ветерок листвой шумит:
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
В трубах громко он гудит:
У-у-у, у-у-у.
Поднимает пыль столбом.
Бом-бом-бом, бом-бом-бом.
Дует он везде, кругом.
Гом-гом-гом, гом-гом-гом.
Может вызвать бурю он.
Страх-страх, страх-страх!
Не удержится и слон.
Ax-ax, ax-ax.
|
Дети ритмично потирают ладонь о ладонь.
Ритмично хлопают над головой.
Ритмично топают ногами.
Ритмично переступая, поворачиваются вокруг себя.
Поднимают руки в стороны и делают вращательные движения.
Ритмично покачивают головой.
|
Дождик
Майский вдруг закапал дождь.
Кап-кап-кап-кап.
И по лужам ты идешь.
Так-так-так-так.
Ветер шелестит листвой.
Ш-ш-ш-ш.
Спрятал кудри под травой.
Тш-тш-тш-тш.
Дождь сильнее застучал.
Тук-тук-тук-тук.
Скоро дождик ливнем стал.
Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук.
|
Дети ритмично щелкают пальцами рук..
Ритмично притопывают.
Ритмично потирают ладонь о ладонь.
Ритмично потирают ладонями о колени.
Ритмично стучат указательным пальцем одной руки о ладонь другой.
Ритмично хлопают в ладоши.
|
Лужи
Шлеп-шлеп-шлеп —
Иду по лужам.
Хлюп-хлюп-хлюп —
Вода в ботинках.
Кап-кап-кап —
Мне зонтик нужен.
Оп-оп-оп —
Вода по спинке.
Буль-буль-буль —
Упала шапка.
Ой-ой-ой, крутом вода.
Да-да-да, себя так жалко.
Одевайтесь в дождь всегда!
|
Дети ритмично постукивают ладонями по
ногам.
Ритмично притопывают ногами.
Поднимают руки вверх и ритмично щелкают пальцами с одновременным движением
рук сверху вниз.
Скрещивают руки на груди и ритмично похлопывают по предплечьям.
Выполняют ритмичную пружинку.
Ритмично кружатся.
Ритмично кивают головой.
|
Веселые
человечки
Человечки в доме жили,
Меж собой они дружили.
Звали их совсем чудно —
Хи-хи, Ха-ха, Хо-хо-хо.
Удивлялись человечки:
— Хо-хо, хо-хо, хо-хо-хо!
Им собака шла навстречу
И дышала глубоко.
Засмеялись человечки:
— Хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи.
Ты похожа на овечку.
Прочитать тебе стихи?
Разобиделась собака
И ушами затрясла.
Человечки же хохочут:
— Ха-ха, ха-ха, ха-ха-ха!
|
Дети ритмично хлопают.
Ритмично пожимают плечами.
Выполняют ритмичную пружинку.
Ритмично потряхивают головой.
Ритмично притопывают ногами.
|
Пришла Весна
Улыбаются все люди —
Весна, весна, весна!
Она везде, она повсюду
Красна, красна, красна.
По лугу, лесу и полянке
Идет, идет, идет.
На солнышке скорей погреться
Зовет, зовет, зовет.
И в ручейке лесном задорно
Звенит, звенит, звенит.
По камушкам в реке широкой
Журчит, журчит, журчит.
Разносит запахи повсюду
Цветов, цветов, цветов.
И все живое сразу слышит
Весенний зов!
|
Дети поднимают руки над головой и ритмично
хлопают. Делают ритмичные повороты туловища.
Ритмично шагают на месте.
Взмахивают обеими руками к
себе.
Ритмично щелкают пальцами
рук.
Потирают ладони.
Делают из пальцев «бутон», ритмично сжимают и разжимают пальцы.
|
Насекомые над
лугом
— Жу-жу-жу, — жужжит пчела:
— Я лечу издалека.
— Зу-зу-зу, — комар пищит.
— Уф-уф-уф, — как паровоз
Шмель пыхтит, пыльцу повез.
Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу.
Я любого разбужу».
|
Дети поднимают руки в стороны и ритмично
ими машут, как крылышками.
Ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед. Ритмично притопывают
ногами.
Ритмично хлопают в ладоши.
|
Птичка песенку
поет
Птичка песенку поет:
— Тинь, тинь, тинь.
Скоро солнышко взойдет.
Тинь-тинь-тинь.
Комары проснутся скоро.
Тинь-тинь-тинь.
Вот тогда наемся вволю.
Тинь-тинь-тинь.
Деткам мошек принесу.
Тинь-тинь-тинь.
В клювик наберу росу.
Тинь-тинь-тинь.
Поучу птенцов летать.
Тинь-тинь-тинь.
Крылья смело расправлять.
Тинь-тинь-тинь.
|
Дети ритмично постукивают подушечками
пальцев одной руки о пальцы другой.
Ритмично хлопают в ладошки.
Ритмично похлопывают по плечам скрещенными руками.
Ритмично пощелкивают пальцами.
Руки скрещивают перед собой, пальцы расставлены, ритмично помахивают
«крыльями». Ритмично открывают и закрывают «клюв»: собранные в щепоть четыре
пальца руки смыкают с большим пальцем. Ритмично приседают, руки в стороны.
Делают ритмичные плавные движения руками.
|
Заботливое
солнышко
Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик.
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи.
Летом нежно согревает
Щечки, щечки, щечки.
А весной на носик ставит
Точки-точки-точки.
Золотят веснушки деток.
Очень нравится им это!
|
Дети ритмично скрещивают руки над головой.
Плавно покачивают руки вверху.
Ритмично потирают щеки.
Ритмично постукивают пал
|