Особенности музыкального воспитания детей раннего возраста

04.10.2024

Особенности музыкального воспитания детей раннего возраста.

 

Музыкальное развитие и воспитание ребёнка начинается с первых дней его жизни, когда он слышит мамин голос, берёт в руки первый музыкальный инструмент - погремушку. Очень часто представления взрослых о возможностях детского организма не соответствуют реальным обстоятельствам. Иногда взрослые недооценивают детей, занижая им перспективу развития, а порой наоборот, форсируют процессы, проходящие в жизни маленького ребёнка. Чтобы процесс становления личности ребёнка протекал планомерно и результативно, нужно знать и возрастные особенности возраста (и психические и физиологические) и некоторые педагогические аспекты.

Ранний возраст - это время наиболее активного развития клеток головного мозга. Поэтому всё, что окружает ребёнка в этот период, закладывает хорошие предпосылки для развития личности. Психологи, физиологи, педагоги единодушно высказывают мнение о необходимости раннего творческого развития ребёнка, вовлечение его в художественную, музыкальную деятельностьИ здесь возникает вопрос: что есть для маленького ребёнка эта деятельность? Многие родители, в погоне за модой, забывая о физиологических особенностях детского организма, «приобщают» ребенка к высокому искусству, отправляясь с ним на концерты, выставки, массовые гуляния. В лучшем случае он уснёт на таком мероприятии, в худшем - он устанет, закапризничает, и пользы от такого художественного воздействия ни для него, ни его родителям не будет.

Существует ещё один путь - пассивное воздействие. Ребёнка окружают предметы художественного мастерства, звучит музыка. Всё хорошо, но только этого мало. В этом случае ребёнок и окружающая его среда существуют как бы сами по себе. Лучший для ребенка способ развития - когда ребёнок находится в деятельности: сам лепит, сам рисует, сам поёт, танцует, играет. И не важно, сколько ребёнку лет при этом.

Ребёнок от полутора до трёх лет уже овладевает основными видами музыкальной деятельности, постепенно вводится в самостоятельную работу так, чтобы он перестал нуждаться в помощи взрослого, получал от музыкальных занятий радость и эмоциональное удовольствие.

Целью музыкальных занятий детского сада является раннее вовлечение детей в музыкальную деятельность, формирование навыков пения, развитие ритмического чувства, знакомство с различными способами игры на инструментах, обогащение эмоциональной сферы, знакомство с детским репертуаром, классикой, народным творчеством.

Музыкальные занятия с детьми 1.5-3х лет включают в себя следующие виды деятельности:

музыкально-ритмические движения,

- артикуляционная гимнастика, пальчиковые и жестовые игры,

- пение и звукоподражание, голосовые игры,

музыкальные игры, сюжетные танцы, хороводы,

- игра на детских музыкальных инструментах, ритмические игры, игры с

       предметами.

Музыкально-ритмические движения - это изображение повадок и движений знакомых животных под музыкальное сопровождение. У детей закрепляются связи между выразительными  музыкальными средствами и пластическим выражением. Начинаем с противоположных характеристик, постепенно увеличивая количество и разнообразие характеров.

Артикуляционная гимнастика применяется для активизации мышц артикуляционного аппарата и мимических мышц лица. Дети учатся выполнять такие простые движения, как поднимать и опускать брови (хмуриться, активно работать языком, надувать щёчки, цокать язычком, изображая лошадку, и т. д. Чем разнообразнее будут «гримасы», тем активнее будут работать мышцы, и ребёнку будет легче овладеть речью. Все упражнения проводятся в игровой форме, с использованием игрушек, иллюстраций. Очень важен пример взрослого и то, насколько он могут подыграть ребёнку.

Пальчиковые игры обязательно сопровождаются взрослого. Дети знакомятся с народными потешками, детским фольклором, и как показывает опыт, именно пальчиковые игры в дальнейшем наиболее часто и активно вспоминают и дети, и родители.

Голосовые игры и звукоподражание. Важно, чтобы ребёнок в возрасте до 3-х-4-х лет научился пользоваться высоким и низким голосом.

Именно крайние границы грудного и фальцетного режимов составляют диапазон голоса. И здесь ни в коем случае нельзя форсировать детский голос!

Как ни странно, но в раннем возрасте ребёнку необходимо слышать разнообразие голосов. То есть, чем эмоциональнее и разнообразнее будет речь взрослого, тем шире будет диапазон ребёнка. Как не вспомнить здесь детские сказки! И, конечно же, каждый персонаж сказки должен говорить “своим” голосом. Работа над формированием детского диапазона - это постоянная работа педагогов и, в своём роде, домашнее задание для родителей. Во время коллективных занятий дети обычно изображают голосом собачку, кошечку, и т. д. Важно заметить, что друг от друга они очень быстро учатся, и это качество широко применяется педагогами и нужно взять на вооружение родителям - широко использовать (поощрять различные проявления детей звукоподражаний и импровизаций).

Голосовые игры. Именно в раннем детстве, когда у детей ещё не развита речь, они пользуется различными речевыми сигналами: вибрация губ, писк, визг. Это нельзя назвать ни речью, ни пением, но показывает всё разнообразие голоса, широту диапазона, формирует тембр, активизирует работу всего артикуляционного аппарата.

В голосовых играх в работу включается язык, твёрдое и мягкое нёбо, гортань, щеки, губы и т. д., что служит хорошей предпосылкой для раннего становления речи и формирования вокальных данных.

Пение. Этот вид музыкальной деятельности для детей раннего возраста в том виде, к какому мы привыкли - не существует. Поют дети главным образом за счёт натяжения голосовых связок с помощью наружных, так называемых перстне-щитовидных мышц, вследствие чего голосок у них мал по диапазону и по силе. Поэтому для детей этого возраста более ценным будет накопление звуковых образов ещё до их использования в речи или пении. Чем раньше это накопление происходит, тем лучше.

Уже в ясельном возрасте дети должны слышать вокруг себя мягкие, спокойные поющие голоса.

Формирование навыков пения проходит следующие этапы:Хочу такой сайт

Гуление.

Сигналы доречевой коммуникации.

Звукоподражание и звукоизобразительность.

Микс речевого и певческого голоса.

Подпевание.

Пение.

В работе над пением не надо забывать, что пение - это не только воспроизведение голосом некоторой мелодии, но и певческая установка, дыхание, артикуляция, дикция, правильное формирование звуков.

Необходимо обращать внимание на то, как ребёнок стоит (сидит, берёт вдох, открывает рот, активно ли он воспроизводит звуки. Именно в этом возрасте формируются правильные певческие привычки и установки.

Игра на детских музыкальных инструментах. Под детскими музыкальными инструментами здесь нужно понимать звучащие игрушки, предметы. При использовании инструментов на занятиях с детьми раннего возраста необходимо:

-Научить ребёнка брать, правильно держать инструмент.

-Научить основным способам звукоизвлечения.

-Научить вступать и заканчивать игру вместе с музыкальным сопровождением.

Характер звукоизвлечения (способа игры) и выбор инструментов должен соответствовать музыкальному сопровождению.

Ритмические игры направлены на развитие ритмического чувства. Проводятся как с предметами и инструментами, так и с использованием “звучащих жестов” (хлопки, шлепки, притопы, удары кулачками).

Танцевальная деятельность. Необходимо научить ребёнка выполнять простейшие танцевальные движения: притопы, выставление ноги на пятку, на носок, повороты, кружение, покачивания с ноги на ногу, движения в парах и в хороводе.Музыкальное сопровождение лучше выбирать характерное для движений, возможно с контрастными частями и куплетной формой.

В танцевальной и игровой деятельности дети соподчиняют свои движения не только музыке и образу, но и учатся ориентироваться в пространстве, развивают координацию движений.

Музыкальные игры и игры с предметами направлены на развитие эмоциональной сферы, волевых качеств, внимательности. Как правило, проводятся в конце занятий. Игры для детей раннего возраста должны быть понятны по сюжету, знакомить с характером и поведением героев (животных, явлений природы), формировать представления об окружающем мире.

Особое внимание нужно уделить подбору репертуара и музыкального материала. Обязательным является использование народного и детского фольклора, образцов классической музыки. Сопровождение - лучше всего с “голоса” или инструментальное. Дети раннего возраста очень внимательно слушают живое исполнение, поэтому при первом знакомстве с песней, потешкой лучше всего исполнять её без сопровождения. Чем больше ребёнок будет слышать живой голос, тем более прочно закрепится у него “эталон” звучания. Можно использовать записи музыкальных треков, но особое внимание необходимо обращать на качество фонограммы и динамику звучания (громкость). При работе с детьми раннего возраста нужно учитывать то, что большое количество звуков, высокая насыщенность и плотность фактуры воспринимается детьми как шум.

Таким образом, планомерная работа по развитию музыкальных способностей ребёнка с использованием современных методов, накопленного опыта педагогов, откроет перед ребёнком интересный, разнообразный, увлекательный, богатый и радостный мир - Мир Музыки!

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 29.10.2024

Дата обновления: 29.10.2024

Дата публикации: 04.10.2024

Наверх

Добро пожаловать на сайт!

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».