Особенности музыкального воспитания детей раннего возраста
04.10.2024
Особенности музыкального воспитания детей раннего возраста.
Музыкальное развитие и воспитание
ребёнка начинается с первых дней его жизни, когда он слышит мамин голос, берёт
в руки первый музыкальный инструмент - погремушку. Очень часто представления взрослых
о возможностях детского организма не соответствуют реальным обстоятельствам. Иногда
взрослые недооценивают детей,
занижая им перспективу развития, а порой наоборот, форсируют процессы,
проходящие в жизни маленького ребёнка. Чтобы процесс становления личности ребёнка
протекал планомерно и результативно, нужно знать и возрастные особенности возраста (и психические и
физиологические) и некоторые педагогические аспекты.
Ранний возраст - это время наиболее
активного развития клеток головного мозга. Поэтому всё, что окружает ребёнка в
этот период, закладывает хорошие предпосылки для развития личности. Психологи,
физиологи, педагоги единодушно высказывают мнение о необходимости раннего
творческого развития ребёнка, вовлечение его в художественную, музыкальную деятельность. И здесь возникает вопрос: что есть для маленького ребёнка
эта деятельность? Многие родители, в погоне за модой, забывая о
физиологических особенностях
детского организма, «приобщают» ребенка
к высокому искусству, отправляясь с ним на концерты, выставки, массовые
гуляния. В лучшем случае он уснёт на таком мероприятии, в худшем - он устанет,
закапризничает, и пользы от такого художественного воздействия ни для него, ни
его родителям не будет.
Существует ещё один путь - пассивное воздействие.
Ребёнка окружают предметы художественного мастерства, звучит музыка. Всё хорошо, но только
этого мало. В этом случае ребёнок и окружающая его среда существуют как бы сами
по себе. Лучший для ребенка способ развития - когда ребёнок находится в деятельности: сам
лепит, сам рисует, сам поёт, танцует, играет. И не важно, сколько ребёнку лет
при этом.
Ребёнок от полутора до трёх лет уже
овладевает основными видами музыкальной
деятельности, постепенно вводится в самостоятельную работу так,
чтобы он перестал нуждаться в помощи взрослого, получал от музыкальных занятий
радость и эмоциональное удовольствие.
Целью музыкальных занятий детского
сада является раннее вовлечение детей в
музыкальную деятельность, формирование навыков пения, развитие
ритмического чувства, знакомство с различными способами игры на
инструментах, обогащение эмоциональной сферы, знакомство с детским репертуаром,
классикой, народным творчеством.
Музыкальные занятия с детьми 1.5-3х лет
включают в себя следующие виды деятельности:
- музыкально-ритмические
движения,
- артикуляционная гимнастика,
пальчиковые и жестовые игры,
- пение и звукоподражание, голосовые
игры,
- музыкальные
игры, сюжетные танцы, хороводы,
- игра на детских музыкальных инструментах,
ритмические игры, игры с
предметами.
Музыкально-ритмические движения - это изображение
повадок и движений знакомых животных под музыкальное
сопровождение. У детей закрепляются
связи между выразительными музыкальными средствами и пластическим выражением.
Начинаем с противоположных характеристик, постепенно увеличивая количество и
разнообразие характеров.
Артикуляционная гимнастика применяется для активизации мышц
артикуляционного аппарата и мимических мышц лица. Дети учатся выполнять такие
простые движения, как поднимать и опускать брови (хмуриться, активно работать
языком, надувать щёчки, цокать язычком, изображая лошадку, и т. д. Чем
разнообразнее будут «гримасы», тем
активнее будут работать мышцы, и ребёнку будет легче овладеть речью. Все
упражнения проводятся в игровой форме, с использованием игрушек, иллюстраций.
Очень важен пример взрослого и то, насколько он могут подыграть ребёнку.
Пальчиковые игры обязательно сопровождаются взрослого.
Дети знакомятся с народными потешками, детским фольклором, и как показывает
опыт, именно пальчиковые игры в дальнейшем наиболее часто и активно вспоминают
и дети, и родители.
Голосовые игры и звукоподражание. Важно, чтобы ребёнок в возрасте до
3-х-4-х лет научился пользоваться высоким и низким голосом.
Именно крайние границы грудного и
фальцетного режимов составляют диапазон голоса. И здесь ни в коем случае нельзя
форсировать детский голос!
Как ни странно, но в раннем возрасте ребёнку
необходимо слышать разнообразие голосов. То есть, чем эмоциональнее и
разнообразнее будет речь взрослого, тем шире будет диапазон ребёнка. Как не
вспомнить здесь детские сказки! И, конечно же, каждый персонаж сказки должен
говорить “своим” голосом. Работа над формированием детского диапазона - это
постоянная работа педагогов и, в своём роде, домашнее задание для родителей. Во
время коллективных занятий дети обычно изображают голосом собачку, кошечку, и
т. д. Важно заметить, что друг от друга они очень быстро учатся, и это качество
широко применяется педагогами и нужно взять на вооружение родителям - широко
использовать (поощрять различные проявления детей звукоподражаний и
импровизаций).
Голосовые игры. Именно в раннем детстве,
когда у детей ещё не развита речь, они пользуется различными речевыми сигналами: вибрация губ,
писк, визг. Это нельзя назвать ни речью, ни пением, но показывает всё разнообразие
голоса, широту диапазона, формирует тембр, активизирует работу всего
артикуляционного аппарата.
В голосовых играх в работу включается
язык, твёрдое и мягкое нёбо, гортань, щеки, губы и т. д., что служит хорошей
предпосылкой для раннего становления речи и формирования вокальных данных.
Пение. Этот вид музыкальной
деятельности для детей раннего возраста в том виде, к
какому мы привыкли - не существует. Поют дети главным образом за счёт натяжения
голосовых связок с помощью наружных, так называемых перстне-щитовидных мышц,
вследствие чего голосок у них мал по диапазону и по силе. Поэтому для детей этого
возраста более ценным будет накопление звуковых образов ещё до их использования
в речи или пении. Чем раньше это накопление происходит, тем лучше.
Уже в ясельном возрасте дети должны
слышать вокруг себя мягкие, спокойные поющие голоса.
Формирование навыков пения проходит следующие
этапы:
Гуление.
Сигналы доречевой коммуникации.
Звукоподражание и
звукоизобразительность.
Микс речевого и певческого голоса.
Подпевание.
Пение.
В работе над пением не надо забывать,
что пение - это не только воспроизведение голосом
некоторой мелодии, но и певческая установка, дыхание, артикуляция, дикция,
правильное формирование звуков.
Необходимо обращать внимание на то, как
ребёнок стоит (сидит, берёт вдох, открывает рот, активно ли он воспроизводит звуки.
Именно в этом возрасте формируются правильные певческие привычки и установки.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Под детскими музыкальными инструментами здесь нужно понимать звучащие игрушки,
предметы. При использовании инструментов на занятиях с детьми раннего
возраста необходимо:
-Научить ребёнка брать, правильно
держать инструмент.
-Научить основным способам звукоизвлечения.
-Научить вступать и заканчивать игру
вместе с музыкальным сопровождением.
Характер звукоизвлечения (способа игры) и
выбор инструментов должен соответствовать музыкальному сопровождению.
Ритмические игры направлены на развитие ритмического
чувства. Проводятся как с предметами и инструментами, так и с использованием
“звучащих жестов” (хлопки, шлепки, притопы, удары кулачками).
Танцевальная деятельность. Необходимо научить ребёнка
выполнять простейшие танцевальные движения: притопы, выставление ноги на
пятку, на носок, повороты, кружение, покачивания с ноги на ногу, движения в
парах и в хороводе.Музыкальное сопровождение
лучше выбирать характерное для движений, возможно с контрастными частями и
куплетной формой.
В танцевальной и игровой деятельности
дети соподчиняют свои движения не только музыке и
образу, но и учатся ориентироваться в пространстве, развивают
координацию движений.
Музыкальные игры и игры с предметами направлены
на развитие эмоциональной сферы, волевых качеств, внимательности. Как правило,
проводятся в конце занятий. Игры для детей раннего
возраста должны быть понятны по сюжету, знакомить с характером и поведением
героев (животных, явлений природы), формировать представления об окружающем
мире.
Особое внимание нужно уделить подбору
репертуара и музыкального материала.
Обязательным является использование народного и детского фольклора, образцов
классической музыки. Сопровождение
- лучше всего с “голоса” или инструментальное. Дети раннего возраста очень
внимательно слушают живое исполнение, поэтому при первом знакомстве с песней,
потешкой лучше всего исполнять её без сопровождения. Чем больше ребёнок будет
слышать живой голос, тем более прочно закрепится у него “эталон” звучания.
Можно использовать записи музыкальных
треков, но особое внимание
необходимо обращать на качество фонограммы и динамику звучания (громкость). При работе с детьми раннего возраста нужно
учитывать то, что большое количество звуков, высокая насыщенность и плотность
фактуры воспринимается детьми как
шум.
Таким образом, планомерная работа по
развитию музыкальных способностей ребёнка
с использованием современных методов, накопленного опыта педагогов, откроет
перед ребёнком интересный, разнообразный, увлекательный, богатый и радостный
мир - Мир Музыки!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.10.2024
Дата обновления: 29.10.2024
Дата публикации: 04.10.2024