«Ограниченные возможности здоровья». Что это такое?
13.06.2021
Причинами возникновения ФФНР могут быть две группы: врожденные и приобретенные.
Врожденные включают в себя:
· аномалии развития плода;
· тяжелый токсикоз матери при беременности;
· эндокринные и вирусные болезни матери в течении вынашивания ребенка;
· различные травмы;
· интоксикация;
· несовместимость крови ребенка и матери по резус-фактору;
· асфиксия плода и, как следствие, внутричерепные кровоизлияния;
· родовая травма.
Приобретенные включают в себя:
· различные болезни ребенка в течении первого года жизни (особенно вирусные);
· наследственность;
· травмы головного мозга;
· неблагоприятное влияние внешней среды;
· эмоциональные стрессы в период, когда происходит созревание речевой системы детей;
· длительные или острые психотравмирующие ситуации.
По мнению М.Е. Хватцева причины речевых нарушений можно разделить на внешние и внутренние, выделив органические, функциональные, социально-психологические и психоневрологические причины.
К органическим причинам относится различная внутриутробная патология, возникающая в период от 4 недель до 4 месяцев развития плода, в момент родов или сразу после рождения. Это могут быть органические поражения периферических органов речи; экзогенно-органические факторы, вызывающие поражение центральной и периферической нервной системы, несовместимость резус-фактора крови матери и ребенка, которые могут сочетаться с другими нарушениями — слуха, зрения, интеллекта.
Функциональные причины М. Е. Хватцев связывал с учением академика И. П. Павлова, о различных отклонениях в соотношении таких психических процессов как возбуждение и торможение в центральной нервной системе.
Психоневрологическими причинами он считал умственную отсталость, различные нарушения памяти и расстройство других психических функций. Социально-психологические причины — неблагоприятные воздействия окружающей среды. Для полноценного развития ребенка, его общение должно быть полным, постоянным, эмоционально насыщенным. В настоящее время показано, что употребление алкоголя и никотина во время беременности также может привести к нарушениям физического и нервно-психического развития ребенка, одним из проявлений которых часто является ОНР, сочетающееся с синдромами различной сложности.
Большая роль в возникновении речевых нарушений принадлежит генетическим факторам. В этих случаях речевой дефект может возникнуть под влиянием даже незначительных неблагоприятных внешних воздействий.
В дополнение к выше сказанному следует добавить, что учитывается и психологическое состояние ребенка, возможно проявление агрессии, гиперактивности, застенчивости, медлительности, страхов, фантазий, тревоги или ребенок сильно истощается и устает. Все эти факторы учитываются в работе и влияют на комплексное взаимодействие всех специалистов и родителей.
Основываясь на приведенных данных можно сделать вывод: комплексное взаимодействие всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей – обязательное условие для успешного речевого и социального развития ребенка.
Подготовила: Наталья Сергеевна Саванникова,
учитель-логопед, учитель-дефектолог
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 04.06.2019
Дата обновления: 26.10.2022
Дата публикации: 13.06.2021