«Как развивать фонематический слух?»

24.10.2021

«Как развивать фонематический слух?»

Консультация для родителей учителя-логопеда Е.М.Безрученковой

 

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и в семье. Ребенок с нарушенным звукопроизношением, обусловленным несформированными фонематическими представлениями, этой готовностью не обладает.

Фонематический слух – это способность человека различать звуки Способность – это то, что спонтанно заложено в человеке, данное природой и способное развиваться в процессе общения.

Фонематический слух - это способность:

- опознавать звуки в речевом потоке;

- различать слова, состоящие из одних и тех же фонем, но расположенных в определенной последовательности (Н: насос-сосна);

- различать слова , близкие по звуковому составу (Н: молоко-молоток);

- различать слова-паронимы (Н:бочка-почка).

Таким образом, фонематический слух – это узнавание звука, как необходимой принадлежности данного слова.

С какого возраста начинается формироваться фонематический слух?

Тонкое различение звуков на слух начинает развиваться к 11-12 месяцам.

Н.Х.Швачкин установил последовательность развития фонематического слуха от 11 мес. до 1 года 10 мес: ребенок различает все звуки речи, но только на слух (Н: масына). Швачкин сказал, что фонематический слух в норме всегда опережает в своем развитии самостоятельную собственную речь ребенка. К 4-5 годам ребенок различает звуки и на слух и в произношении. Эти выводы очень важны для коррекции звукопроизношения. Фонематический слух и восприятие – базовые понятия. Почему фонематический слух развивается через слово? Потому что слово имеет значение.Хочу такой сайт

Развитие фонематического слуха и восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Всю систему логопедической работы по развитию у дошкольников способности дифференцировать фонемы, можно условно разделить на шесть этапов:

I этап – узнавание неречевых звуков. С помощью специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы). Напр: Что шумит? Что гудит? Кто кричит? и т.д.; «Спрячь игрушку» (логопед прячет игрушку и предлагает водящему найти ее, ориентируясь на силу ударов бубна).

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов, фраз. Н: Имиитация сказки «Три медведя», имитация голосов домашних животных, «Кто позвал» и т.д.

III этап – различие слов, близких, по звуковому составу. Н: логопед показывает картинку и называет слово то правильно, то неправильно, дети должны хлопнуть, когда слышат слово неправильно: вагон, вакон, фагон, вагон, вагом и т. д.

IV этап – дифференциация слогов. На данном этапе дети учатся различать слоги. Игры: «Цепочка», «Звонкие - глухие», «Глухие телефончики» и др.

V этап – дифференциация фонем. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, затем переходить к согласным. Игры: «Поезд гудит – у-у-у, ребенок плачет а-а-а», «Рыбалка», «Подари картинки игрушкам», «Доскажи словечко», «Звук заблудился» и т.д.

VI этап – развитие навыка элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове, отхлопывать двух, трехсложные слова. Далее проводится анализ гласных, затем согласных.

Одновременно с развитием фонематического слуха и восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Уточним, что четкие фонематические представления о звуке возможны только при правильном их произнесении. Эти процессы взаимосвязаны, без них невозможны полноценное чтение и письмо.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 04.06.2019

Дата обновления: 25.10.2022

Дата публикации: 24.10.2021

Наверх

Добро пожаловать на сайт!

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».