24.10.2021
«Как развивать фонематический слух?»
Консультация для родителей учителя-логопеда Е.М.Безрученковой
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и в семье. Ребенок с нарушенным звукопроизношением, обусловленным несформированными фонематическими представлениями, этой готовностью не обладает.
Фонематический слух – это способность человека различать звуки Способность – это то, что спонтанно заложено в человеке, данное природой и способное развиваться в процессе общения.
Фонематический слух - это способность:
- опознавать звуки в речевом потоке;
- различать слова, состоящие из одних и тех же фонем, но расположенных в определенной последовательности (Н: насос-сосна);
- различать слова , близкие по звуковому составу (Н: молоко-молоток);
- различать слова-паронимы (Н:бочка-почка).
Таким образом, фонематический слух – это узнавание звука, как необходимой принадлежности данного слова.
С какого возраста начинается формироваться фонематический слух?
Тонкое различение звуков на слух начинает развиваться к 11-12 месяцам.
Н.Х.Швачкин установил последовательность развития фонематического слуха от 11 мес. до 1 года 10 мес: ребенок различает все звуки речи, но только на слух (Н: масына). Швачкин сказал, что фонематический слух в норме всегда опережает в своем развитии самостоятельную собственную речь ребенка. К 4-5 годам ребенок различает звуки и на слух и в произношении. Эти выводы очень важны для коррекции звукопроизношения. Фонематический слух и восприятие – базовые понятия. Почему фонематический слух развивается через слово? Потому что слово имеет значение.
Развитие фонематического слуха и восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
Всю систему логопедической работы по развитию у дошкольников способности дифференцировать фонемы, можно условно разделить на шесть этапов:
I этап – узнавание неречевых звуков. С помощью специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы). Напр: Что шумит? Что гудит? Кто кричит? и т.д.; «Спрячь игрушку» (логопед прячет игрушку и предлагает водящему найти ее, ориентируясь на силу ударов бубна).
II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов, фраз. Н: Имиитация сказки «Три медведя», имитация голосов домашних животных, «Кто позвал» и т.д.
III этап – различие слов, близких, по звуковому составу. Н: логопед показывает картинку и называет слово то правильно, то неправильно, дети должны хлопнуть, когда слышат слово неправильно: вагон, вакон, фагон, вагон, вагом и т. д.
IV этап – дифференциация слогов. На данном этапе дети учатся различать слоги. Игры: «Цепочка», «Звонкие - глухие», «Глухие телефончики» и др.
V этап – дифференциация фонем. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, затем переходить к согласным. Игры: «Поезд гудит – у-у-у, ребенок плачет а-а-а», «Рыбалка», «Подари картинки игрушкам», «Доскажи словечко», «Звук заблудился» и т.д.
VI этап – развитие навыка элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове, отхлопывать двух, трехсложные слова. Далее проводится анализ гласных, затем согласных.
Одновременно с развитием фонематического слуха и восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Уточним, что четкие фонематические представления о звуке возможны только при правильном их произнесении. Эти процессы взаимосвязаны, без них невозможны полноценное чтение и письмо.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 04.06.2019
Дата обновления: 25.10.2022
Дата публикации: 24.10.2021