«Что делать, если ребенок не говорит?»

21.11.2021

«Что делать, если ребенок не говорит?»

Консультация учителя-логопеда Е.М.Безрученковой

 

Многолетняя практика показывает, что с каждым годом детей с задержкой речевого развития становится все больше. Родители, которые не знают возрастных норм речевого развития, зачастую поздно обращаются к специалистам.Нельзя умолчать и о тех ситуациях, когда не говорящего ребенка отправляют от одного специалиста к другому, не только не оказывая ему действенной помощи, но и даже не пытаясь выявить истинную причину его проблем. Иногда это происходит из-за бездействия родителей, которые считают, что логопед начинает заниматься с детьми только по достижению 5-летнего возраста. (Это не так). И в том и в другом случае приходится с горечью констатировать: время, когда можно было нормализовать речь ребенка к моменту поступления его в школу, безвозвратно упущено. Необходимо помочь родителям на ранних этапах увидеть отклонения в речевом развитии ребенка, повысить их грамотность в этом вопросе, путем проведения консультаций, родительских собраний, чтобы своевременно организовать занятия с ним в домашних условиях.

Овладение речью зависит от многих факторов, и причины задержки речевого развития могут быть разными. Попробуем выделить наиболее типичные. На что необходимо обратить внимание родителей?

Одним из наиболее тяжелых факторов, обуславливающих задержку речевого развития (ЗРР), является нарушение интеллекта. У детей с нарушением интеллекта не только задерживается речевое развитие, но и отмечается выраженное нарушение физического и психического развития. Так, ребенок начинает значительно позже удерживать головку, сидеть, ползать, ходить. У него не формируются навыки самообслуживания (малыш не ест самостоятельно, не просится на горшок и т.д.). Дети с нарушением интеллекта, как правило, неопрятны, их поведение не адекватно ситуации, а эмоции однообразны: удовольствие – сытость и др., недовольство – холод, боль. Достаточно часто встречается агрессивное поведение. Детям нравятся новые игрушки, однако они быстро ими пресыщаются – поиграв немного, откладывают игрушку в сторону и больше к ней не возвращаются. Обращает на себя внимание бедность мимики и малоинтонированная, монотонная речь.

Если вы заметили, что у вашего ребенка есть те или иные особенности развития из вышеназванных, необходимо обратиться за консультацией к психиатру, провести объективные исследования (электроэнцефалография, томография).

Если интеллектуальное нарушение установлено, помощь вашему ребенку должен оказывать олигофренопедагог – работа с логопедом в данном случае желаемого или необходимого эффекта не принесет.Хочу такой сайт

Еще одним серьезным фактором нарушения речевого развития является нарушение слуха. Даже при его незначительном снижении речевое развитие может значительно задерживаться. Если ваш ребенок часто болеет простудными заболеваниями, отитами или у членов семьи имеется нарушение слуха, понаблюдайте за ребенком в домашних условиях . Если вознаикли сомнения, хорошо ли слышит ребенок, необходимо провести объективное исследование слуха (аудиограмму). При выявленном нарушении слуха помощь ребенку должен оказать сурдопедагог. Занятия с логопедом в этом случае также оказываются малоэффективными.

Какие факторы приводят к задержке речевого развития как к собственно речевому нарушению? Вспомните, как протекала ваша беременность или шло развитие ребенка до года: был ли токсикоз во время беременности; угроза выкидыша плода первой/второй половины беременности; хронические, инфекционный и простудные заболевания во время беременности или в первые годы жизни ребенка, прием медикаментозных средств, вредно влияющих на развитие плода; стрессовые ситуации; родовые травмы ( в какие сроки и как проходили роды, сразу ли закричал малыш, отмечалась ли внутриутробная гипоксия, асфиксия плода); наличие неврологической симптоматики (ребенок состоит на учете у невропатолога); дисгармоничность моторного развития: малыш позже начал сидеть, ползать ходить, нарушена последовательность этапов – сначала пошел, затем начал ползать или пропущен тот или иной этап, чаще всего ползание; несвоевременное появление этапов речевого развития – гуления и лепета и как активны они были; травмы черепа; наследственные факторы; двуязычие в семье; неблагоприятные социально-бытовые условия.

После того как вы убедитесь, что ЗРР не связана с нарушением интеллекта и физиологического слуха, а вызвана нарушением собственно речевой функцией, вам следует обратиться к логопеду. Он поставит вас на диспансерный учет и даст рекомендации для домашней работы. По достижению 4-5 летнего возраста, ребенок будет заниматься с логопедом на логопункте детского сада или будет направлен в речевой детский сад. Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Чем раньше поставлен диагноз речевого нарушения, тем динамика восстановления легче. Не бойтесь начать занятия слишком рано – бойтесь опоздать!

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 04.06.2019

Дата обновления: 25.10.2022

Дата публикации: 21.11.2021

Наверх

Добро пожаловать на сайт!

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».