Рекомендации по проведению домашнего речевого задания — консультация для родителей
26.09.2021
Статистика утверждает, что количество детей с различными речевыми проблемами в последние годы значительно увеличилось.
Только в процессе общения с окружающими людьми формируется речь ребенка. Главную роль играет, конечно, общение с родителями. И если перед логопедом стоит задача исправить дефекты речи, возникшие при неправильном речевом развитии, то задача родителей — обеспечить нормальное развитие устной речи своего малыша:
- развитие связной речи,
- грамматического строя речи,
- правильного звукопроизношения.
Уважаемые родители, вы начали заниматься со специалистом или решили самостоятельно проводить домашние занятия по развитию речи. Как известно, что в процесс успешного обучения входит следующая цепочка:
Специалист — Ребёнок — Родитель
Специалист — логопед обычно дает домашнее задание, или вы подбираете материал к домашним занятиям с ребенком самостоятельно. Основные правила, которые нужно учитывать родителям, когда они занимаются дома с ребенком:
- Пособия и литература для домашних речевых занятий должны соответствовать возрасту ребенка, с небольшим плюсом – минусом. То есть с трёхлетним ребёнком вы можете заниматься по методикам от двух до четырёх лет.
- Занятия должны, по возможности, проходить в одно и тоже время. И тут надо постараться «взять себя в руки», никакие отговорки от взрослого не принимаются. Например: «Мне надо было в парикмахерскую». Дети это чувствуют, и если время будет периодически переносится, то учебный настрой у ребёнка пройдёт. И в следующий раз ребёнка будет сложно уговорить заниматься.
- Занятия лучше проводить в одном и том же месте, например, за детским столом. Если, конечно, другого не требует направленность занятия .
- Длительность домашнего речевого занятия. Занятие с ребёнком раннего и дошкольного возраста длится до 30 минут. Со школьником можно заниматься от 30 до 45. Начинаем от 5-10 минут, обязательно с частой сменой деятельности. Например, позанимались с фигурами, затем физические упражнения, затем порисовали.
- Следует помнить, что ведущий вид деятельности у ребёнка дошкольного возраста – игра. Поэтому все задания должны обыгрываться.
Структура домашнего речевого занятия
1. Организационный момент.
Ребёнку и Вам надо настроится на занятие. Например, можно сказать: «А теперь мы с тобой пойдём в гости к звуку С» и так далее.
2. Артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика — это гимнастика для языка и других частей артикуляционного аппарата. Рекомендуем выполнять каждое упражнение от 5 до 10 раз.
3. Пальчиковая гимнастика.
- Активные движения пальчиками, которые выполняет сам ребёнок по показу взрослого.
- Пассивная пальчиковая гимнастика – выполняет взрослый руками ребёнка.
- Самомассаж — делается как руками ребёнка и взрослого, так и с помощью различных приспособлений. Например, массажируем ладошки и пальчики прокатыванием грецких орехов.http://logoportal.ru/formyi-rabotyi-po-razvitiyu-melkoy-motoriki-ruk/.html
4. Дыхательная гимнастика.
У детей очень часто встречается неправильное речевое дыхание. Это значит, что ребёнок не соблюдает необходимой последовательности: проглатываем слюни – вдох — на выдохе произносим слова. Существует много игр и приёмов, методик, чтобы добиться правильного дыхания. Например, игры с водой – «Буря», когда дуем через трубочку в ёмкость с водой, сильно или слабо, но долго. Взрослый координирует задания и следит за правильностью их выполнения.
5. Многократное произнесение звука (отдельное произнесение твёрдых и мягких).
Например «с — с-с», «сь — сь — сь» и другие звуки.
Упражнение «Заморозим пальчики» — подносим ко рту руки и пытаемся их «заморозить», при правильном произнесении звуков «С» и «СЬ» воздух должен быть холодный.
6. Многократное проговаривание слогов.
Например:
- са-са-са
- ас-ас-ас
- аса-аса-аса
Так же с другими гласными.
Затем меняем слоги местами.
- ас-ос-ус-ис
- са-со-су
Позднее можно проговаривать со сменой слов:
- сок-сом-сам
- сом-сам-сок
7. Проговаривание слов со звуком в начале, конце, середине слова.
С утрированием, на данном звуке:
- сссом
- сссани
- носсс
Звуки Ч, Ц – начинают со слов, где звук стоит в конце.
8. Составление, проговаривание словосочетаний с заданным звуком.
- Сели в сани.
- Санин сок.
9. Составление предложений с заданными словами.
- Соня, сани, села, в. Соня села в сани.
10. Проговаривание чистоговорок и скороговорок с заданным звуком.
Пример: «Сколько ножек и сколько сапожек у сорока сороконожек?»
11. Счёт от 1 до 10, туда и обратно с добавлением слов, словосочетаний.
- Один сок.
- Два сока.
- Пять соков.
12. Распространённое предложение.
Добавлять в предложение по слову.
Пример:
- Соня.
- Соня села.
- Соня села в сани.
и так далее.
13. Пересказ.
14. Дифференциация (отличение) звука от других.
Например: «С» от других звуков –
- отдельно: с-з-с,
- в слогах: са-за-са,
- словах: коса-коза-коса и так далее.
Данный вид заданий добавляется позже, когда ребёнок уже хорошо произносит звук.
УДАЧИ!
Логопед Малюкова О.А.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 04.06.2019
Дата обновления: 25.10.2022
Дата публикации: 26.09.2021