№ 9 Старшая группа
11.09.2024
Возрастные особенности детей 5–6 лет.
Подготовила
воспитатель Овсянникова Юлия Михайловна.
Этот возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.
Анатомо-физиологические
особенности.
Возраст 5-6 лет часто называют периодом
первого вытяжения, когда за год ребенок может вырасти на 7-10 см. Но все-таки
эти показатели у детей шестого года жизни чуть ниже, чем у воспитанников
подготовительной группы. По средним данным, рост ребенка пяти лет составляет
около 106,0107,0 см, а масса тела 17,0-18,0 кг. На протяжении шестого года
жизни средняя прибавка массы тела в месяц 200,0 г, а роста 0,5 см.
Развитие
личности
Возраст 5-6 лет -это старший дошкольный возраст. Он
является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка,
интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в
ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты
становления Я позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка
закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять,
каким будет человек в будущем. Этот период называют сенситивным для развития
всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти,
воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он
становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и
рассуждать.
В
5-6 лет ребенок как губка впитывает всю
познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте
запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В
этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром,
расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию
является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным
языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит
представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях,
странах, изобретениях и о многом другом. Главное, в развитии детей 5-6 лет –
это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные
на это, дадут хороший результат. Не отвечайте односложно – да или нет.
Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и
рассуждать. А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить
костер? Обоснуй. У детей много неосознанной информации в голове, порой
аккумулировать ее, разложить по полочкам они не могут. И задача взрослых им в
этом помочь.
Важным показателем этого возраста 5-6 лет является
оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети
могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать
личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым
и взрослым или взрослым и ребенком. В играх на логику
прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение,
ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети,
которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей, воспитателей, выработать
у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что Я могу.
Но родители продолжают оставаться примером для детей. Если родители несут
позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды,
тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в
ребёнка.
Характерной особенностью
старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за
рамки детского сада и личного опыта. Старшие дошкольники начинают
проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения
создает особый настрой в группах старших дошкольников. Интерес детей к школе
развивается естественным путем в общении с воспитателем, через встречи с
учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры
на школьную тему. Главное - связать развивающийся интерес детей к новой
социальной позиции хочу стать школьником с ощущением роста их достижений, с
потребностью познания и освоения нового.
К этому периоду жизни у ребенка
накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно
пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со
сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С
другой стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно
влияющим на его успешность среди сверстников.
Появляется интерес к арифметике
и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать
простые геометрические задачи. Ребенок уже может запомнить что-либо
целенаправленно.
Старший дошкольник способен
различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства
и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные,
эстетические.
Ha фоне эмоциональной
зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание,
выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою
значимость.
Достаточно часто в этом
возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное
искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение
детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или
негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения,
уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и
оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим
оплошностям, перекладывать вину на других.
Нравственное развитие старшего
дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как
именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует
нравственные нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку
нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и
включение в них детей в процессе повседневной жизни.
ВОЗРАСТНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ.
ВНИМАНИЕ:
-
выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут, наблюдается переход от
непроизвольного к произвольному вниманию;
- находить
5-6 отличий между предметами, выполнять задания по предложенному образцу,
находить пары одинаковых предметов ;
ПАМЯТЬ:
- запоминать 6-8
картинок в течение 1-2 минут;
-
рассказывать наизусть несколько стихотворений;
-
пересказать близко к тексту прочитанное произведение;
МЫШЛЕНИЕ:
-
определять последовательность событий;
-
складывать разрезанную картинку из 9 частей;
- находить
и объяснять несоответствия на рисунках;
- находить
и объяснять отличия между предметами и явлениями;
- находить
среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.
МАТЕМАТИКА
Счет
в пределах 10, знакомство с цифрами.
Правильно
пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10),
отвечает на вопросы: Сколько? Уравнивает неравные группы предметов двумя способами.
Сравнивает
предметы (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определенным
путем наложения или приложения.
Называет утро,
день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток.
Называет
текущий день недели.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Имеет
достаточно богатый словарный запас.
Может
участвовать в беседе, высказывать свое мнение.
Составляет
по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно,
без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.
ПОЗНАНИЕ
Различает
и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту.
Классифицирует предметы, определяет материалы, из
которых они сделаны.
Знает
название родного города, страны, ее столицы, домашний адрес.
Знает
о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Знает
стихотворения, считалки, загадки.
Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям
стихотворения.
Называет
любимого детского автора, любимые сказки и рассказы.
Родители ДОЛЖНЫ быть оставаться примером для детей.
Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет
страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную)
можно заложить в ребенка
Вам
как его родителям важно:
С уважением относиться к его фантазиям и
версиям, не заземляя его маги- ческого мышления. Различать «вранье», защитное
фантазирование и просто игру воображения.
Поддерживать в ребенке стремление к
позитивному самовыражению
Быть внимательными к желаниям ребенка, но и
уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают
границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу,
которую вы не в состоянии отстоять и выдержать. - Обеспечивать ребенку
возможность общения со сверстниками. Обеспечивать общение с близкими,
организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.
Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя
ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их.
Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш
ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на долженствование и
обязанность