№ 3 Средняя группа
11.09.2024
Возрастные особенности детей 4–5 лет.
Подготовила
воспитатель Овсянникова Юлия Михайловна.
Ребенок 4–5
лет социальные нормы и правила поведения всё ещё не осознаёт,
однако у него уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо
(не надо) себя вести.
Ребенок
может по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые
обязанности, доводить дело до конца. Тем не менее, следование таким правилам
часто бывает неустойчивым – малыш легко отвлекается на то,
что им более интересно, а бывает, что ребёнок хорошо себя ведёт
только в присутствии наиболее значимых для него людей. Дети хорошо выделяют
несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своём
собственном и эмоционально его переживают, что повышает их возможности
регулировать поведение.
Появляется
сосредоточенность на своём самочувствии, ребёнка
начинает волновать тема собственного здоровья. К 4-5 годам ребёнок
способен элементарно охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание
взрослого в случае недомогания.
Поведение
ребёнка
4-5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3-4 года, хотя в
некоторых ситуациях ему всё ещё требуется напоминание взрослого
или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил
В этом возрасте
происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со
взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых,
их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок реагирует повышенной
обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими
видами детской деятельности (игрой, трудом и т. п., однако уже отмечаются и
ситуации чистого общения.
В этом
возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести
девочкам, и как – мальчикам («Я мальчик, я ношу брючки, а не
платьица, у меня короткая причёска», о половой принадлежности людей
разного возраста (мальчик - сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка - дочь,
внучка, сестра, мать, женщина). К 5 годам дети имеют представления об
особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о
видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных
женских и мужских качествах, умеют распознавать и оценивать эмоциональные
состояния и поступки взрослых людей разного пола.
Но такой
скачок в психическом развитии ребенка становится возможным благодаря развитию
речи. На четвертом-пятом году жизни ребенок не просто активно овладевает речью
- он творчески осваивает язык, он, по существу, занимается словотворчеством.
Такое словотворчество позволяет ребенку к концу этого возрастного периода
перейти к отвлеченной речи, пересказать сказку, рассказ, поделиться своими
впечатлениями, переживаниями. В этом возрастном периоде характерной
особенностью речи ребенка является использование ее для общения со
сверстниками. А общение, в свою очередь, развивает речь. Ребенок задает
вопросы, рассказывает сказки, рассуждает, фантазирует, пересказывает,
обменивается впечатлениями и т. д. Теперь он может назвать качества предметов,
их признаки, отношения и т. д. Его восприятие становится осмысленным,
целенаправленным, анализирующим.
Между
четвертым и пятым годами ребенок может целенаправленно запоминать. Ни до, ни
после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный
материал. Но память ребенка четвертого года жизни и начала пятого носит в
основном характер непроизвольного запоминания. Все интересное для ребенка
запоминается, само собой. Трудно запоминаются отвлеченные понятия: дни недели,
месяцы, времена года и т. д.
Благодаря
развитию речи, мышления, памяти, восприятия и, главным образом, воображения
ребенок четырех-пяти лет воспринимает сказку и открывает в ней свое собственное
решение насущных жизненных проблем. Ребенок не любит наставлений, и сказка не
учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которые ему нравятся и
помогают решить моральные проблемы. В ней все герои либо хорошие, либо плохие.
Это помогает ребенку отделить добро от зла и как-то упорядочить его собственные
сложные чувства. Ребенок хочет походить на положительного героя, и таким
образом сказка прививает ему доброту, чувство справедливости, умение
сопереживать, то есть развивает в нем эмоциональное отношение к окружающему в
соответствии с ценностями, идеалами и нормами жизни.
Если взрослые
постоянно читают дошкольникам детские книжки, чтение может стать устойчивой
потребностью. Дети охотно отвечают на вопросы, связанные с анализом
произведения, дают объяснения поступкам героев. Значительную роль в накоплении
читательского опыта играют иллюстрации. В возрасте 4-5 лет дети способны долго
рассматривать книгу, рассказывать по картинке о её содержании. Любимую книгу они
легко находят среди других, могут запомнить название произведения, автора. Они
стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям произведений, с
удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов.
Дети зачастую придумывают собственные сюжетные повороты. Свои предложения они
вносят и при инсценировке отдельных отрывков прочитанных произведений.
4-5 лет -
важный период для развития детской любознательности. Дети активно стремятся к
интеллектуальному общению со взрослыми, что проявляется в многочисленных
вопросах (почему? зачем? для чего, стремятся получить новую информацию
познавательного характера. Не «отмахивайтесь» от
детских вопросов, ведь любознательный малыш активно осваивает окружающий его
мир предметов и вещей, мир человеческих отношений.
Он
чрезвычайно вынослив и может совершать довольно длительные прогулки, во время
которых получает много новых, интересных впечатлений, и таким образом его
знания об окружающем мире значительно расширяются
Все
совершенней становится его ручная умелость, он проявляет удивительную ловкость
при выполнении различных действий. Ребенок постепенно овладевает координацией
мелких движений рук и зрительного контроля. Что дает возможность
совершенствования способностей к изобразительной деятельности.
Ребенок
четвертого и пятого года жизни не только самозабвенно рисует, но и играет. Игра
становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и
групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее придумывают
сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко
контролируют выполнение этих правил. В игре ребенок учится общению со сверстниками,
учится контролировать свое поведение, подчиняясь правилам игры. То, что
относительно легко удается ребенку в игре, гораздо хуже получается при
соответствующих требованиях взрослых. В игре ребенок проявляет чудеса
терпеливости, настойчивости, дисциплинированности. В игре ребенок развивает
творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные
установки.
Ребенок
этого возраста должен иметь возможность развивать игровую фантазию. Разрешите
детям пользоваться разнообразными "ненужными" (на ваш взгляд) вещами:
какие-то палки, бруски, железяки и прочий хлам. Невозможно предугадать детскую
фантазию. Именно в игре ребенок четвертого-пятого года жизни реализует свое
стремление к самостоятельности через моделирование жизни взрослых. Он открывает
для себя этот мир человеческих отношений, разных видов деятельности,
общественных функций людей.
В качестве
поощрения могут выступать: улыбка, похвала, подарок и т. д. Главное, чтобы
поощрение было заслуженным. Иногда приходится и наказывать малыша, но не
ущемляя его достоинства, например, так: посадите ребенка на стул, в кресло, на
скамейку и скажите ему, что он наказан и пока не успокоится, должен сидеть на
месте. Вы же в это время, занимаясь своими делами, мирно беседуете с ним.
Ругать, читать нотации ребенку бесполезно. К этому способу наказания следует
прибегать каждый раз, когда ребенок начинает упрямиться и безобразничать.
Все, кто
имеет отношение к воспитанию ребенка, должны быть едины в своих требованиях.
Жалость к ребенку в данном случае может послужить развитию самых неприятных
черт характера.
Обязательно
привлекайте ребенка к труду, старайтесь вместе с ним делать самые разнообразные
домашние дела. Выполняйте их с интересом, так, чтобы ребенок получал
удовольствие от этой деятельности.
Говорить
ребенку о том, как вы его любите, какой он замечательный - слишком мало для
формирования у него высокой самооценки. Нужно, чтобы ценность личности
измерялась какими-то реальными делами. Для этого надо, чтобы ребенок умел
что-то делать, отличался какими-то способностями или навыками, которые помогли
бы ему гордиться собой. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не чувствовал
себя беспомощным человеком, от которого ничего не зависит.