№ 4 Вторая младшая группа
08.09.2024
Возрастные особенности
детей 3-4 лет
В младшем дошкольном возрасте (3–4 года) происходят
существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в
отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Возраст с 3 до 4 лет - один
из важнейших периодов развития, протекающих критически (1-й возрастной криз). В
этом возрасте, как и в последующие критические периоды, ребенок становится
капризным, ранимым, непослушным, повышено утомляемым, раздражительным, упрямым,
протестующим против власти взрослых, подверженным психогенным срывам. Отмечаются
также внутренняя дискомфортность, напряженность, большая чувствительность к
депривации (потери, лишение), вызывающей фрустрацию (разочарование, тревога,
раздражение, отчаяние). В это время особенно опасно подавлять растущую
активность ребенка, способствовать дефициту общения и эмоционального контакта.
Последнее может привести к аутизму (замкнутость), речевым расстройствам
(задержка развития речи, отказы от общения, речевого контакта). Самым ценным
новообразованием этого возраста является желание ребенка сделать что-то
самостоятельно. Он начинает говорить: «Я сам». В этом возрасте ребенок может
несколько завышать свои возможности и способности (т. е. самооценку), но уже
многое он может делать самостоятельно. Ребенок нуждается в общении, ему необходимы
одобрение взрослого, появляются новые успехи, желание стать лидером.
Как происходит развитие ребенка в этом
возрасте?
3-4 года – это возраст, когда ребенок
довольно быстро всё схватывает и как губка начинает впитывать знания об
окружающем мире. Дети начинают повторять абсолютно всё, что слышат в течение
нескольких раз. К примеру, если родители произносят часто какие-либо фразы,
малыш, вероятнее всего, будет также произносить их, пытаясь скопировать манеры
и эмоции взрослых, кроме того, он может повторять движения, которые
демонстрируют родители. В таком возрасте наилучшей формой обучения для детей
является игровая, так как лучше всего дети запоминают и усваивают то, что
как-то связано с их собственными действиями и эмоциями. Поэтому большинство
занятий, связанных с математикой, речью или любой другой темой, преподаются
детям в виде игр.
Какие занятия можно проводить детям в
возрасте 3–4 лет?
Детей в возрасте 3–4 лет обязательно нужно
развивать. Для этого необходимо проводить с ребенком определенные занятия,
учить его. Конечно, не стоит перегибать палку и давать малышу тот материал,
который он не сможет освоить в столь раннем возрасте, однако определенный набор
знаний доступен ребенку даже в это время. В трехлетнем возрасте у ребенка можно
развивать математические способности. В это время можно научить его считать до
трех, а также показывать на пальцах называемые цифры. Можно объяснить малышу
основные противоположные по смыслу понятия: много – мало, широкий – узкий,
длинный – короткий. Именно в этом возрасте важно заложить ребенку понимание
основных цветов, форм и фигур. Кроме того, можно научить малыша сочетать
предметы, подбирая их по парам, а также сравнивать различные объекты по
основным признакам. Занятия для детей 3-4 лет должны развивать логическое
мышление. Этого можно достичь, составляя вместе с малышом картинки из
трех-четырех частей. Пазлы в столь раннем возрасте малышу давать еще рано.
Можно просто выбирать картинки, разрезать их и вместе с ребенком складывать
части в единое целое. Также можно помогать ребенку находить на картинках
отличия или лишние предметы. В этом возрасте в памяти у малыша могут
сохраняться слова и движения, которые повторяют взрослые, а также он может
запоминать признаки, характерные для определенных предметов.
Возрастные психологические особенности
Какие возрастные психологические
особенности детей 3-4 лет? У ребенка, как уже упоминалось выше, проявляется так
называемый кризис 3 лет. Именно в это время появляются изменения в поведении
ребенка. Он неожиданно для родителей начинает пытаться выполнять многие
действия без помощи взрослых и очень резко реагирует, если родители пытаются
его опекать и помогать в чем-либо. Можно часто слышать от ребенка выражение: «Я
сам». В это время он начинает осознавать себя как самостоятельного человека,
отделять себя от родителей и понимать, что он в состоянии самостоятельно
выполнять действия. На родителей в столь сложный, но в то же время интересный
период возлагается важная задача – помогать ребенку во всем. Здесь важно ни в
коем случае не критиковать неумелые действия ребенка, а наоборот, поощрять его
и помогать правильно делать что-то. Это поможет малышу научиться верить в
собственные силы. Также родителям или воспитателям в детском саду нужно
подчеркивать важность даже малейших достижений ребенка, чтобы он с ранних лет
ощущал свою уверенность и успешность.
Развитие речи ребенка в 3–4 года.
Речевое развитие очень важно для детей 3–4
лет. Этот процесс напрямую влияет на адаптацию ребенка в обществе и его
дальнейшие успехи. Речь ребенка 3-4 лет должна формироваться по определенному
сценарию. Желательно, чтобы родители следили за становлением малыша и
контролировали процесс речевого развития. Сделать это можно, зная некоторые
возрастные особенности речи детей 3-4 лет: в три года ребенок должен знать
порядка полутора тысяч слов, в четыре – уже около двух тысяч; малыш должен
пытаться говорить так же, как взрослые, повторять выражения, мимику; изменения
в речи должны быть заметными, то есть постоянно появляются новые слова, а
произношение становится более четким; малыш должен прислушиваться к новым для
него звукам и пытаться повторять их; в данном возрасте ребенок должен начинать
формировать свои собственные слова и словоформы; малыш пытается рифмовать
слова, иногда даже сочинять небольшие стишки; допустимы ошибки в речи, ребенок
в этом возрасте пытается составлять предложения и рассказывать о том, что видел
и слышал; в таком возрасте у ребенка не может быть идеального произношения,
поэтому не нужно думать, что у малыша присутствует отставание в развитии, если
он не выговаривает все слова и звуки; нормальным для малыша является, путать
местами звуки и слоги в словах.
Психофизические особенности возраста.
Какие возрастные психофизические
особенности детей 3-4 лет? Три года – это своеобразный рубеж в развитии
ребенка. Малыш претерпевает серьезные изменения, как в физическом развитии, так
и значительно меняет свое поведение и отношение к окружающему миру, родителям,
сверстникам и взрослым. В этот период у ребенка может наблюдаться
нестабильность эмоционального фона. Часто возникают неожиданные вспышки, крик и
истерики по незначительным причинам. При этом малыш пока что не умеет
контролировать свои эмоции, у ребенка можно наблюдать смены настроения и разные
реакции. Самооценка в этом возрасте у него завышена, и это нормально, так как
высокая самооценка позволяет малышу выполнять какие-то новые действия. Ребенок
не задумывается о последствиях и не переживает о результате своих действий. Это
также помогает достигать успеха в развитии. Внутреннее психологическое
состояние ребенка в возрасте трех лет также изменяется. У него появляются
характерные противоречия. К примеру, он стремится все делать самостоятельно, но
при этом не может выполнить многих действий без помощи родителей, и это
вызывает злость. Кроме того, малыш знает, что любит родителей и близких людей,
но при этом злится на них, если они пытаются ограничивать его свободу. Также
из-за кризиса трех лет ребенок может проявлять такие качества, как деспотизм,
упрямство и строптивость. Выражается это, как правило, в том, что ребенок
ругается, обзывает взрослых, передразнивает их, иногда даже использует довольно
скверные слова. В этой ситуации важно показать малышу, что это плохо.
Одним словом, чем больше внимания Вы оказываете ребёнку,
тем легче ему будет знакомиться с окружающим миром, интеллектуально развиваться
и, в конечном итоге, адаптироваться в обществе.
Составила воспитатель Сизова Н.В.