№ 7 Старшая группа
15.09.2024
Возрастные особенности детей 5-6лет.
Это возраст активного развития
физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра
остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и
содержание.
Анатомо-физиологические
особенности
Возраст 5—6 лет часто
называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на
7—10 см. Но все-таки эти показатели у детей шестого года жизни чуть ниже, чем у
воспитанников подготовительной группы. По средним данным, рост ребенка пяти лет
составляет около 106,0—107,0 см, а масса тела — 17,0—18,0 кг. На протяжении
шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц — 200,0 г, а роста — 0,5
см.
Развитие
личности
Возраст
5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в
развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно
назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные
аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90%
закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень
важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем. Этот
период называют сензитивным для развития всех познавательных процессов:
внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих
аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим,
интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.
В 5-6 лет ребенок как губка
впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом
возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в
жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром,
расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию
является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным
языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок
получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях,
странах, изобретениях и о многом другом. Главное, в развитии детей 5-6 лет –
это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные
на это, дадут хороший результат. Не отвечайте односложно – «да» или «нет».
Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и
рассуждать. «А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить
костер? Обоснуй». У детей много неосознанной информации в голове, порой
аккумулировать ее, разложить по полочкам они не могут. И задача взрослых им в
этом помочь.
Важным показателем этого возраста 5-6 лет является
оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически
относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные
характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым
или взрослым и ребенком. В играх на логику прослеживается и
личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется,
чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются,
не верят в свои силы и задача родителей, воспитателей, выработать у
ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу».
Но родители продолжают оставаться примером для детей. Если родители несут
позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды,
тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в
ребёнка.
Характерной особенностью старших дошкольников является
появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного
опыта. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему
школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой в
гpyппах старших дошкольников. Интерес детей к школе развивается естественным
путем в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со
школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры на школьную тему. Главное -
связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать
школьником») с ощущением роста их достижений, с потребностью познания и
освоения нового.
К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой
багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится
поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует
появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий
кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность
среди сверстников.
Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении
представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи.
Ребенок уже может запомнить что-либо
целенаправленно.
Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих
эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие
чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.
Ha фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка
развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение
и похвалу, подтвердить свою значимость.
Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта,
как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты
способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый
чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка
позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять
доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребенок начинает
придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.
Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от
степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок
узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребенка
необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует
создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной
жизни.
Вам как его родителям важно:
♣ С уважением относиться к его
фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления. Различать «вранье»,
защитное фантазирование и просто игру воображения.
♣ Поддерживать в
ребенке стремление к позитивному самовыражению
♣ Быть внимательными к
желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для
него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не
стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать. -
Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками. Обеспечивать общение
с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая
совместные планы.
♣ Постепенно снижать
контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные
задачи и решать их.
♣ Помнить, что в этом
возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о
помощи, чем на долженствование и обязанность.