№ 7 Подготовительная группа
12.09.2025
Возрастные особенности детей 6-7 лет.
Воспитатель: Боровкова О.В.
Дети
6–7 лет стоят на пороге интересного этапа в жизни. Им открывается возможность
познания мира, окружающей среды, искусства и творчества. А главное, они
постепенно готовятся к следующему важному событию – обучению в школе.
Развитие личности старшего дошкольника
До
6 лет ребёнок подчиняется чувствам, это и объясняет частую смену настроений. В
силу возрастных особенностей к 7 годам происходит ускоренный рост умственного
развития. Дети учатся объяснять, что им нужно, не прибегая к лишней
эмоциональности. В этом возрасте дошкольники начинают определять себя как
личность, у них появляется мнение, которое они могут аргументировать.
Ребёнок
этого возраста умеет выбрать игру на длительное время и играть в неё от пары
дней до нескольких недель. Малыш этими занятиями не только заполняет свободное
время, но и получает первые трудовые навыки, развивает воображение и мышление.
Личностное
развитие ребёнка 6–7 лет включает в себя два основных фактора: понимание, как
устроен окружающий мир вокруг него, и своего места в этом мире. Малыш уже может
ответить на вопросы, какой он, чем отличается от других людей, каким был, каким
хотел бы быть.
У
ребёнка активно формируется концепция самосознания, развивается гендерная
идентичность, он учится понимать, к какому полу относится. У девочек
формируется мягкий уступчивый стиль поведения, у мальчиков, наоборот, активный,
что даёт им возможность познавать внешний мир. Игра у детей в этом возрасте подчиняется
гендерному принципу. Девочки выбирают «дочки-матери», «школу», «магазин»,
мальчики вместо кукол берут машинки, солдатиков.
Развитие эмоциональной и волевой среды
В
возрасте 6–7 лет у детей формируются морально-этические категории. Ребёнок начинает
понимать, как нужно себя вести, а как не надо, как хорошо поступать и как
плохо.
В
этом возрасте дошкольники не просто играют, они распределяют роли и следуют им.
Дети начинают понимать, что существуют правила, и требуют их соблюдения от себя
и других людей. Ребёнок учится делать вывод: ты «хороший», если действуешь по
правилам, и «плохой», если их нарушаешь.
Дети начинают понимать, что существуют
правила, и требуют их соблюдения от себя.
Ребятам
в этом возрасте важно общение со сверстниками. Оно также строится по
определённым принципам, которые обеспечивают ребёнку безопасность и
благополучие. Когда правила нарушаются, ребёнок не чувствует себя защищённым и
реагирует на нарушение негативно. И что важно, в 6–7 лет в эмоциональной сфере
происходит утрата непосредственности и наивности в поведении. Поведение ребёнка
начинает строиться цепочкой «захотел – осознал – сделал», это соответствует
возрастным изменениям организма.
В
жизнь ребёнка вносится интеллектуальный компонент, который говорит о том, что
появляется волевая регуляция. И после того, как происходит осознание того, «что
я хочу» и «как я этого добьюсь», появляется следующий этап – «я это делаю».
Развитие психических процессов
У
старших дошкольников начинает развиваться произвольное внимание, произвольная
слуховая и зрительная память. Ребёнок уже сознательно направляет и удерживает
внимание, память на разных объектах. Уже не яркий образ привлекает внимание –
малыш самостоятельно делает над собой усилие, чтобы запомнить либо выделить
фигуру из фона.
У
дошкольников 7 лет бурно развивается воображение, речь усложняется и становится
эффективным средством взаимодействия и регулятором поведения. Ребёнок говорит
сложными грамматическими конструкциями, предложения становятся
распространёнными. Дети могут вести свою речь о том, что хочется, предполагать
о событиях, которых ждут.
Логическое мышление
Логическое
мышление в 6–7 лет развивается очень активно. Для малышей к этому возрасту
характерно понимать закономерность и уметь дополнять ряд предметов. Ребёнок способен
вычислить лишний предмет, продолжить числовой ряд в пределах десяти. Мышление
формируется постепенно: ребёнок учится выделять основные свойства и признаки
предметов, способен сравнивать, обобщать, классифицировать. Малышам в этот
период нравятся интеллектуальные настольные игры, где можно проявить свои
умственные способности.
Речевое и социальное развитие
Дети
умеют составлять рассказ по картинке или заданной теме. Речь практически
сформирована, близка ко взрослой, словарный запас более 3000 слов. Ребёнок
общается на разные темы, способен вести монолог и диалог.
К
первому классу дошкольник в норме должен знать своё окружение, близких друзей и
родственников, понимать, кем они ему доводятся, знать имена, запоминать
истории, связанные с ними. Взаимодействие со сверстниками занимает значительную
часть дня.
Физиологическое развитие
Для
детей старшего дошкольного возраста характерны физиологические изменения,
которые обусловлены взрослением. Рост увеличивается, в среднем он достигает
120–125 см, вес, согласно данным ВОЗ, 21–25 кг. Малыш становится старше, но
нервные процессы ещё не до конца созрели, из-за этого пока нередки капризы и
излишняя обидчивость.
Развиваются
дыхательная и сердечная системы. В этом возрасте для гармоничного развития
ребёнка нужны занятия спортом, подвижные игры.
Навыки обихода
Шести-семилетние
дети уже способны самостоятельно одеться, обуться, умеют застёгивать пуговицы,
молнии, завязывать шнурки. Старшие дошкольники соблюдают ежедневные ритуалы,
например последовательность действий во время сборов в детский сад, на
прогулку, подготовки ко сну. Будущему первокласснику уже можно доверить простую
работу по дому: полить цветы, убрать на письменном столе, собрать игрушки.
Поскольку малыш в это время активно
растёт, необходимо обратить внимание на его режим дня, питание и сон.