№ 8 Подготовительная группа
15.09.2024
Возрастные особенности
детей дошкольного возраста (5-6 лет)
Шутова Л.А.
Возрастные особенности детей 6-7 лет.
Развитие психических процессов
1. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. (Величина, форма предметов, положение в пространстве)
2. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится
констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Мышление
• Мышление в этом возрасте характерно переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению.
• 1) наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования
предметами)( нр,.достает предмет, который высоко лежит, подставив стул)
• 2) наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов,
явлений, без применения практических действий.) (нр., может собрать
кубики, легкие пазлы без опоры на наглядность)
• 3) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений,
которое связано с использованием и преобразованием понятий). ( нр.,
может выложить последовательно 6-7 картинок, логически связанных
между собой).
• Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и
совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности
объекты вступят во взаимодействие и т.д.
• Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрослой логики
рассуждения. Складываются предпосылки таких качеств ума, как
самостоятельность, гибкость и пытливость. Возникают попытки объяснить
явления и процессы. Детские вопросы — показатели развития
Внимание становится произвольным.
1. В этом возрасте значительно возрастают концентрация, объем и
устойчивость внимания, складываются элементы произвольности в
управлении вниманием на основе развития речи, познавательных
интересов.
2. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.
Память
1. В 6-7 лет увеличивается объем памяти, что позволяет детям
непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации.
2. Дети могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо
запомнить. Используя при этом простейший механический способ
запоминания – повторение.
Речь
1. Развивается звуковая сторона, грамматический строй, лексика.
2. Развивается связная речь.
3. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер ощущений, формирующихся в этом возрасте.
4. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные,
синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
5. Развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
Отношения со сверстниками
6. Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание
общественно значимых мотивов над личностными.
7. Ребенок может изменить свою точку зрения, позиции в результате
столкновения с общественным мнением, мнением другого
ребенка. Ребенок может воспринять точку зрения др. человека.
8. В процессе усвоения активное отношение к собственной жизни,
развивается эмпатия, сочувствие.