10.09.2023
Возрастные
особенности детей 6-7 лет
(Железнова М.В.)
Старший
дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и
подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в
школе. В этом возрасте чаще всего ваш ребенок:
• Практически готов к расширению своего
микромира, если им освоено умение взаимодействовать со сверстниками и
взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, смену
деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе.
• Постепенно социализируется, то есть
адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от своей
узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей
и может начать с ними сотрудничать.
• Ребенок делает выводы о явлениях
и вещах, опираясь только на непосредственное восприятие. Он думает, например,
что ветер дует потому, что раскачиваются деревья. В 7 лет ребенок уже может
учитывать другие точки зрения и понимает относительность оценок. Последнее
выражается, например, в том, что ребенок, считающий все большие вещи тяжелыми,
а маленькие легкими, приобретает новое представление: маленький камешек, легкий
для ребенка, оказывается тяжелым для воды и поэтому тонет.
• Способен сосредотачиваться не
только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с
некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в которые входят уже игры
по правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще
продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и
долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений,
переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.
• Часто не только готов, но и хочет
пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему взрослости, к
которой он так стремится. Но полная психологическая готовность ребенка к школе
определяется не только его мотивационной готовностью, но и интеллектуальной
зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться
на 35—40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готовность
формируется именно к семи годам.
• Очень ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес.