№ 2 Первая младшая группа
15.09.2024
Возрастные особенности детей 2-3 лет
Шепитько А.А.
В
раннем возрасте дети активно овладевают собственным телом, имеют достижения в
психическом и физическом развитии, которые сопровождаются чувством
удовлетворенности собой, своими достижениями.
Раннее
детство - период бурного речевого развития. Интенсивно развиваются активный и
пассивный словари. К двум годам дети понимают почти все слова, которые
произносят взрослые, называя предметы своего окружающего мира. К двум годам
количество слов у детей достигает - до 200-300, а к трём - до 1500 слов.
Мышление
у детей 2-3 лет - наглядно действенное. Дети этого возраста интеллектуально
развиваются при условии наглядности предметной деятельности. Во взаимодействии
с взрослыми дети усваивают способы действий с разнообразными предметами.
У
детей 2-3 лет развиты ощущения, восприятие, внимание, память, мышление
(действенное, практическое), элементы воображения, которые развиты за счёт
предметной деятельности.
Примерно
к 2 годам у детей начинается первичная форма самосознания. Признаком этого
самосознания является узнавание себя в зеркале. Далее дети называют себя по
имени, а ближе к трём годам появляется местоимение «Я».
Игровая
деятельность для детей 2-3 лет имеет существенное значение для развития,
определяя их продвижение в когнитивном, личностном и социальном развитии. В
сюжетно-ролевой игре дети 2-3 лет копируют многообразные виды обращения людей с
предметами в различных социальных ситуациях, усваивают предметные действия,
формы и нормы общения, а также ролевое поведение. Дети с помощью
сюжетно-ролевых игр подготавливаются к участию в общественной жизни.
Окружающая
ребенка среда должна быть простроена таким образом, чтобы поощрять стремление
ребенка к самовыражению, игровой деятельности.
С
этой целью необходимы различные материалы для игр:
–
строительные блоки, кубики, мозаики, вкладыши и другое оборудование для
развития мелкой и крупной моторики, пространственного видения.
Тренировка
тонкой пальцевой моторики — мощное физиологическое средство, стимулирующее:
развитие речи; обострение тактильных возможностей ребенка; – тренировку
мускульной памяти, внимания, координацию движений; развитие воображения,
самовыражения, творческих способностей, эмоционального мира;
Этот
период в жизни ребенка требует разнообразных игрушек, необходимы:
–
настольно-печатные игры, мозаика, игры-головоломки, сборные игрушки,
конструкторы;
–
принадлежности для сюжетно-ролевых игр (домашняя утварь, транспортные средства,
медицинское и другое оборудование, прилавки и кассы);
– книги и дидактические материалы.
В этом возрасте Вашему ребенку важно:
·
Много двигаться, потому
что через движение он развивает и познает свое тело, а также осваивает
окружающее пространство.
·
Освоить мелкие движения
пальчиков через игры с мелкими предметами, потому, что развитие мелкой моторики
у детей напрямую связано с развитием мозга и речи.
·
Как можно шире осваивать
речь, поскольку она помогает и в развитии контакта ребенка с миром, и в
развитии его мышления. У ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас,
причем количество произносимых слов всегда меньше, чем количество понимаемых.
·
Играть, поскольку именно
в игре начинают активно развиваться важные психические функции: восприятие,
воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир,
познает законы взаимодействия.
·
Продолжать выстраивать
отношения со взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей,
эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и
безопасности. Он ждет от взрослого непосредственного участия во всех его делах
и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока еще
не представляет для ребенка особого интереса, дети «играют «рядом, но не
вместе».
·
Получать помощь
взрослого в тот момент, когда у него что-то не получается, поскольку ребенок в
2—3 года может реагировать на неудачи весьма эффективно: злиться, плакать,
ругаться, бросать вещи.
· Иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать. Все его желания обладают одинаковой силой: в этом возрасте отсутствует соподчинение мотивов и ребенку трудно принять решение, что выбрать в данный момент. Ему хочется всего и сразу. То, что происходит прямо сейчас. Ребенок эмоционально реагирует лишь на то, что непосредственно воспринимает. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности или радоваться заранее тому, что ему еще не скоро подарят.