10.09.2023
Возрастные особенности детей 2-3 лет
В
раннем возрасте дети активно овладевают собственным телом, имеют достижения в
психическом и физическом развитии, которые сопровождаются чувством
удовлетворенности собой, своими достижениями.
Раннее
детство - период бурного речевого развития. Интенсивно развиваются активный и
пассивный словари. К двум годам дети понимают почти все слова, которые
произносят взрослые, называя предметы своего окружающего мира. К двум годам
количество слов у детей достигает - до 200-300, а к трём - до 1500 слов. В
развитии психических функций детей 2-3 лет доминирует восприятие. Дети этого
возраста максимально связаны с наличной ситуацией, всё их поведение
импульсивно. В этом возрасте малыш еще не может управлять собой по собственному
желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный характер. Он очень
эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с
одного эмоционального состояния на другое. Мышление у детей 2-3 лет - наглядно
действенное. Дети этого возраста интеллектуально развиваются при условии
наглядности предметной деятельности. Во взаимодействии с взрослыми дети
усваивают способы действий с разнообразными предметами. У детей 2-3 лет развиты
ощущения, восприятие, внимание, память, мышление (действенное, практическое),
элементы воображения, которые развиты за счёт предметной деятельности. Примерно
к 2 годам у детей начинается первичная форма самосознания. Признаком этого
самосознания является узнавание себя в зеркале. Далее дети называют себя
по имени, а ближе к трём годам появляется местоимение «Я». Игровая деятельность
для детей 2-3 лет имеет существенное значение для развития, определяя их
продвижение в когнитивном, личностном и социальном развитии. В сюжетно-ролевой
игре дети 2-3 лет копируют многообразные виды обращения людей с предметами в
различных социальных ситуациях, усваивают предметные действия, формы и нормы
общения, а также ролевое поведение. Дети с помощью сюжетно-ролевых игр
подготавливаются к участию в общественной жизни. Окружающая ребенка среда
должна быть простроена таким образом, чтобы поощрять стремление ребенка к
самовыражению, игровой деятельности.
С этой
целью необходимы различные материалы для игр:
– строительные блоки, кубики, мозаики, вкладыши и
другое оборудование для развития мелкой и крупной моторики, пространственного
видения.
Тренировка тонкой
пальцевой моторики — мощное физиологическое средство, стимулирующее: развитие
речи; обострение тактильных возможностей ребенка; – тренировку мускульной
памяти, внимания, координацию движений; развитие воображения, самовыражения,
творческих способностей, эмоционального мира;
Этот период в
жизни ребенка требует разнообразных игрушек, необходимы:
–
настольно-печатные игры, мозаика, игры-головоломки, сборные игрушки,
конструкторы;
– принадлежности
для сюжетно-ролевых игр (домашняя утварь, транспортные средства, медицинское и
другое оборудование, прилавки и кассы);
– книги и
дидактические материалы.
Вам как родителям
малыша 2-3 лет важно:
• Понимать, что
энергичный и активный ребенок — это естественно, хотя временами утомительно.
Поэтому вам нужно быть готовыми к этому и по возможности организовывать
безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать
свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы хотя бы иногда
будете его партнером по игре.
• Предоставить ребенку возможность играть с
мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками,
шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под
присмотром взрослого! • Чаще разговаривать с малышом, читать ему сказки,
книжки, обсуждать то, что он видел или в чем принимал участие. Полезны
периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок
вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с полуслова. •
Предоставлять возможности для самых разных игр, в основном с предметами.
Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой,
разбирать на части, перекладывать их, осваивая начальные этапы анализа и
синтеза. Но в 2-3 года в процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании
матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужны совместность и
доброжелательное сотрудничество. • Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно.
По возможности понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности,
поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и
заявить.
• Помнить, что соблюдение разумной
безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного.
Ваша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего
ребенка, которое происходит в этом возрасте через восприятие, а значит, через
постоянное исследование нового.
• Понимать, что у маленького ребенка
совершенно другое восприятие времени. Для него существует только настоящее. И
ваши попытки апеллировать даже к ближайшему будущему им совершенно не
воспринимаются.
• Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка в случае возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать, в случае сильного расстройства ребенка следует утешить или переключить