№ 12 Группа раннего возраста
22.09.2024
Возрастные особенности детей раннего возраста
(Железнова М.В.)
Ранний
возраст — это период от года до трех лет, который отличается активным
исследованием ребенком окружающего мира. Именно в эти пару лет происходит очень
много качественных изменений как в физическом, так и в психическом развитии
малыша, поэтому родителям важно обратить внимание на ключевые моменты и создать
необходимые условия для эффективного освоения новых навыков во всех сферах
деятельности детей раннего возраста.
Психическое развитие ребенка раннего
дошкольного возраста отличается высоким темпом и скачкообразностью. Следующие
три фактора оказывают наиболее значимое влияние на формирование психических
особенностей раннего возраста:
- Умение ходить. Самостоятельное перемещение не
только делает доступным для ребенка более широкий круг предметов, но и
дает ему возможность научиться ориентироваться в пространстве, понять, как
определить расстояние до того или иного предмета. Решение различных
практических задач является хорошей тренировкой для психики ребенка и его
эмоционально-волевой сферы.
- Умение говорить. В раннем детстве ребенок активно
осваивает речь, и именно этот период считается наиболее благоприятным для
ее развития.
- Предметная деятельность. Малыш оперирует не
только игрушками, но и любыми предметами, которые попадаются ему под руку,
постепенно осваивая их предназначение и обучаясь переносить функции одних
предметов на другие, как бы замещая недостающие для игры вещи.
Особое значение для психического развития ребенка имеет эмоциональное состояние. Если ребенок ощущает
себя в безопасности и комфорте, он более открыт к получению новых знаний об
окружающем, а также способен лучше формировать социальные связи и необходимые
для общения со взрослыми и другими детьми привычки.
Физическое развитие
В раннем детстве вес
детей составляет примерно пятую часть веса взрослого человека, однако многое
зависит от генетической предрасположенности и активности ребенка. Активность
малышей существенно возрастает год от года. Ведь уже в год ребенок осваивает
умение ходить, что открывает для него новые возможности изучения окружающих
предметов, но для родителей является сигналом о переходе к периоду повышенной
травмоопасности. Поэтому, как только малыш пошел, рекомендуется убрать из
радиуса его доступа все тяжелые, опасные предметы, средства бытовой химии, а на
острые углы мебели установить заглушки.
Фигуры детей раннего
дошкольного возраста довольно специфичны: их спинка прогнута, а живот несколько
выпячен вперед из-за внутренних органов, которые тоже продолжают расти. У
малышей уже исчезают складки на руках и ногах, общий объем жировой ткани
становится меньше, уступая место мышцам. Скелет ребенка еще не до конца прошел
процесс окостенения, так что у него больше хрящевой ткани, однако кости черепа
и позвоночник уже укрепились в достаточно хорошей степени.
Речь в раннем возрасте
Период от года до трех
лет считается сензитивным, то есть наиболее предрасполагающим к развитию речи.
Когда ребенок только вступает в самый ранний возраст, у него в арсенале только
несколько лепетных слов вроде «мама», «папа», «баба» и т.д., однако понимает он
существенно больше и способен соотнести конкретное слово с предметом, который
данным словом обозначается. Чтобы речевое развитие детей раннего возраста шло
хорошо, родителям нужно постоянно общаться с ними: комментировать свои
действия, показывать предметы, называя их, обращаться к самому малышу с
элементарными просьбами.
К 2 годам в словаре
ребенка должно быть уже порядка полусотни слов. В действительности разные
специалисты называют разные цифры и не стоит привязываться к конкретному числу
слов. Бывают случаи, когда речь ребенка развивается несколько позднее, а до
двух лет ребенок накапливает пассивный запас. Однако, если к двум годам ребенок
совсем не говорит, и родители замечают какие-либо иные неврологические
проблемы, стоит проконсультироваться со специалистом.
В возрасте двух лет
малыш далеко не все звуки произносит правильно. Чаще всего проблема состоит в
свистящих, шипящих и сонорных звуках. Дети раннего дошкольного возраста либо
пропускают их в речи, либо заменяют. Развивается не только активный, но и
пассивный словарный запас, а также улучшается понимание словесных инструкций:
если в год это были простые одноэтапные инструкции вроде «дай мне кружку», то в
два года ребенок способен понять и выполнить двухэтапную инструкцию «пойди на
кухню и принеси кружку».
К концу раннего
возраста, то есть в три года, словарный запас ребенка значительно вырастает.
Большинство детей уже хорошо говорят предложениями, используя падежные формы,
времена, числа. Так как речь в раннем возрасте является хорошим средством
познания мира, родителям нужно быть готовым к многочисленным «почему» обо всем,
что окружает малыша. Если же словарный запас ребенка слишком мал, он не может
строить не только полноценные предложения, но и простые фразы, родителям
рекомендуется обратиться к логопеду и неврологу, а также самим стимулировать
речевое развитие детей раннего возраста.