№ 12 Первая младшая группа
22.09.2024
Возрастные
особенности детей 2-3 лет.
Воспитатель: Железнова М.В.
В раннем возрасте дети
активно овладевают собственным телом, имеют достижения в психическом и
физическом развитии, которые сопровождаются чувством удовлетворенности собой,
своими достижениями.
Раннее детство -
период бурного речевого развития. Интенсивно развиваются активный и пассивный
словари. К двум годам дети понимают почти все слова, которые произносят
взрослые, называя предметы своего окружающего мира. К двум годам количество
слов у детей достигает - до 200-300, а к трём - до 1500 слов.
Мышление у детей 2-3
лет - наглядно действенное. Дети этого возраста интеллектуально развиваются при
условии наглядности предметной деятельности. Во взаимодействии с взрослыми дети
усваивают способы действий с разнообразными предметами. У детей 2-3 лет развиты
ощущения, восприятие, внимание, память, мышление (действенное, практическое),
элементы воображения, которые развиты за счёт предметной деятельности.
Примерно к 2 годам у
детей начинается первичная форма самосознания. Признаком этого самосознания
является узнавание себя в зеркале. Далее дети называют себя по имени, а ближе к
трём годам появляется местоимение «Я».
Игровая деятельность
для детей 2-3 лет имеет существенное значение для развития, определяя их
продвижение в когнитивном, личностном и социальном развитии. В сюжетно-ролевой
игре дети 2-3 лет копируют многообразные виды обращения людей с предметами в
различных социальных ситуациях, усваивают предметные действия, формы и нормы
общения, а также ролевое поведение. Дети с помощью сюжетно-ролевых игр
подготавливаются к участию в общественной жизни.
Окружающая ребенка
среда должна быть простроена таким образом, чтобы поощрять стремление ребенка к
самовыражению, игровой деятельности. С этой целью необходимы различные
материалы для игр:
– строительные блоки,
кубики, мозаики, вкладыши и другое оборудование для развития мелкой и крупной
моторики, пространственного видения.
Тренировка тонкой
пальцевой моторики — мощное физиологическое средство, стимулирующее: развитие
речи; обострение тактильных возможностей ребенка; – тренировку мускульной
памяти, внимания, координацию движений; развитие воображения, самовыражения,
творческих способностей, эмоционального мира;
Этот период в жизни
ребенка требует разнообразных игрушек, необходимы:
– настольно-печатные
игры, мозаика, игры-головоломки, сборные игрушки, конструкторы;
– принадлежности для
сюжетно-ролевых игр (домашняя утварь, транспортные средства, медицинское и
другое оборудование, прилавки и кассы);
– книги и
дидактические материалы.
В этом
возрасте Вашему ребенку важно:
· Много двигаться,
потому что через движение он развивает и познает свое тело, а также осваивает
окружающее пространство.
· Освоить мелкие
движения пальчиков через игры с мелкими предметами, потому, что развитие мелкой
моторики у детей напрямую связано с развитием мозга и речи.
· Как можно шире
осваивать речь, поскольку она помогает и в развитии контакта ребенка с миром, и
в развитии его мышления. У ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас,
причем количество произносимых слов всегда меньше, чем количество понимаемых.
· Играть, поскольку
именно в игре начинают активно развиваться важные психические функции:
восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий
мир, познает законы взаимодействия.
· Продолжать выстраивать
отношения со взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей,
эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и
безопасности. Он ждет от взрослого непосредственного участия во всех его делах
и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока еще
не представляет для ребенка особого интереса, дети «играют «рядом, но не
вместе».
· Получать помощь
взрослого в тот момент, когда у него что-то не получается, поскольку ребенок в
2—3 года может реагировать на неудачи весьма эффективно: злиться, плакать,
ругаться, бросать вещи.
· Иметь достаточно
времени для того, чтобы что-то выбрать. Все его желания обладают одинаковой
силой: в этом возрасте отсутствует соподчинение мотивов и ребенку трудно
принять решение, что выбрать в данный момент. Ему хочется всего и сразу. То,
что происходит прямо сейчас. Ребенок эмоционально реагирует лишь на то, что
непосредственно воспринимает. Он не способен огорчаться из-за того, что в
будущем его ожидают неприятности или радоваться заранее тому, что ему еще не
скоро подарят.