10.09.2023
Возрастные
особенности детей 2 – 3 лет
Составила воспитатель Иванова О.В.
В каждом возрасте ребенок переживает новые
периоды развития. Зная особенности конкретного возраста, родители смогут более
точно понять потребности своего ребенка, помочь ему освоить необходимые навыки,
обеспечить для этого нужные условия. В возрасте 2 – 3 лет перечень возрастных
особенностей детей уже достаточно широк. Этот возрастной период еще относится к
раннему детству, но считать ребенка беспомощным малышом уже не стоит. Он очень
многое может, круг его интересов расширяется, поэтому от вас требуется еще
больше терпения и внимания, что - бы помочь ему во всем разобраться.
Эмоциональные
особенности
Дети
2- 3 лет очень эмоциональны, однако эти эмоции не постоянны, малыша очень легко
переключить с одного эмоционального состояния на другое, например ребенок
плачет и тут мы ему показываем очень интересную книгу и с эмоциями начинаем ее
читать, ребенок переключает эмоции на прослушивание книжки. Ребенок уже пытается
контролировать свои эмоции и учится их выражать. Родителям следует помнить, что
ему, как и любому человеку присущи не только положительные эмоции, но и
отрицательные и выражение последних не должно вызвать недовольство. Ваша цель
- научить ребенка выражать свои отрицательные эмоции приемлемым способом.
Это очень непростая, но важная задача, часто требующая много терпения и
времени. Вам стоит каждый раз напоминать ему о том, как нужно себя вести,
старайтесь не использовать выражение «так делать нельзя», а вместо этого
объясните, как следует поступить. Маленький ребенок обучается только тому, что
его заинтересовало и принимает что – то только от того человека, которому он
доверяет.
Для периода 2 -3 лет очень характерно спонтанное выражение эмоций –
гнева или наоборот любви. Поощряйте ребенка, когда он говорит, что любит Вас,
всегда найдите время обнять его в этот момент и сказать ему, что Вы его тоже
очень сильно любите. Когда же он вызывает недовольство, прислушайтесь есть ли у
него какие – то обоснования, может быть он не просо капризничает, а
действительно чем – то обеспокоен, переживает, что вы его не понимаете и не
любите.
Психологические
особенности
Ребенок по – прежнему пытается выяснить «Кто в
доме хозяин» и проводит различные эксперименты по уровню дозволенности тех или
иных поступков и явлений. Так как в большинстве случаев рядом находится мама,
то он активно сопротивляется ей, изучая границы дозволенного. Вы должны
стараться в мягкой, но категоричной форме помочь ему расставить эти границы, не
поддаваясь на провокационные истерики.
Развитие умственных способностей
Интеллект ребенка в этом возрасте
достигает нового уровня, он начинает проделывать различные умственные операции,
теперь он не сразу действует, а сначала обдумывает возможные варианты (если,
раньше видя новую игрушку в недоступном месте, мгновенно пытался достать
различными способами, то теперь подумает и принесет стул, чтобы ему было
удобно). Ребенок становиться мыслительным, ведь теперь он знает о мире
предметов, он заранее может предугадать последствие от действий с предметами
(например, мяч отпрыгнет назад от удара об стену) отсюда и появляется
склонность к продумыванию ситуаций. В возрасте 2 – 3 лет следует активно
развивать внимательность и наблюдательность ребенка. Рассматривая с ним
картинки в книжках, описывайте детали (например, не просто «Ой какая красивая
машина», а «Какие интересные, у нее колеса, руль, фары, а интересно с другой
стороны тоже есть дверь?»). Еще один вариант игры – найти отличие – чем одна
картинка отличается от другой, для малышей можно брать картинки попроще -
например начиная от пару отличий и постепенно увеличивая. Ребенок активно
начинает что – то конструировать и строить, по - этому среди игрушек должны
быть конструктор и кубики или их заменители.
Развитие
творческих способностей
Ребенок 2 – 3 лет может очень активно
заниматься творческой деятельностью, при чем уже на новом уровне. Появляются первые
тематические рисунки, рисовать можно очень разными способами: ватными
палочками, руками, печатками и т.д. Из пластилина можно лепить фигурки, делать
мозаику, использовать природный материал и др. Аппликацию можно делать из
цветной бумаги, салфеток, ткани и других материалов. Постарайтесь поощрять эти
занятия, что - бы вызвать в нем еще больший интерес – устраивайте выставки,
дарите рисунки родственникам.
Социальное
развитие ребенка
Ребенку в возрасте 2 – 3 лет по - прежнему
нравится общение со взрослыми, но он проявляет все больший интерес к другим
деткам. Ваша задача научить его правильному поведению в разных ситуациях.
Конечно, многое зависит от темперамента ребенка, но, тем не менее, наблюдая за
его игрой с детьми, отметьте для себя умеет ли он играть в коллективе,
сотрудничает ли он с ними. Ваши наблюдения помогут понять, насколько
адаптирован ваш ребенок к общению с детьми, нужно ли его чему – то научить, или
что – то объяснить. Только проявляйте мудрость – не критикуйте ребенка, а
разыгрывайте, дома с игрушками ситуации, которые бы вы хотели прояснить для
него, показывая поведение, которое было бы более подходящим. Дети очень мудрые
они поймут и попытаются использовать новые знания.
Двигательные навыки
Ребенок в этом возрасте
достаточно хорошо управляют своим телом при ходьбе и беге, подъемах и наклонах.
Ребенок с удовольствием учиться новым упражнениям и движениям – прыгает, лазает
на лестницы, скачет на двух ногах как «Зайка», катается на самокате. Дети
превращаются в маленьких скалолазов, потому – что научились ловко забираться на
все возможные препятствия. Ребенок стремится довести этот навык до
совершенства, в связи, с эти требует к себе повышенного внимания, и многие не
смотря на шишки, продолжают покорять новые вершины.
Таковы возрастные особенности детей 2 -3
лет. Бывает, с малышами в этот период не просто, но взрослые должны понять
главное: его поведение – не просто капризы, а важный отрезок на пути развития,
пройти который должны помочь именно родители. Малышу нужно выйти с этого этапа
с новым ценным багажом знаний и умений. А главное с чувством того, что его
любят не за его поступки, а потому – что он есть.