10.09.2023
Возрастные особенности ребенка 1,5 – 2 лет
Раннее детство
– очень короткий период в жизни человека. Именно в первые два года жизни дети
научаются тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Если
взрослые на протяжении этого возрастного периода
оказывают поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться. Кроме того,
результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребенка окажутся
сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.
Основной вид деятельности этих детей –
манипулирование предметами. Т. е. ребенок вначале изучает предмет, узнает его
назначение, а затем начинает употреблять эти предметы для других целей.
Поэтому, чтобы предметна деятельность носила развивающий характер, нужно
ребенку осваивать разнообразные действия с одним и тем же предметом, а значит,
предметно- развивающая среда не должна быть перегружена игрушками, но должна
быть разнообразна. Игры со сверстниками не привлекают этих детей, они предпочитают самостоятельные
игры. На этой основе развивается игровая и продуктивная деятельность ребенка,
т. е. лепка, рисование, конструирование.
Происходит
активное формирование речи: к 1,5 годам ребенок должен владеть 30-40 словами.
Основными вопросами детей в этом возрасте должны
быть вопросы «Кто?», «Что?», ребенок начинает
употреблять не только существительные, но и прилагательные, наречия, глаголы,
местоимения.
Формируется
фразовая речь, основные вопросы, интересующие ребенка «Где?», «Когда?», «Куда?», «Откуда?».
Для родителей важно не проспать
этот «золотой» период, а активно помогать малышу узнавать
новые слова: уходим от упрощённых форм (ням-ням, би-би и т. п.) к
обычным (кушать, есть, машина, едет); слова произносим медленно и
правильно выговариваем звуки (ребёнок будет вас копировать). Не
пытайтесь улучшить произношение звуков в этом возрасте у ребёнка : это возможно только на 3-м году жизни!
Дети учатся
выполнять простые словесные просьбы взрослого в пределах видимой, наглядной
ситуации. Например, отдать книжку ребёнку после рассматривания и попросить
положить её на полку в шкаф. Играйте с детьми в дидактическую игру «Поручения» и
в повседневной жизни.
Совершенствуется
самостоятельность детей в
предметно-игровой деятельности и самообслуживании. Малыш постепенно овладевает
умением, самостоятельно есть любую пищу, умываться и мыть руки, ходить в туалет
на горшок, приобретает навыки опрятности и аккуратности. Это период неустанной,
терпеливой, тактичной и очень важной для будущего вашего ребёнка работы по
обучению и воспитанию у малыша самостоятельности!
Расширяется
ориентировка в ближайшем окружении. Ребёнка постепенно нужно приучать соблюдать
элементарные правила поведения, обозначаемые словами «можно», «нельзя», «нужно».
Углубляется деловое сотрудничество со взрослым, потребность общения с ним по
самым разным поводам. К концу года речь становится основным средством общения с
взрослыми и детьми. Но ребёнок в этом возрасте охотно говорит только с близкими, хорошо знакомыми
ему людьми!
Задача родителей - учить малыша выражать
просьбы, желания, предложения чего-то.
Развитие
познавательных процессов ребенка раннего
возраста идет быстрыми темпами: стремительно
развиваются внимание, память, восприятие, мышление и т. д. Главной функцией
данного возраста является восприятие,
поэтому наибольших успехов ребенок достигнет не в области памяти или мышления,
а в области восприятия. И именно его надо развивать в первую очередь.
Восприятие ребенка этого возраста
непроизвольное. Он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные
признаки, часто являющиеся второстепенными.
Задача взрослого – правильно называть признаки и действия предмета, постоянно
озвучивать их, а затем и спрашивать о них у ребенка.
По
физиологическим параметрам в этом возрасте ребенок должен уметь:
– самостоятельно
ходить (прямо, по кругу, по лестнице вверх-вниз чередующимся шагом);
–
бросать мячик (вперед, вверх, вниз);
–
перешагивать через препятствия;
– держать
ложку, может уже есть сам;
– пить из
чашки;
– проситься
в туалет;
– выполнять
простые бытовые действия (принеси, отнеси, положи и т. д.).
-строить из
2-4 кубиков пирамидку;
- подражать
действиям взрослых (читать книгу, разговаривать по телефону, смотреть
телевизор и т. д.)
В
социальном плане 1,5 - 2 года ребенок:
Начинает
реагировать на эмоциональную окраску голоса, т. е. понимает,
когда мама
рассержена, а когда рада. Часто пытается подражать эмоциям.
Плачут при
расставании с мамой, скучают. Реагируют на различные мелодии,
пытаются
напевать. С удовольствием танцуют под музыку.