10.09.2023
24.09.2023
подготовила
Головешкина М.С.
В каждом возрасте ребенок переживает новые
периоды развития. Зная особенности конкретного возраста, родители смогут более
точно понять потребности своего ребенка, помочь ему освоить необходимые навыки,
обеспечить для этого нужные условия. В возрасте 2 – 3 лет перечень возрастных
особенностей детей уже достаточно широк. Этот возрастной период еще относится к
раннему детству, но считать ребенка беспомощным малышом уже не стоит. Он очень
многое может, круг его интересов расширяется, поэтому от вас требуется еще
больше терпения и внимания, что - бы помочь ему во всем разобраться.
Эмоциональные
особенности
Дети
2- 3 лет очень эмоциональны, однако эти эмоции не постоянны, малыша очень легко
переключить с одного эмоционального состояния на другое, например, ребенок
плачет и тут мы ему показываем очень интересную книгу и с эмоциями начинаем ее
читать, ребенок переключает эмоции на прослушивание книжки. Ребенок уже пытается
контролировать свои эмоции и учится их выражать. Родителям следует помнить, что
ему, как и любому человеку присущи не только положительные эмоции, но и
отрицательные и выражение последних не должно вызвать недовольство. Ваша цель
- научить ребенка выражать свои отрицательные эмоции приемлемым способом.
Это очень непростая, но важная задача, часто требующая много терпения и
времени. Вам стоит каждый раз напоминать ему о том, как нужно себя вести,
старайтесь не использовать выражение «так делать нельзя», а вместо этого
объясните, как следует поступить. Маленький ребенок обучается только тому, что
его заинтересовало и принимает что – то только от того человека, которому он
доверяет.
Для периода 2 -3 лет очень характерно спонтанное выражение эмоций –
гнева или наоборот любви. Поощряйте ребенка, когда он говорит, что любит Вас,
всегда найдите время обнять его в этот момент и сказать ему, что Вы его тоже
очень сильно любите. Когда же он вызывает недовольство, прислушайтесь есть ли у
него какие – то обоснования, может быть он не просо капризничает, а
действительно чем – то обеспокоен, переживает, что вы его не понимаете и не
любите.
Ребенок по – прежнему пытается выяснить «Кто в
доме хозяин» и проводит различные эксперименты по уровню дозволенности тех или
иных поступков и явлений. Так как в большинстве случаев рядом находится мама,
то он активно сопротивляется ей, изучая границы дозволенного. Вы должны
стараться в мягкой, но категоричной форме помочь ему расставить эти границы, не
поддаваясь на провокационные истерики.
Развитие
умственных способностей
Интеллект ребенка в этом возрасте
достигает нового уровня, он начинает проделывать различные умственные операции,
теперь он не сразу действует, а сначала обдумывает возможные варианты (если,
раньше видя новую игрушку в недоступном месте, мгновенно пытался достать
различными способами, то теперь подумает и принесет стул, чтобы ему было
удобно). Ребенок становиться мыслительным, ведь теперь он знает о мире предметов,
он заранее может предугадать последствие от действий с предметами (например мяч
отпрыгнет назад от удара об стену) отсюда и появляется склонность к
продумыванию ситуаций. В возрасте 2 – 3 лет следует активно развивать
внимательность и наблюдательность ребенка. Рассматривая с ним картинки в
книжках, описывайте детали (например, не просто «Ой какая красивая машина», а
«Какие интересные, у нее колеса, руль, фары, а интересно с другой стороны тоже
есть дверь?»). Еще один вариант игры – найти отличие – чем одна картинка
отличается от другой, для малышей можно брать картинки попроще - например
начиная от пару отличий и постепенно увеличивая. Ребенок активно начинает что –
то конструировать и строить, по - этому среди игрушек должны быть конструктор и
кубики или их заменители.
Развитие творческих способностей
Ребенок 2 – 3 лет может очень активно
заниматься творческой деятельностью, при чем уже на новом уровне. Появляются
первые тематические рисунки, рисовать можно очень разными способами: ватными палочками,
руками, печатками и т.д. Из пластилина можно лепить фигурки, делать мозайку,
использовать природный материал и др. Аппликацию можно делать из цветной
бумаги, салфеток, ткани и других материалов. Постарайтесь поощрять эти занятия,
что - бы вызвать в нем еще больший интерес – устраивайте выставки, дарите
рисунки родственникам.
Социальное развитие ребенка
Ребенку в возрасте 2 – 3 лет по - прежнему
нравится общение со взрослыми, но он проявляет все больший интерес к другим
деткам. Ваша задача научить его правильному поведению в разных ситуациях.
Конечно, многое зависит от темперамента ребенка, но, тем не менее, наблюдая за
его игрой с детьми, отметьте для себя умеет ли он играть в коллективе,
сотрудничает ли он с ними. Ваши наблюдения помогут понять, насколько
адаптирован ваш ребенок к общению с детьми, нужно ли его чему – то научить, или
что – то объяснить. Только проявляйте мудрость – не критикуйте ребенка, а
разыгрывайте, дома с игрушками ситуации, которые бы вы хотели прояснить для
него, показывая поведение, которое было бы более подходящим. Дети очень мудрые
они поймут и попытаются использовать новые знания.
Двигательные
навыки
Ребенок в этом возрасте
достаточно хорошо управляют своим телом при ходьбе и беге, подъемах и наклонах.
Ребенок с удовольствием учиться новым упражнениям и движениям – прыгает, лазает
на лестницы, скачет на двух ногах как «Зайка», катается на самокате. Дети
превращаются в маленьких скалолазов, потому – что научились ловко забираться на
все возможные препятствия. Ребенок стремится довести этот навык до
совершенства, в связи, с эти требует к себе повышенного внимания, и многие не
смотря на шишки, продолжают покорять новые вершины.
Таковы возрастные особенности детей 2 -3
лет. Бывает, с малышами в этот период не просто, но взрослые должны понять
главное: его поведение – не просто капризы, а важный отрезок на пути развития,
пройти который должны помочь именно родители. Малышу нужно выйти с этого этапа
с новым ценным багажом знаний и умений. А главное с чувством того, что его
любят не за его поступки, а потому – что он есть.