№ 16 Группа раннего возраста
14.09.2024
ВОЗРАСТНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ОТ
1,5 до 2 ЛЕТ
Раннее детство — особый период становления органов и
систем и прежде всего функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга
не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия
организма с окружающей средой. В этот период наблюдается максимальный темп
формирования предпосылок, обуславливающих все дальнейшее развитие организма,
поэтому важно своевременно закладывать основы полноценного развития и здоровья
ребенка. Ни в каком периоде детства не наблюдается такого быстрого увеличения массы и длины тела, развития всех функций
мозга. В этом возрасте ребенок при помощи взрослого усваивает основные способы
использования предметов. У него начинает активно развиваться предметная
деятельность.
Продолжается развитие всех органов и физиологических
систем, совершенствуются их функции. Ребенок становится более подвижным, самостоятельным (позиция «Я сам»). Это
требует от взрослого особого внимания к обеспечению его безопасности.
Расширяется круг общения за счет менее знакомых взрослых и сверстников.
Общение, овладение предметными действиями приводит ребенка к активному освоению
языка, подготавливает его к игре. Под влиянием предметной деятельности, общения
и игры в раннем возрасте развиваются восприятие, мышление, память и другие
познавательные процессы.
Ребенок в 1,5 -2 года должен уметь: ходить
самостоятельно, нести что-то в руках, тянуть или что-то толкать; поднимать ногу
на ступеньку;
строить из
2-4 кубиков пирамидку; самостоятельно кушать;
частично раздеваться без помощи взрослых;
«подражать» действиям взрослых
Возрастные особенности детей 1,5 – 2 лет.
Прямо хождение, речевое общение и предметная
деятельность — основные достижения данного возраста. Овладение речью — главное
новообразование раннего возраста.
Ребенок в 1,5 -2 года должен уметь: ходить
самостоятельно; нести что-то в руках, тянуть или что-то толкать;
поднимать ногу на ступеньку;
строить из 2-4 кубиков пирамидку;
частично
развеваться без помощи взрослых;
«подражать» действиям взрослых (читать книгу, разговаривать
по телефону;
смотреть телевизор и т.д.)
Как развивается ребенок 1,5 – 2 лет Дети научаются
комбинировать слова, объединяя их в небольшие двух -трехсловные фразы, причем
от таких фраз до целостных предложений они прогрессируют довольно быстро. Вторая
половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной
самостоятельной речи, направленной на управление поведением окружающих людей и
на овладение собственным поведением; До 1,6—1,8 лет у ребенка развивается
только понимание речи при еще весьма незначительном приросте активного словаря;
На втором году жизни резко возрастает интерес
ребенка к окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть,
услышать. Особенно его интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело
задает взрослым вопрос: «Что это?»; К двум годам нормально развивающийся
ребенок понимает значения практически всех слов, относящихся к окружающим его
предметам. Этому способствует постоянное и разнообразное общение взрослых с
ребенком. К концу второго года жизни дети знают уже примерно 300 слов.
Большинство детей к двухлетнему возрасту имеют четкое представление о
назначении окружающих их предметов домашнего обихода и личной гигиены,
правильно их используют. На втором году жизни ребенок воспроизводит действия
взрослых с предметами, у него появляются предметные игры-подражания. К двум
годам дети могут играть в элементарные логические и тематические игры, способны
составлять план действий на сравнительно небольшой промежуток времени.
Главные цели взрослого в отношении ребенка раннего возраста:
— организовывать предметную деятельность;
— обеспечивать полноценное физическое, в том числе
двигательное развитие;
— формировать речь.
Ведущая
деятельность — предметная
Действуя
с предметами, ребенок второго года жизни открывает для себя их физические
(величину, форму, цвет) и динамические свойства, пространственные отношения
(близко, далеко), разделение целого на части и составление целого из частей
(разбирает и собирает пирамидку, матрешку). Однако сколько бы ребенок ни
действовал с предметами, он самостоятельно никогда не откроет общественно
выработанных способов их употребления: ложкой едят, мешают кашу, полотенцем
вытирают руки, карандашом рисуют и т.д. Назначение предмета, способ его
употребления открывает ребенку взрослый.
Составила:
Прохорова Л.С.