№ 14 Средняя группа
12.09.2025
«Возрастные особенности детей среднего
дошкольного возраста»
Подготовила: Головешкина М.С.
Возраст 4-5 лет — это средний дошкольный период,
который характеризуется интенсивным развитием и ростом детского организма.
Существуют специфические возрастные особенности детей 4-5 лет, зная которые,
родители сделают развитие и воспитание дошкольника гармоничным, помогут
выстроить отношения со взрослыми и сверстниками.
Это период относительного спокойствия, который
проходит без резких скачков или кризисов. Вместе с тем, темпы развития ребенка
не снижаются. Происходят изменения во всех сферах его жизни.
Физическое развитие. Дети среднего
дошкольного возраста очень активны, у них отмечается постоянная потребность в
движении. Это связано с некоторыми физиологическими особенностями их организма:
- процесс окостенения позвоночника еще
продолжается, позвоночник довольно гибкий и может деформироваться при
длительных статических позах;
- происходит развитие крупных мышечных групп,
поэтому необходимы регулярные посильные нагрузки.
Также в данный период:
- повышается выносливость;
- улучшается координация;
- движения становятся более точными и уверенными;
- улучшаются показатели скорости и ловкости.
Вместе с тем, нужно знать, что мышцы растут
быстро, но неравномерно. Ритм сердечных сокращений легко нарушается. Поэтому
дети быстро устают.
Дети начинают обращать внимание на своё здоровье,
способны в случае недомогания указать на проблему.
Психологическое развитие. В возрасте
4-5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание,
восприятие, они становятся более произвольными и осознанными.
Мышление среднего дошкольника переходит на новый
уровень — появляется образное мышление. Познание происходит на основе
практических действий, становится очень важна наглядность. Дети могут
сопоставлять предметы по форме, находить подобные, группировать по существенным
признакам.
В 4-5 лет ребенок становится очень любознательным.
У него появляется потребность в интеллектуальном общении. Он пытается осмыслить
те явления, которые его окружают, задает много вопросов взрослым.
В среднем дошкольном возрасте увеличивается объем
памяти. Дети могут запоминать около 7-8 названий предметов. Появляется
произвольное запоминание, могут заучивать небольшие стишки наизусть. В процессе
освоения речи и слушания художественных литературных произведений у детей
развивается образная и словесная память.
У средних дошкольников улучшается внимание, оно
становится более устойчивым. Дети способны сосредоточенно заниматься одним
видом деятельности в течение 15-20 минут.
Активно развивается воображение. Ребенок много
фантазирует, придумывает вымышленных друзей, создает вокруг себя сказочный мир.
Он мечтает о собственных сверхвозможностях, признании его заслуг. Благодаря
развитому воображению ребенок может понять то, что он сам не видел, но о чем
ему подробно и понятно расскажут. Вследствие бурной фантазии у него могут
появиться страхи.
Преобладающий вид деятельности.
Преобладающим видом деятельности остается игра. Изменяется ее содержание и
усложняются формы проведения. Число детей, участвующих в общении, возрастает.
Появляются ролевые игры. Содержание игры
акцентируется на обыгрывании отношений между людьми. (игры в магазин, в войну,
разыгрывание сказок и т.д.). Дети дружат, ссорятся, мирятся, помогают друг
другу, обижаются, ревнуют. В группе детей начинают возникать конкуренция и
первые лидеры. Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер.
Всё более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны
ровесников. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования,
стремятся добиться успеха
Усиливается гендерное самосознание. Дети не только
хорошо осознают свою половую принадлежность, но и учатся вести себя
соответственно ей. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери,
магазин). Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей. Дети учатся
различать мужские и женские профессии, понимать специфику поведения и общения с
людьми разного пола.
Обеспечьте ребенку возможность совместной игры с
другими детьми. Такая игра не только развивает его воображение и образное
мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития.
Помните, что страхов значительно меньше у детей, имеющих возможность общения со
сверстниками.
Творческие способности. В этом
возрасте дети активно и с удовольствием осваивают различные виды творческой
деятельности. Им очень нравится рисовать, лепить заниматься аппликацией. У
детей активно развивается мелкая моторика.
Ребенок 4-5 лет может сочинить маленькую сказку
или песенку, понимает значение рифмы. Богатое воображение позволяет создавать
сюжет в голове или на чистом листе бумаги.
Развитие речи. Активно развиваются
речевые способности. Увеличивается словарный запас (2000 слов и более).
Улучшается звукопроизношение. Дети способны четко выражать свои мысли. Они
могут описать свои эмоции, ощущения, рассказать, как выглядит предмет,
пересказать небольшой рассказ, ответить на вопросы взрослого и полноценно
общаться с ровесниками.
У детей развивается связная речь, формируется
грамматическое чутье. Они учатся согласовывать слова, употреблять предлоги,
строить сложные предложения
Социальное поведение. Средний
дошкольник еще не осознает правила поведения и различные социальные нормы, он
импульсивен. Вместе с тем, у него уже формируется общее представление о том,
как нужно себя правильно вести в обществе. Он хорошо понимает, что значит
плохой поступок. Причем, ребенок способен выявлять признаки нехорошего
поведения не только у своих сверстников, но и у себя самого. Он переживает,
если поступает плохо.
Ребенок больше внимания обращает не на нравоучения
взрослых, а копирует их поступки и модель поведения. Он готов прислушиваться к
советам родителей.
Отношения между родителями – первое, что видит
подрастающий малыш, это тот эталон, который он считает единственно верным.
Родители должны помнить, что именно в дошкольном возрасте развиваются такие
черты характера, как доброта, справедливость, правдивость, закладываются
жизненные ценности и идеалы. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка был достойный
пример в лице взрослых.
Дети уже умеют контролировать большинство своих
эмоций. У них развивается эмоциональная отзывчивость. Они способны понимать
чувства других людей, сопереживать.
Стремление к самостоятельности. Ребенку важно
многое делать самому, он уже меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона
самостоятельности – заявление о своих правах, потребностях, попытки установить
свои правила в своем близком окружении.
Ребенок становится более усидчивым, покладистым и
спокойным. Он может выполнять простые бытовые обязанности, однако быстро
отвлекается, теряет интерес к труду и не всегда доводит начатое дело до
конца.
У детей в возрасте 4-5 лет возрастает потребность
в общении, поиске друзей. К тому же от общения в деятельности (во время игры
или прогулки), которое преобладает в младшем дошкольном возрасте, они переходят
к личностному общению.
Повышается самостоятельность, ребенок способен
проявлять инициативу. В этот период для него становится важным признание
окружающих. Он старается добиться их уважения, услышать одобрение своих
действий. В таком возрасте дети очень обидчивы и эмоционально реагируют на
критику.
Стоит отметить, что лучших успехов в воспитании
можно добиться в случае тесного и доверительного сотрудничества семьи и
дошкольного учреждения, так как сотрудники детских дошкольных учреждений в
своей работе учитывают возрастные особенности детей 4–5 лет. Консультация для
родителей о возрастных особенностях детей является одним из путей такого
взаимодействия.
Взрослые члены семьи должны обладать хотя бы
минимальной подготовкой в области психологии, чтобы лучше понимать своего
ребенка. Благодаря педагогической поддержке родители смогут правильно выстроить
свои взаимоотношения с малышом, что способствует формированию у дошкольника
высокой самооценки. Ребенок станет более уверенным, овладеет навыками и
способностями, полезными для дальнейшей жизни.