№ 13 Старшая группа
15.09.2024
«Возрастные
особенности развития детей 5–6 лет»
Будет учебная
деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во
многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный интерес у ребенка должен
быть сформирован в дошкольные годы. Каждый ребёнок развивается по-своему, у
каждого свой собственный путь и темп развития. Но всё же есть нечто общее, что
позволяет охарактеризовать детей, - это возрастные особенности.
«Возрастной
портрет ребёнка»
Социальное
развитие ребёнка 5-6 лет процесс, во время которого усваиваются ценности,
традиции, культура общества, к которому принадлежит малыш. Общаясь со
сверстниками и взрослыми, играя, занимаясь, маленький человек учится жить по
определённым неписаным правилам, учитывать интересы других людей, нормы
поведения». Какие особенности должны присутствовать у детей 5-6 лет, чтобы
социальное развитие было успешным:
•способность
играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры;
•способность
сосредоточенно работать 10-15 минут;
•способность
оценить качество своей работы в общем;
•умение
планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и
ошибок;
•способность
самостоятельно исправить ошибку в своей работе.
Какие возрастные особенности детей 5-6 лет
необходимо учитывать при развитии речи:
•способность
правильно воспроизводить все звуки родного языка;
•способность к
простейшему звуковому анализу слов;
•хороший
словарный запас (3,5-7 тысяч слов);
•грамматически
правильное построение предложения;
•умение
самостоятельно пересказывать или составлять рассказ по картинкам;
•свободное
общение со взрослыми и сверстниками;
Какие возрастные
особенности детей 5-6 лет необходимо учитывать при развитии их интеллекта:
•способность к
классификации предметов, простейшим умозаключениям;
•элементарный
запас сведений и знаний об окружающем мире;
•способность к
произвольному вниманию, однако оно ещё не устойчиво (10- 15 минут);
•способность
воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание;
•количество
одновременно воспринимаемых объектов невелико-1-2;
•преобладает
непроизвольная память;
•легче
запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения;
•способность к
овладению приёмами логического запоминания (смысловые соотношения и
группировка) ;
•неспособность
быстро и часто переключать внимание с одного вида деятельности на другой.
Возрастные особенности 5-6 лет.
Это возраст
активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со
сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя
меняются ее формы и содержание. В этом возрасте ваш ребенок продолжает активно
познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам
формулирует ответы или создает версии. Его воображение задействовано почти 24
часа в сутки помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру,
который для него пока сложен и мало объясним. Желает показать себя миру. Он
часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его
самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому
ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими»
поступками. С трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями
и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных другими
взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет. Готов общаться со
сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе.
Постепенно переходит от сюжетно - ролевых игр к играм по правилам, в которых
складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в
других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль —
со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом
— каждый самого себя. Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может
многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему
неинтересно. Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит
играть во «взрослые дела» и другие социальные игры. Продолжительность игр может
быть уже достаточно существенной. Может начать осознавать половые различия. По
этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов. Начинает
задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, особенно
ночные и проявляющиеся в период засыпания.
Познавайте с
ребенком, когда гуляете, готовите, убираете. Главное, что у вас есть желание
подготовить своего ребёнка, быть рядом с ним в трудные и непонятные для него
мгновения его жизни.
воспитатель Езжеленко А.В.