Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к культурному наследию казачества
02.11.2019
Духовно-нравственное
воспитание дошкольников посредством приобщения к культурному наследию
казачества.
В
последнее время обращение к народным истокам, декоративно - прикладному и
фольклорному искусству стало предметом пристального внимания педагогов и
воспитателей детских садов, стало традиционным для использования в практике
нравственно - патриотического воспитания дошкольников.
В этом году мы вновь решили
принять участие в интересном городском проекте для воспитанников детских садов
города Екатеринбурга «Россия - многонациональное государство». Цель этого
проекта - способствовать формированию у детей чувства любви к Родине, интереса
и уважения к людям, которые живут рядом.
Изучив положение, мы решили познакомить наших детей с казачьей культурой. В
учебном пособии Рябова Е.Л., Щупленков О.В. «ОСНОВЫ КАЗАЧЬЕЙ КУЛЬТУРЫ»
представлены результаты исследования в определении концептуальных основ
казачества: «Когда речь заходит о казаках, сразу возникают споры, кто они
такие? Одни предполагают, что это – народность, другие – особый образ жизни, третьи –
национальность, четвертые – беглые крепостные и т.п. До революции казаков было
принято считать войском особого рода, в основном конным, которое отличалось от
регулярной, то есть «правильной», кавалерии, тем, что казаки снаряжались за
свой счет, а не за счет казны и воевали, используя особые тактические приемы.
Казачество – это исключительное явление русской истории и русского народа. Оно
возникло на рубежах русской земли, как естественное явление в силу самозащиты
русских племен от нападения соседних степных воинственных народов. Доблесть и
достоинство казаков проявлялось издревле, когда они, проживая на приграничной с
Русью территории, постоянно вступали в вооруженные столкновения с соседними племенами
и государствами, отражая набеги их войск, и сами совершали походы с целью
захвата трофеев. Первоклассная казачья боевая сила на границах была всегда
подготовленной и высоко дисциплинированной, потому что военное мастерство,
казаки постигали с детства, и служили все из одной станицы. Сила эта была
непобедимой. Находясь на царской службе, казаки принимали участие во всех
войнах, которые вела Россия. Верность казаков своему отечеству, присяге и
воинскому долгу была всегда непоколебима».
В современном обществе вопрос
воспитания мужчины из мальчика очень актуален. Часто весь процесс ложится на
хрупкие плечи женщины, даже в полной семье. Вместе с воспитателем Ольгой
Владимировной Боровковой мы наметили
план работы. Первым делом провели родительское собрание, и как всегда, родители
согласились помочь нам в реализации этого интересного проекта. Специалист
Центра Традиционной Народной культуры Среднего Урала Вячеслав Печняк
рекомендовал обратиться за методической помощью к сотруднику центра Светлане Кучевасовой. Светлана
отнеслась к нашему запросу с вниманием, рассказала много интересного, дала
советы по пошиву одежды. К Вячеславу же мы обратились с вопросом о том, где нам
найти специалиста, который смог бы провести практическое занятия с нашими мальчиками.
Вопрос непростой, было понятно, что найти такого человека будет непросто, но
нам повезло. Мы были рады, когда на нашу просьбу получили положительный ответ. И вот, 2 октября
в наш Детский Сад № 524 приехал в гости Представитель МКО СО Мезенин Александр
Алексеевич, чтобы пообщаться с мальчиками старшей группы и обучить
"Молодецкой удали". С первой же минуты дети были очарованы этим
молодым человеком. Ещё по дороге в музыкальный зал дети обратили внимание на
необычные сапоги у дверей детского сада, впечатлил и внешний вид Александра. Он
легко нашёл общий язык с мальчиками, смог заинтересовать их. В беседе с детьми
рассказывал ребятам про быт и уклад казаков. Дети узнали много интересного про
одежду, и оружие казаков, играли в народные игры.
Молодецкая забава «Шапки».
Играют
в эту традиционную игру двое парней. На голове у каждого из них по шапке. По
обоюдной готовности игроки начинают, иногда, обозначая начало каким-либо
действием, например «сгрудкой». Задача состоит в том, чтобы, используя свою
ловкость и находчивость, применяя различные уловки и финты, сбить с головы
противника шапку. Есть варианты игры, когда шапку можно не только сбивать
ударом, но и срывать. Упавшая на землю шапка – признак победы.
Разумеется
это все лишь один пример, так же дети играли в наездников, солдатиков ( упор
лёжа с выбиванием руки ) и многое другое.
Александр Мезенин рассказал: «В традициях семей прошлых столетий не старались обучать детей разным
наукам. В первую очередь прививали навыки, необходимые в повседневной жизни.
Так было и у казаков. С малолетства юные казачки и казачата учились у старших и
перенимали обычаи и традиции многих поколений предков. Девочек учили
домоводству. Мальчики же воспитывались как юные воины, продолжавшие дело отцов и
дедов.Казаки – народ православный. Именно поэтому обучением детей занимались,
по большей части, крёстные отец и мать. Сегодня крёстные – «должность»
номинальная. Они присутствуют при крещении и являются, скорее всего, друзьям
отца или матери. В прошлые века в казачьих семьях все было по-другому. Задача
крёстных была очень ответственной. Они обучали детей Закону Божьему, готовили к
будущей взрослой жизни, прививали уважение к старшим и обучали основным
правилам и законам. Но обучение чётко дифференцировалось: мальчики отдельно,
девочки отдельно.
К будущей военной службе сына готовили с первых
дней жизни. Сразу же после крестин малышу давали шашку или пулю и смотрели, как
он отреагирует. Если смело брал их в ручки и играл – значит, хороший воин
будет! В некоторых источниках говорилось, что и пуповину отрезали именно
шашкой, дабы с первых минут жизни обозначить место младенца в этом мире. Первый
раз мальчик знакомился с воинской наукой, хоть и в игровой форме, в год после
первого причастия. Мальчика сажали на коня, и отец вёл его в обход дома, после
чего брал сына на руки, а крёстный надевал на них обоих портупею. С трёх лет
казачонок учился ездить верхом, а с пяти помогал отцу и братьям в поле. До семи
лет он жил вместе с матерью. Когда юному казаку исполнялось семь, он переходил
в мужскую половину дома. С этого момента мать не могла ни прикрикнуть, ни
одёрнуть сына. Воспитание полностью переходило к мужчинам: отцу и крёстному.
Обучали воинским наукам, брали с собой на сходы и на межевание границ. Большое
место уделялось и наказаниям. Казаки не относились к своим сыновьям жестоко.
Целью наказания было не ударить посильнее, а дать понять, что то, что говорят
старшие – ценно, и относиться к этому нужно очень серьёзно.В шестнадцать лет
юные казаки проходили первое настоящее испытание. Чаще всего это была охота на
крупного хищника или кабана. А полностью взрослым казак становился после
посвящения. Проходило оно чаще всего на общеказачьем воинском празднике, где
юноша должен был показать всё, чему его учили ранее».
Ребятам очень
понравилось занятие, родители были в полном восторге от предоставленных им фото
и видео. Вместе с родителями решили, что такие встречи очень полезны нашим
мальчишкам, и снова пригласили Александра к нам в гости.
Александр Алексеевич большое Вам спасибо за это увлекательное занятие!
Сейчас ребята разучивают казачью строевую песню и с нетерпением ждут новой
встречи с Вами!