Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к культурному наследию казачества

02.11.2019

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к культурному наследию казачества.

         В последнее время обращение к народным истокам, декоративно - прикладному и фольклорному искусству стало предметом пристального внимания педагогов и воспитателей детских садов, стало традиционным для использования в практике нравственно - патриотического воспитания дошкольников.
         В этом году мы вновь решили принять участие в интересном городском проекте для воспитанников детских садов города Екатеринбурга «Россия - многонациональное государство». Цель этого проекта - способствовать формированию у детей чувства любви к Родине, интереса и уважения к людям, которые живут рядом.
Изучив положение, мы решили познакомить наших детей с казачьей культурой. В учебном пособии Рябова Е.Л., Щупленков О.В. «ОСНОВЫ КАЗАЧЬЕЙ КУЛЬТУРЫ» представлены результаты исследования в определении концептуальных основ казачества: «Когда речь заходит о казаках, сразу возникают споры, кто они такие? Одни предполагают, что это – народность,  другие – особый образ жизни, третьи – национальность, четвертые – беглые крепостные и т.п. До революции казаков было принято считать войском особого рода, в основном конным, которое отличалось от регулярной, то есть «правильной», кавалерии, тем, что казаки снаряжались за свой счет, а не за счет казны и воевали, используя особые тактические приемы. Казачество – это исключительное явление русской истории и русского народа. Оно возникло на рубежах русской земли, как естественное явление в силу самозащиты русских племен от нападения соседних степных воинственных народов. Доблесть и достоинство казаков проявлялось издревле, когда они, проживая на приграничной с Русью территории, постоянно вступали в вооруженные столкновения с соседними племенами и государствами, отражая набеги их войск, и сами совершали походы с целью захвата трофеев. Первоклассная казачья боевая сила на границах была всегда подготовленной и высоко дисциплинированной, потому что военное мастерство, казаки постигали с детства, и служили все из одной станицы. Сила эта была непобедимой. Находясь на царской службе, казаки принимали участие во всех войнах, которые вела Россия. Верность казаков своему отечеству, присяге и воинскому долгу была всегда непоколебима».
        В современном обществе вопрос воспитания мужчины из мальчика очень актуален. Часто весь процесс ложится на хрупкие плечи женщины, даже в полной семье. Вместе с воспитателем Ольгой Владимировной Боровковой  мы наметили план работы. Первым делом провели родительское собрание, и как всегда, родители согласились помочь нам в реализации этого интересного проекта. Специалист Центра Традиционной Народной культуры Среднего Урала Вячеслав Печняк рекомендовал обратиться за методической помощью к сотруднику  центра Светлане Кучевасовой. Светлана отнеслась к нашему запросу с вниманием, рассказала много интересного, дала советы по пошиву одежды. К Вячеславу же мы обратились с вопросом о том, где нам найти специалиста, который смог бы провести практическое занятия с нашими мальчиками. Вопрос непростой, было понятно, что найти такого человека будет непросто, но нам повезло. Мы были рады, когда на нашу просьбу  получили положительный ответ. И вот, 2 октября в наш Детский Сад № 524 приехал в гости Представитель МКО СО Мезенин Александр Алексеевич, чтобы пообщаться с мальчиками старшей группы и обучить "Молодецкой удали". С первой же минуты дети были очарованы этим молодым человеком. Ещё по дороге в музыкальный зал дети обратили внимание на необычные сапоги у дверей детского сада, впечатлил и внешний вид Александра. Он легко нашёл общий язык с мальчиками, смог заинтересовать их. В беседе с детьми рассказывал ребятам про быт и уклад казаков. Дети узнали много интересного про одежду, и оружие казаков, играли в народные игры.

Молодецкая забава «Шапки».
        Играют в эту традиционную игру двое парней. На голове у каждого из них по шапке. По обоюдной готовности игроки начинают, иногда, обозначая начало каким-либо действием, например «сгрудкой». Задача состоит в том, чтобы, используя свою ловкость и находчивость, применяя различные уловки и финты, сбить с головы противника шапку. Есть варианты игры, когда шапку можно не только сбивать ударом, но и срывать. Упавшая на землю шапка – признак победы.
        Разумеется это все лишь один пример, так же дети играли в наездников, солдатиков ( упор лёжа с выбиванием руки ) и многое другое.
       Александр Мезенин рассказал: «В традициях семей прошлых столетий не старались обучать детей разным наукам. В первую очередь прививали навыки, необходимые в повседневной жизни. Так было и у казаков. С малолетства юные казачки и казачата учились у старших и перенимали обычаи и традиции многих поколений предков. Девочек учили домоводству. Мальчики же воспитывались как юные воины, продолжавшие дело отцов и дедов.Казаки – народ православный. Именно поэтому обучением детей занимались, по большей части, крёстные отец и мать. Сегодня крёстные – «должность» номинальная. Они присутствуют при крещении и являются, скорее всего, друзьям отца или матери. В прошлые века в казачьих семьях все было по-другому. Задача крёстных была очень ответственной. Они обучали детей Закону Божьему, готовили к будущей взрослой жизни, прививали уважение к старшим и обучали основным правилам и законам. Но обучение чётко дифференцировалось: мальчики отдельно, девочки отдельно.
К будущей военной службе сына готовили с первых дней жизни. Сразу же после крестин малышу давали шашку или пулю и смотрели, как он отреагирует. Если смело брал их в ручки и играл – значит, хороший воин будет! В некоторых источниках говорилось, что и пуповину отрезали именно шашкой, дабы с первых минут жизни обозначить место младенца в этом мире. Первый раз мальчик знакомился с воинской наукой, хоть и в игровой форме, в год после первого причастия. Мальчика сажали на коня, и отец вёл его в обход дома, после чего брал сына на руки, а крёстный надевал на них обоих портупею. С трёх лет казачонок учился ездить верхом, а с пяти помогал отцу и братьям в поле. До семи лет он жил вместе с матерью. Когда юному казаку исполнялось семь, он переходил в мужскую половину дома. С этого момента мать не могла ни прикрикнуть, ни одёрнуть сына. Воспитание полностью переходило к мужчинам: отцу и крёстному. Обучали воинским наукам, брали с собой на сходы и на межевание границ. Большое место уделялось и наказаниям. Казаки не относились к своим сыновьям жестоко. Целью наказания было не ударить посильнее, а дать понять, что то, что говорят старшие – ценно, и относиться к этому нужно очень серьёзно.В шестнадцать лет юные казаки проходили первое настоящее испытание. Чаще всего это была охота на крупного хищника или кабана. А полностью взрослым казак становился после посвящения. Проходило оно чаще всего на общеказачьем воинском празднике, где юноша должен был показать всё, чему его учили ранее».
Хочу такой сайт

Ребятам очень понравилось занятие, родители были в полном восторге от предоставленных им фото и видео. Вместе с родителями решили, что такие встречи очень полезны нашим мальчишкам, и снова пригласили Александра к нам в гости.
Александр Алексеевич большое Вам спасибо за это увлекательное занятие!
Сейчас ребята разучивают казачью строевую песню и с нетерпением ждут новой встречи с Вами!

фотоальбом
Наверх

Добро пожаловать на сайт!

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».