Программа мудрецы

г. Екатеринбург

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.Основные характеристики
2.1. Пояснительная записка
2.2. Цели и задачи общеразвивающей программы
2.3.Содержание общеразвивающей программы
2.4. Планируемые результаты
3.Организационно педагогические условия
3.1.Календарно-учебный график
3.2. Условия реализации программы
3.3.Формы контроля и оценочные материалы
4. Список литературы

2. Основные характеристики
2.1. Пояснительная записка
Направленность программы -социально гуманитарная.
Актуальность.
В дошкольном возрасте познавательное развитие ребенка зачастую сводится к
развитию элементарных математических представлений, расширению кругозора.
Однако, именно в этот период, очень важно у ребенка развивать неординарный подход
к решению тех или иных задач, так как дошкольник воспринимает все особенно
эмоционально, а яркая, насыщенная, правильно организованная образовательная
деятельность, основанная на развитии творческого мышления и воображения,
поможет ему не потерять способность к творчеству, разбудит искры таланта.
На сегодняшний день актуальным является полноценное развитие личности ребенка,
формирование у него способностей к саморазвитию, к становлению нравственных
качеств, создающих условия для успешного вхождения в культуру и созидательную
жизнь общества, самоопределения и самореализации личности.
На этапе дошкольной подготовки образовательный процесс организуется, исходя из
основных характеристик первого до понятийного этапа познания (этапа предметных
действий) и возрастной периодизации психологического развития детей Д. Б.
Эльконина. Происходит первичное осознание ребенком внешних воздействий
окружающего мира, поэтому его развитие связано с формированием в ходе игровых
видов общения познавательных процессов и способностей к основным мыслительным
операциям на основе предметных действий. Это означает, что помимо традиционного
для дошкольной подготовки развития внимания, памяти, речи у детей должны быть
сформированы мыслительные операции:

анализ свойств исследуемых объектов или явлений;

сравнение свойств предметов;

обобщение, то есть выявление общих свойств предметов в группе;

распределение предметов в группы по выбранному свойству;

классификация по выбранному свойству;

синтез на основе выбранной структуры;

конкретизация;

аналогия.
Отличительные особенности программы, новизна
Ключевым понятием современной системы обучения детей в школе является понятие
учебной
деятельности.
Поэтому
перед
дошкольными
образовательными
учреждениями как первой ступенью непрерывной системы образования стоит задача
формирования деятельностных способностей на уровне, соответствующем
возрастным особенностям детей дошкольного возраста.

Как отмечал С.Л. Рубинштейн, деятельностные способности проявляются и
формируются только в деятельности. В программе в ходе дидактической игры у детей
формируется весь комплекс деятельностных способностей, необходимых им для
эффективного обучения в современной школе.
Одной из важнейших деятельностных способностей является мотивация к игре,
принятие ее правил на личностно значимом уровне.
В случае, если правила игры ребенком осознаны, являются желаемыми и доступными,
он приступает к их исполнению. И здесь важно тренировать его в точном и
результативном выполнении принятых правил, соблюдении при этом моральноэтических норм и требований, предъявляемых во время образовательной
деятельности.
В случаях затруднения в игровой ситуации у детей развивается фантазия,
воображение, тренируются природные задатки к самостоятельному творчеству и
согласованию его результатов: они должны так или иначе преобразовать игру придумать новое правило или способ действий, чтобы другие дети с ним согласились,
или принять их вариант.
Здесь же он оказывается вовлечен в процесс самоконтроля и приобретает первый
опыт самооценки.
Познавательные процессы на любом этапе обучения неотделимы от процесса
воспитания. На этапе дошкольной подготовки воспитание личности ребенка
осуществляется также в ходе коллективной дидактической игры. Именно в коллективе
детей в игровой ситуации ребенок приобретает первый нравственный опыт,
формируется его эмоционально-волевая сфера, происходит становление его личности.
Обобщены и внедряются следующие технологии: логические блоки Дьенеша,
палочки Кьюзнера, игры Никитиных, игры В.В.Воскобовича.
Особенности данных технологий:
1. Работу с играми можно начинать с любого возраста. Все игры объединены в
комплекты по принципу постепенного и постоянного усложнения.
2. К играм прилагаются сказки и сказочные персонажи, которые позволяют
ребенку легко и непринужденно обучаться играя.
3. Предложенная комбинация игр представляет собой систему и предопределяет
интенсивное развитие у ребенка внимания, памяти, воображения, логического и
творческого мышления, речи.
4. В играх заложен огромный творческий потенциал, многовариативность игровых
упражнений, с их помощью совершенствуется интеллект, мелкая моторика рук.
5. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение,
выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают
различными
мыслительными
умениями,
важными
как
в
плане
предматематической подготовки, так и с точки зрения общего
интеллектуального развития.
К их числу относятся умения анализа,
абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодированиядекодирования, а также логические операции "не", "и", "или". В специально
разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются

элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность
производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют
внимание, память, восприятие. Комплект логических блоков дает возможность
вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к
оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных
действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в
предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать,
классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они
овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать
предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и
толщине и т. д.), несколько позже — по трем (цвету, форме и размеру; форме,
размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету,
форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении легко
можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей.
Например, несколько детей строят дорожки от избушки медведя, чтобы помочь
Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но один ребенок строит дорожку так,
чтобы в ней не было рядом блоков одинаковой формы (оперирование одним
свойством), другой — чтобы не было рядом блоков, одинаковых по форме и
цвету (оперирование сразу двумя свойствами), третий — чтобы рядом не было
одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одновременно
тремя свойствами).
Цели и задачи дошкольной подготовки в программе решаются в процессе ознакомления
детей с разными областями математической действительности, однако, новое знание
не дается детям в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного
анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Таким образом,
математика входит в жизнь ребенка не как догма, а как «открытие» закономерных
связей и отношений окружающего мира. Педагог подводит детей к этим
«открытиям», организуя и направляя их поисковые действия. В ходе этих игр и
осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и
детей между собой, их общение в парах, в группах, формирование навыков коммуникативного взаимодействия. Дети не замечают, что идет обучение, - они
перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками
Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного мышления и
творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные
математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур.
Начиная с самых первых занятий, им систематически предлагаются задания,
допускающие различные варианты решения. Например, выбирая лишнюю фигуру из
фигур есть несколько вариантов ответа. В данном случае все предложенные варианты
ответов верные. Но вариант может быть и неверным - тогда он обсуждается,
исправляется. Такой подход раскрепощает детей, снимает у них страх перед ошибкой,
боязнь неверного ответа.

В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии
личности. Поэтому необходимым условием организации занятий с детьми является
атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха.
Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем
развития, необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом.
Механизмом решения задачи разноуровневого обучения является подход,
сформировавшийся в дидактике на основе идей JI.C. Выготского о «зоне ближайшего
развития» ребенка. В соответствии с ним работа с детьми в данном курсе ведется в
зоне их «ближайшего развития» («максимума»): наряду с заданиями, которые они
могут выполнить самостоятельно, им предлагаются и такие задания, которые требуют
от них догадки, смекалки, наблюдательности. В итоге все дети без перегрузки
осваивают необходимый для дальнейшего продвижения «минимум», но при этом не
тормозится развитие более способных детей.
Таким образом, дидактической основой организации работы с детьми в программе
«Умные игры» является следующая система дидактических принципов:
- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих
факторов учебного процесса [принцип психологической комфортности) ;
- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его
детьми на предметной основе (принцип деятельности);
- обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип
минимакса);
- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями
окружающего мира (принцип целостности);
- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор, и им систематически
предоставляется возможность выбора (принцип вариативности)
- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта
творческой деятельности (принцип творчества).

Адресат общеразвивающей программы. Дети дошкольного возраста с 4-7 лет.
Режим занятий. Продолжительность одного академического часа
для детей средней группы 20 -25 минут, старшей группы 25 минут, подготовительной
группы 25-30 минут. Общее количество занятий в неделю – 2 занятия.
Срок освоения программы: 3 года
Особенности организации образовательного процесса
Традиционная модель реализации программы представляет собой линейную
последовательность освоения содержания в течение трех лет обучения в ДОУ.
Формы реализации образовательной программы: групповые, индивидуальногрупповые.
Перечень видов занятий: практические занятия, экспериментирование.
Формы подведения итогов: мастер-класс, презентация, практическое занятие,
открытое занятие.
2.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель:

Развитие познавательных процессов и мыслительных операций, через игру и
приобретение первичного деятельностного опыта (понимание задания и его выполнение, самоконтроль, преобразование, коммуникативное взаимодействие).
Задачи:
1 .Обучающие:

Формировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение,
конкретизация, классификация, аналогия.

Активизировать вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие
способности; объем внимания и памяти.

Совершенствовать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить
простейшие умозаключения.






2.Развивающие:
Развивать мотивацию, ориентированную на удовлетворение познавательных
интересов, радость творчества.
Развивать умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять
решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий.
3.Воспитательные:
Вырабатывать умения целенаправленно владеть волевыми усилиями,
устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми.
Совершенствовать культуру общения со сверстниками.
2.3.Содержание программы
Структура занятий имеет следующий вид:
1) Введение в игровую ситуацию.
На этом этапе осуществляется ситуационно подготовленное включение детей в
познавательную деятельность. Это означает, что началу занятия должна
предшествовать ситуация, мотивирующая детей к дидактической игре («детская»
цель).
2) Актуализация и затруднение в игровой ситуации.
На данном этапе в ходе дидактической игры
организуется предметная
деятельность детей, в которой актуализируются знания, представления и
мыслительные операции детей, необходимые для следующего шага. Завершение этапа
связано с фиксированием в речи затруднения в предметной деятельности и его
причины («не получилось!», «почему не получилось?»).
3) «Открытие» детьми нового способа действий.
На этом этапе педагог, используя подводящий диалог, организует построение
нового знания, которое четко фиксируется им вместе с детьми в речи и знаково.
4) Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение.
На этом этапе педагог предлагает игры, в которых новое знание используется
совместно с изученными ранее.
5) Итог занятия.
В завершение педагог совместно с детьми фиксирует новое знание в устной речи и
организует осмысление их деятельности на занятии с помощью вопросов: «Где

были?», «Чем занимались?», «Что узнали?», «Кому помогли?» Педагог отмечает:
«Смогли помочь, потому что научились... узнали...»
Продолжительность этапов зависит от того, на какой ступени обучения находятся
дети (младшая, средняя, старшая или подготовительная группа), и от дидактических
целей занятия.
Соответствие образовательной деятельности дидактическим принципам
деятельностного метода

№

Название
Сущность принципа
принципа
Принцип
Снятие всех
психологической стрессообразующих
комфортности
факторов у, создание
спокойной,
доброжелательной
атмосферы.

Принцип
деятельности

Принцип
целостного
представления о
мире
Принцип
вариативности

Принцип
творчества

Принцип
минимакса

Ребенок не получает
готовое знание, а
добывает его в результате
собственной деятельности.
Образование должно
отражать язык и структуру
научного знания, изучать
явление не разрозненно, а
во взаимной связи.
Развитие вариативного
мышления, понимания
возможности различных
вариантов ответа,
способности к
систематическому
перебору вариантов.

Обратите внимание на…
Тембр голоса педагога, манеру
общения.
Двигательную
активностьктивность педагога и
детей.
Оборудование рабочего места
Наличие интереса детей.
и утомляемость детей.
Владение педагогом технологией
деятельностного метода.

Связь изучаемого материала с
жизненным опытом ребенка и
уже имеющимися у него
знаниями по различным
предметам, изучаемым в д/с.
Предложение детям заданий,
имеющих различные варианты
решения (с учетом содержания
занятия).
Осуществление детьми выбора
вариантов, в простейших случаях
- перебора вариантов по
определенному правилу.
Максимальная ориентация Использование педагогом
на творческое начало в
собственных методических
деятельности детей.
находок и средств наглядности.
Самостоятельное построение
детьми новых способов действий.
Воспитатель должен
Учет воспитателем
предложить детям
индивидуальных особенностей
содержание материала на всех детей группы, подбор для
максимальном уровне,
каждого из них заданий,
который определяется
соответствующих
«зоной ближайшего
индивидуальному уровню
развития» детей данной
развития.
возрастной группы, и
Создание условий для освоения

Принцип
непрерывности

создать условие для
каждым ребенком минимального
усвоения этого
уровня знаний и умений по теме
содержание на уровне, не занятия.
ниже минимального
уровня, соответствующего
данной образовательной
программе.
Преемственность между
всеми этапами и
ступенями обучения на
уровне методологии,
содержания и методики

«Все игры объединены в комплект по принципу постепенного и постоянного
усложнения. Таким образом комбинация игр представляет собой систему и
предопределяет интенсивное развитие у детей внимания, памяти , воображения,
речи, логического и творческого мышления. Интуитивно осуществляется
предматематическая подготовка дошкольников, ознакомление их с окружающим
миром, развиваются речь, изобразительные умения и навыки. Применение
предложенной системы игр в развивающей деятельности помогают не только
сформировать у детей знания, умения и навыки, но , прежде всего, способствует
творческому развитию личности ребенка-дошкольника.»
(Воскобович В.В., Харько Т.Г., Балацкая Т.И. )

Перспективное планирование развивающих игр
для детей средней группы

месяц

игра

октябрь Чудо-крестики

Цель
Познакомить детей с
сенсорными эталонами
формы, цвета, величины;
способствовать развитию
глазомера, развивать
познавательные и
творческие способности

Планирование работы
1. Раскладываем
геометрические
фигуры по группам.
2. Кто быстрее соберет
свою полянку.
3. Строим паровозик.
4. Конструируем
фигурки по схемам.

Квадрат
Воскобовича
(двухцветный,
четырехцветный)

детей, совершенствовать
процессы логического
мышления. Свойства
внимания и
пространственного
мышления. Развивать
мелкую моторику руки.

5. Самостоятельно
складываем портреты
персонажей игры из
деталей головоломки.
6. Игра «На что
похоже?»

Способствовать
развитию тонкой
моторики руки,
пространственного
мышления и творческого
воображения, умения
сравнивать.
Анализировать,
сопоставлять. Усваивать
эталоны формы и
величины, структуры

1. Конструирование
фигуры по схеме №1
2. Конструирование
фигуры по схеме №2
3. Конструирование
фигуры по схеме №3
4. Конструирование
фигуры по схеме №4
5. Конструирование
фигуры по схеме №5
6. Конструирование
фигуры по схеме№6
7. Конструирование
фигуры по схеме
№8,9
8. Конструирование
фигуры по схеме
10,12.
Двуцветный:

( стороны, углы,
вершины)
геометрических фигур.
Совершенствовать
внимание, память.

-превращение квадрата в
семафор
-превращение квадрата в
большой парус
-какой парус лучше
-конструирование
плоскостных фигур по
сказке (лодочка, рыбка,
птичка)
- конструирование
объемных фигур по
сказке (самолетик.

Башмачок)
- самостоятельное
складывание фигур по
схемам сложения
- складывание
предметных форм по
собственному замыслу
Эталоны
цвета(Лепестки)

Познакомить детей с
сенсорными эталонами
формы, цвета, величины;
способствовать развитию
глазомера, развивать
познавательные и
творческие способности
детей, совершенствовать
процессы логического
мышления. Свойства
внимания и
пространственного
мышления. Развивать
мелкую моторику руки.

-составлять двухцветик,
трехцветик…
- развивать умение считать,
отсчитывать нужное
количество, определять
порядковый номер
лепестка
- какой лепесток появился,
какого лепестка не стало,
какие лепестки поменялись
местами
- расположи лепестки
носиком влево, вправо,
вниз
- положи лепесток НАД,
ПОД, СЛЕВА,СПРАВО от
заданного
- сложи фигуру, скажи на
что похожа
- определи закономерность
и продолжи ряд

Эталоны
формы(Фонарики)

Познакомить детей с
- игры на
сенсорными эталонами
пространственное
формы, цвета, величины; мышление
способствовать развитию
глазомера, развивать
познавательные и

творческие способности
детей, совершенствовать
процессы логического
мышления. Свойства
внимания и
пространственного
мышления. Развивать
мелкую моторику руки.
ноябрь

Прозрачный
квадрат

Познакомить детей с
эталонами формы и
величины, соотношением
целого и части (дроби),
пространственными
отношениями предметов.
Развивать
произвольность,
концентрированность
внимания,
совершенствовать
память. Элементы
логического и
пространственного
мышления, творческого
воображения.
Познакомить с такими
физическими
свойствами, как
прозрачность и гибкость.

Кубики- Хамелеон Развивать детям умение
сочетать и варьировать
цвет и форму. Создавать
образ, форму построек.
Развивать образное

-постройка моста из
льдинок с
прямоугольниками
-коврик из льдинок с
треугольниками (по
алгоритму: от самых
больших до самых
маленьких)
-скатерть из 4-х льдинок с
красивым узором с самыми
маленькими
треугольниками
- придумывание и
выкладывание узоров из
других геометрических
фигур
-сделай льдинки цветными
-конструирование фигур по
схемам, составить
описательный рассказ о
фигуре

- складывать из кубиков
пространственные фигуры,
сочетая окраску граней
кубов
- рассмотреть различные

мышление, умение
осуществлять
комбинаторные
действия.

способы установки кубика
- определять количество
кубиков для постройки
- создавать собственные
постройки
- проверять правильность
постройки друг у друга
- выполнять задания с 1-20

Логика и цифры

Освоение детьми
представлений о цифре
как знаке числа; умение
осуществлять логические
действия,
классифицировать

- угадай цифру по
стихотворению Маршака
- Чем отличаются цифры (
высотой, цветом)
- построй цифры в порядке
возрастания. Убывания
- засели цифры в домики по
заданным свойствам
- угадай цифру ( ига ДАНЕТ)

декабрь Геоконт

Квадрат
Воскобовича (2-4
цветный)

Помочь детям в развитии
сенсорных и
познавательных
способностей. Учить
называть отрезки,
простейшие
геометрические фигуры,
давая каждому гвоздику
свое имя, развитие
умения самостоятельно
создавать образцы
объектов.
Способствовать
развитию тонкой
моторики руки,
пространственного

1.Цвета радуги. Их
очередность.
2. Луч. Солнечные и
несолнечные лучи.
3. Прямая линия.
4.Волшебные гвоздики на
Геоконте.
5. Пересекающиеся линии.

Двуцветный:
-превращение квадрата в
семафор

мышления и творческого
воображения, умения
сравнивать.
Анализировать,
сопоставлять. Усваивать
эталоны формы и
величины, структуры
( стороны, углы,
вершины)
геометрических фигур.
Совершенствовать
внимание, память.

-превращение квадрата в
большой парус
-какой парус лучше
-конструирование
плоскостных фигур по
сказке (лодочка, рыбка,
птичка)
- конструирование
объемных фигур по
сказке (самолетик.
Башмачок)
- самостоятельное
складывание фигур по
схемам сложения
- складывание предметных
форм по собственному
замыслу

январь

Геоконт

Прозрачный
квадрат

Помочь детям в развитии
сенсорных и
познавательных
способностей. Учить
называть отрезки,
простейшие
геометрические фигуры,
давая каждому гвоздику
свое имя, развитие
умения самостоятельно
создавать образцы
объектов.

1.Цвета радуги. Их
очередность.

Познакомить детей с
эталонами формы и
величины, соотношением
целого и части (дроби),
пространственными
отношениями предметов.
Развивать

-постройка моста из
льдинок с
прямоугольниками

2. Луч. Солнечные и
несолнечные лучи.
3. Прямая линия.
4.Волшебные гвоздики на
Геоконте.
5. Пересекающиеся линии

-коврик из льдинок с
треугольниками (по
алгоритму: от самых

произвольность,
концентрированность
внимания,
совершенствовать
память. Элементы
логического и
пространственного
мышления, творческого
воображения.
Познакомить с такими
физическими
свойствами. Как
прозрачность и гибкость.

больших до самых
маленьких)
-скатерть из 4-х льдинок с
красивым узором с самыми
маленькими
треугольниками
- придумывание и
выкладывание узоров из
других геометрических
фигур
-сделай льдинки цветными
-конструирование фигур по
схемам, составить
описательный рассказ о
фигуре

Чудо-соты

Копилка цифр

Помочь детям освоить
приемы сложения
предметов из частей по
образцу, учить
конструировать,
развивать умение
самостоятельно
создавать образы
предметов и называть их.
Развивать сенсорные
способности.
Способствовать
развитию глазомера.
Развивать психические
процессы.

1.Раскладываем
геометрические фигуры по
группам.
2. Кто быстрее соберет
свою полянку.
3.Строим паровозик.
4.Конструируем фигурки
по схемам.
5.Самостоятельно
складываем портреты
персонажей игры из
деталей головоломки.
6.Игра «На что похоже»

Познакомить детей с
1.Учить находить карточки
эталонами формы и
с заданной цифрой.
величины, соотношением
2. Учить раскладывать

целого и части (дроби),
карточки в порядке
пространственными
возрастания, убывания.
отношениями предметов.
Развивать
произвольность,
концентрированность
внимания,
совершенствовать
память. Элементы
логического и
пространственного
мышления, творческого
воображения.
Познакомить с такими
физическими
свойствами,как
прозрачность и гибкость.
февраль Конструктор цифр

Математические

Познакомить детей с
эталонами формы и
величины, соотношением
целого и части (дроби),
пространственными
отношениями предметов.
Развивать
произвольность,
концентрированность
внимания,
совершенствовать
память. Элементы
логического и
пространственного
мышления, творческого
воображения.
Познакомить с такими
физическими
свойствами. Как
прозрачность и гибкость.

-придумай фигуры из
пластинок с полосками

Помочь сформировать у
детей представления о

- определи на ощупь, по
количеству выемок хозяина

-сложи единицу из
разноцветных палочек
- сложи единицу из палочек
синего цвета
-сложи -0- фигура из 3-х палочек

корзинки-5

количественном составе
чисел, обучить счету.
Совершенствовать
мелкую моторику.
Развивать умение
следовать внутреннему
плану действий.

каждой корзинки
- определи в какой
корзинке больше (меньше)
грибов
-во все ли корзинки можно
вставить два гриба
-заполни корзинки поровну
-найди в лесу свою поляну
-набери полнее свои
корзинки
Найди полянку каждого
героя
-добавь грибков столько,
чтобы корзина была
полной

Кубики- Хамелеон Развивать детям умение
сочетать и варьировать
цвет и форму. Создавать
образ, форму построек.
Развивать образное
мышление, умение
осуществлять
комбинаторные
действия.

- складывать из кубиков
пространственные фигуры,
сочетая окраску граней
кубов
- рассмотреть различные
способы установки кубика
- определять количество
кубиков для постройки
- создавать собственные
постройки
- проверять правильность
постройки друг у друга
- выполнять задания с 1-20

Геоконт

Помочь детям в развитии 1.Цвета радуги. Их
сенсорных и
очередность.
познавательных
2. Луч. Солнечные и
способностей. Учить

март

Конструктор цифр

Чудо-Соты

называть отрезки,
простейшие
геометрические фигуры,
давая каждому гвоздику
свое имя, развитие
умения самостоятельно
создавать образцы
объектов.

несолнечные лучи.

Познакомить детей с
эталонами формы и
величины, соотношением
целого и части (дроби),
пространственными
отношениями предметов.
Развивать
произвольность,
концентрированность
внимания,
совершенствовать
память. Элементы
логического и
пространственного
мышления, творческого
воображения.
Познакомить с такими
физическими
свойствами. Как
прозрачность и гибкость.

-придумай фигуры из
пластинок с полосками

Помочь детям освоить
приемы сложения
предметов из частей по
образцу, учить
конструировать,
развивать умение
самостоятельно
создавать образы
предметов и называть их.
Развивать сенсорные
способности.

1.Раскладываем
геометрические фигуры по
группам.

3. Прямая линия.
4.Волшебные гвоздики на
Геоконте.
5. Пересекающиеся линии

-сложи единицу из
разноцветных палочек
- сложи единицу из палочек
синего цвета
-сложи -0- фигура из 3-х палочек

2. Кто быстрее соберет
свою полянку.
3.Строим паровозик.
4.Конструируем фигурки
по схемам.

Способствовать
развитию глазомера.
Развивать психические
процессы.

5.Самостоятельно
складываем портреты
персонажей игры из
деталей головоломки.
6.Игра «На что похоже»

Кораблик «Плюхплюх»

Помочь сформировать у
детей представления о
количественном составе
чисел, обучить счету.
Совершенствовать
мелкую моторику.
Развивать умение
следовать внутреннему
плану действий.

- определи высоту мачты
(порядковый счет)
- сортировка по
цвету(количественный
счет)
- соотнесение цифры и
количественного счета
- определение
пространственных
отношений (вертикаль,
горизонталь)
-«Ветер срывает флажки»
(решение логикоматематических задач)
-«Надеваем флажки»
-«Считаем флажки»
-«Ищем мачты»
-«Загадки капитана» ( игра
ДА-НЕТ)

Геоконт

Помочь детям в развитии
сенсорных и
познавательных
способностей. Учить
называть отрезки,
простейшие
геометрические фигуры,
давая каждому гвоздику

1.Цвета радуги. Их
очередность.
2. Луч. Солнечные и
несолнечные лучи.
3. Прямая линия.
4.Волшебные гвоздики на

апрель

Прозрачная цифра

свое имя, развитие
умения самостоятельно
создавать образцы
объектов.

Геоконте.

Познакомить детей с
эталонами формы и
величины, соотношением
целого и части (дроби),
пространственными
отношениями предметов.
Развивать
произвольность,
концентрированность
внимания,
совершенствовать
память. Элементы
логического и
пространственного
мышления, творческого
воображения.
Познакомить с такими
физическими
свойствами. Как
прозрачность и гибкость.
Учить сортировать
пластинки по цвету,
количеству и
пространственному
расположению
закрашенных полосок.

-придумай фигуры из
пластинок с полосками

Кубики- Хамелеон Развивать детям умение
сочетать и варьировать
цвет и форму. Создавать
образ, форму построек.
Развивать образное
мышление, умение
осуществлять
комбинаторные

5. Пересекающиеся линии

-сложи единицу из
разноцветных палочек
- сложи единицу из палочек
синего цвета
-сложи -0- фигура из 3-х палочек

- складывать из кубиков
пространственные фигуры,
сочетая окраску граней
кубов
- рассмотреть различные
способы установки кубика
- определять количество

действия.

кубиков для постройки
- создавать собственные
постройки
- проверять правильность
постройки друг у друга
- выполнять задания с 1-20

май

Парусник

Помочь сформировать у
детей представления о
количественном составе
чисел, обучить счету.
Совершенствовать
мелкую моторику.
Развивать умение
следовать внутреннему
плану действий.

Квадрат -домино

Познакомить детей с
эталонами формы и
величины, соотношением
целого и части (дроби),
пространственными
отношениями предметов.
Развивать
произвольность,
концентрированность
внимания,
совершенствовать
память. Элементы
логического и
пространственного
мышления, творческого
воображения.
Познакомить с такими
физическими
свойствами. Как
прозрачность и гибкость.

1.Помочь детям в игре
словесно-образные коды
углов квадрата и подобрать
к каждому игровые
карточки.

Познакомить детей с

1.Раскладываем

Чудо-крестики-1,2

2. «Кто спрятался за
красным квадратом!»
3. Кто спрятался за белым
окошком.
4. Кто спрятался не за
белым окошком?
5. Кто спрятался не за
красным окошком?
6. Кто спрятался (не
спрятался) за красным
(белым) квадратом.

сенсорными эталонами
формы, цвета, величины;
способствовать развитию
глазомера, развивать
познавательные и
творческие способности
детей, совершенствовать
процессы логического
мышления. Свойства
внимания и
пространственного
мышления. Развивать
мелкую моторику руки.

геометрические фигуры по
группам.
2. Кто быстрее соберет
свою полянку.
3.Строим паровозик.
4.Конструируем фигурки
по схемам.
5.Самостоятельно
складываем портреты
персонажей игры из
деталей головоломки.
6.Игра «На что похоже»

Чудо-соты

Геоконт

Помочь детям освоить
приемы сложения
предметов из частей по
образцу, учить
конструировать,
развивать умение
самостоятельно
создавать образы
предметов и называть их.
Развивать сенсорные
способности.
Способствовать
развитию глазомера.
Развивать психические
процессы.

1.Раскладываем
геометрические фигуры по
группам.

Помочь детям в развитии
сенсорных и
познавательных
способностей. Учить
называть отрезки,
простейшие
геометрические фигуры,

1.Цвета радуги. Их
очередность.

2. Кто быстрее соберет
свою полянку.
3.Строим паровозик.
4.Конструируем фигурки
по схемам.
5.Самостоятельно
складываем портреты
персонажей игры из
деталей головоломки.
6.Игра «На что похоже»

2. Луч. Солнечные и
несолнечные лучи.
3. Прямая линия.
4.Волшебные гвоздики на

Цифра-домино

давая каждому гвоздику
свое имя, развитие
умения самостоятельно
создавать образцы
объектов.

Геоконте.

Познакомить детей с
эталонами формы и
величины, соотношением
целого и части (дроби),
пространственными
отношениями предметов.
Развивать
произвольность,
концентрированность
внимания,
совершенствовать
память. Элементы
логического и
пространственного
мышления, творческого
воображения.

- соотнести каждое слово
считалки с элементами
цифры 8

5. Пересекающиеся линии

- помоги Восьмерке
вспомнить слова считалки
-отгадай загадки восьмерки
-собери цифру восемь из
элементов по словам
считалки
- друзья восьмерки и их
считалки

Планируемые результаты первого года обучения
для детей 4-5 лет
К концу обучения по программе основным результатом должно стать:
продвижение детей в развитии познавательных процессов (внимание, память, речь,
фантазия, воображение),
мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, конкретизация,
классификация, аналогия),
деятельностных способностей (интерес к познанию, исполнение правил игры,
преобразование),
в общении (умение выполнять задачу вместе с другими детьми) и коммуникации
(изложение своей позиции, понимание, согласование на основе сравнения с образцом).
Одновременно у детей формируются следующие основные умения:
Уровень А
1) Умение находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет.
1) Умение сравнивать группы предметов на основе составления пар, выражать
словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну.
2) Умение считать в пределах 5 в прямом порядке.
3) Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 5.

Умение соотносить запись чисел 1-5 с количеством предметов.
5) Умение непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, высоте,
раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение
между ними (шире - уже, длиннее - короче и т.д.).
6) Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник.
7) Умение называть части суток, устанавливать их последовательность.
8) Умение определять направление движения от себя (вверх, вниз, вперед, назад,
направо, налево).
9) Умение показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и
слева от неживого объекта.
4)

Уровень Б
1) Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия двух
предметов по цвету, форме, размеру.
1) Умение продолжить ряд из предметов или фигур с одним изменяющимся
признаком.
2) Умение в простейших случаях находить общий признак группы, состоящей из 34 предметов, находить «лишний» предмет.
3) Умение находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет.
4) Умение сравнивать группы предметов на основе составления пар, выражать
словами, каких предметов поровну, каких больше (меньше), и на сколько.
5) Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
6) Умение соотносить запись чисел 1-8 с количеством и порядком предметов.
7) Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 8.
8) Умение изображать графически «столько же» предметов, сколько в заданной
группе, содержащей до 5 предметов.
9) Умение непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, высоте,
объему (вместимости), раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке,
выражать в речи соотношение между ними.
10) Умение правильно устанавливать пространственно-временные отношения
(шире - уже, длиннее - короче, справа, слева, выше, ниже, вверху, внизу, раньшепозже и т.д.), ориентироваться по элементарному плану.
11) Умение определять направление движения от себя (вверх, вниз, вперед, назад,
направо, налево).
12) Умение показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и
слева от неживого и живого объекта.
13) Умение называть части суток, устанавливать их последовательность, находить
последовательность событий и нарушение последовательности.
15) Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, шар,
куб, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
Основные умения даются на двух уровнях:
уровень А - планируемый минимум образования;
уровень Б - желаемый уровень.

Второй год обучения
Перспективное планирование развивающих игр для детей старшей группы

октябрь

Месяц

игра

Коли Цель
ч.
занят
ий
Эталоны цвета
Познакомить детей с
(лепестки)
сенсорными эталонами
формы, цвета, величины;
способствовать развитию
глазомера, развивать
познавательные и
творческие способности
детей, совершенствовать
процессы логического
мышления. Свойства
внимания и
4
пространственного
мышления. Развивать
мелкую моторику руки.
Числовой ряд.

Планирование
работы

-составлять
четырехцветик
…
- развивать
умение считать,
отсчитывать
нужное
количество,
определять
порядковый
номер лепестка
- какой лепесток
появился, какого
лепестка не
стало, какие
лепестки
поменялись
местами
- расположи
лепестки
носиком влево,
вправо, вниз
- положи
лепесток НАД,
ПОД, СЛЕВА,
СПРАВО от
заданного
- сложи фигуру,
скажи на что
похожа
- определи
закономерность
и продолжи
ряд

Эталоны
формы
(фонарики)

3

Логоформочки
-3

3

Познакомить детей с
сенсорными эталонами
формы, цвета, величины;
способствовать развитию
глазомера, развивать
познавательные и
творческие способности
детей, совершенствовать
процессы логического
мышления. Свойства
внимания и
пространственного
мышления. Развивать
мелкую моторику руки.
Свойства предметов и
символы.
Числовой ряд
Развивать координацию
«глаз-рука», точные
движения кистей рук.
Развивать процессы
внимания, памяти, умения
сравнивать, анализировать,
объединять части в целое,
выстраивать логические
связи и зависимости,
гибкость мышления,
сообразительность.
Развивать умение
составлять эталонные и
другие геометрические
фигуры из частей, обводить
их и дорисовывать
различные изображения
Таблицы. Числовой ряд.

- игры на
пространственно
е мышление

-назови каждую
фигуру, на что
похожа…
-«вершкикорешки»
-«перекрестки»
-«мозаика»
-«логомозаика»
-«крестикинолики»
-«чудесный
логомешочек»

Чудо-крестики

3

Познакомить детей с
сенсорными эталонами
формы, цвета, величины;
способствовать развитию
глазомера, развивать
познавательные и
творческие способности
детей, совершенствовать
процессы логического
мышления. Свойства
внимания и
пространственного
мышления. Развивать
мелкую моторику руки.
Число и цифра 9.

-Отгадай
загадки. По
нескольким
признакам дети
находят
соответствующи
е
детали.
-«Волшебный
листочек»
-«Собрать
нецветную
полянку»
- Играем в
повара.
Конструировани
е на
определенную
тематику.
- Придумываем
фигуры,
складываем
одну сюжетную
картинку,
придумываем
рассказ.

Математическ
ие корзинки
3

Способствовать познанию
принципа образования
чисел второго десятка.
Число и цифра 0.

-определи,
сколько грибков
поместится
в каждую
корзинку
- Игра чья
корзинка будет
следующей,
если сначала
корзинка лисыдевятки,
затем –
крокодила –
семерки. После
этого
-пса-пятерки
- Игра определи
на ощупь
количество
выемок
И разложи по
возрастанию,
убыванию
- посчитай
сколько грибов
входит
в корзинку
-найди, где
меньше, больше,
на сколько
-заполни
корзинку
грибами, так
чтобы
в двух оказалось
поровну, а в
третьей
больше

Чудо-соты

3

Помочь детям освоить
приемы сложения
предметов из частей по
образцу, учить
конструировать, развивать
умение самостоятельно
создавать образы
предметов и называть их.
Развивать сенсорные
способности.
Способствовать развитию
глазомера. Развивать
психические процессы.
Развивать умение
конструировать
предметные формы по
схемам. Вызывать интерес
к решению сложных
интеллектуальных задач.
Число и цифра 10.

- отгадай
загадки ( по
нескольким
признакам найти
соответствующу
ю
фигуру)
- игра
Волшебный
листочек
- -«Собрать
нецветную
полянку»
- Играем в
повара.
Конструировани
е на
определенную
тематику.
- Придумываем
фигуры,
складываем
одну сюжетную
картинку,
придумываем
рассказ.

ноябрь

Прозрачная
цифра

2

Познакомить детей с
эталонами формы и
величины, соотношением
целого и части (дроби),
пространственными
отношениями предметов.
Развивать произвольность,
концентрированность
внимания,
совершенствовать память.
Элементы логического и
пространственного
мышления, творческого
воображения. Познакомить
с такими физическими
свойствами. Как
прозрачность и гибкость.
Учить сортировать
пластинки по цвету,
количеству и
пространственному
расположению
закрашенных полосок.
Сравнение групп
предметов.
Знак =.

-придумай
фигуры из
пластинок
с полосками
- выбери
пластинки «не
такие»
- найди
пластинки с
недостающими
полосками
- сложи по
карточкам
схемам все
цифры
- найди
недостающие
полоски и
дострой
цифру
- отгадай цифру
и сложи ее из
пластинок
- «Сложи и
назови»

Квадрат
Воскобовича
(четырехцветный)

1

Цифра домино

1

Способствовать развитию
тонкой моторики руки,
пространственного
мышления и творческого
воображения, умения
сравнивать. Анализировать,
сопоставлять. Усваивать
эталоны формы и
величины, структуры
( стороны, углы, вершины)
геометрических фигур.
Совершенствовать
внимание, память.
Способствовать освоению
приемов конструирования
фигур по схемам, развивать
умения, придумывать и
складывать свои фигурки.
Давать им названия,
рисовать схемы.
Сравнение групп
предметов.
Знак =.

Учить детей анализировать
состав цифр от 0 -9.
Мысленно соотносить
элементы цифр и слова
считалки.
Сравнение групп
предметов.
Знак = и =/

-сложение
многоугольника
по схемам
№ 5, 7 в книжке
«Квадратные
забавы»
-…по схемам 11,
13, 16
- сложение
квадратов
одноцветных,
двуцветных,
трех цветных
-сложение
треугольников
1-2-3 х цветных
-сложение
прямоугольнико
в 1-2-3-х цв.
- сложение
фигур в которых
нет красного
(зеленого,
синего…)
-складывание
плоскостных
фигур
по сказке
- складывание
объемных фигур
по сказке
- назови
словесные
модели цифр
по карточкамобразцам
- подбери
составные части
цифры и
сверь с образцом
- собери цифру
по карточке
образцу

Прозрачный
квадрат

декабрь

2

Познакомить детей с
эталонами формы и
величины, соотношением
целого и части (дроби),
пространственными
отношениями предметов.
Развивать произвольность,
концентрированность
внимания,
совершенствовать память.
Элементы логического и
пространственного
мышления, творческого
воображения. Познакомить
с такими физическими
свойствами. Как
прозрачность и гибкость.
Учить коструировать все 9
квадратов
Сравнение групп
предметов.
Знак = и =/

- собрать и
пересчитать
льдинки,
рассортировать
по группам:
треугольники.
Четырехугольни
ки,
многоугольники
и
назвать
количество
-отобрать все
льдинки с
маленькими
треугольниками
и сложить
квадрат
-игра «Что
изменилось»
- сложение
квадрата из
других фигур
конструировани
е фигур по
памяти
после чтения
сказки
«Нетающая
льдинка»
перерисовывани
е фигур на лист
бумаги

Квадрат
Воскобовича (
2-4 цветный)

1

Способствовать развитию
тонкой моторики руки,
пространственного
мышления и творческого
воображения, умения
сравнивать. Анализировать,
сопоставлять. Усваивать
эталоны формы и
величины, структуры
( стороны, углы, вершины)
геометрических фигур.
Совершенствовать
внимание, память.
Способствовать освоению
приемов конструирования
фигур по схемам, развивать
умения, придумывать и
складывать свои фигурки.
Давать им названия,
рисовать схемы.
Сложение.

Конструировани
е по схемам.(2 –
цв.)
- Исложение
многоугольника
по схемам
№ 5, 7 в книжке
«Квадратные
забавы»
-…по схемам 11,
13, 16
- сложение
квадратов
одноцветных,
двуцветных,
трех цветных
-сложение
треугольников
1-2-3 х цветных
-сложение
прямоугольнико
в 1-2-3-х цв.
- сложение
фигур в которых
нет красного
(зеленого,
синего…)
-складывание
плоскостных
фигур
по сказке
- складывание
объемных фигур
по сказке

Геоконт

2

Помочь детям в развитии
сенсорных и
познавательных
способностей. Учить
называть отрезки,
простейшие
геометрические фигуры,
давая каждому гвоздику
свое имя, развитие умения
самостоятельно создавать
образцы объектов.
Сложение.

- кривая линия,
точки
пересечения
кривых линий
-замкнутая и
разомкнутая
кривые линии
- главный
прямой угол,
вершина угла,
его стороны
- острый угол с
вершиной в
центре
Геоконта, имя
острого угла,
имя прямого
гла
- развернутый
угол, имя
развернутого
угла,
развернутый
угол и прямая
линия
- острый,
прямой и тупой
углы
с вершиной из
любой точки
самостоятельное
моделирование

Геоконт

январь

1

Помочь детям в развитии
сенсорных и
познавательных
способностей. Учить
называть отрезки,
простейшие
геометрические фигуры,
давая каждому гвоздику
свое имя, развитие умения
самостоятельно создавать
образцы объектов.
Вычитание.

- кривая линия,
точки
пересечения
кривых линий
-замкнутая и
разомкнутая
кривые линии
- главный
прямой угол,
вершина угла,
его стороны
- острый угол с
вершиной в
центре
Геоконта, имя
острого угла,
имя прямого
гла
- развернутый
угол, имя
развернутого
угла,
развернутый
угол и прямая
линия
- острый,
прямой и тупой
углы
с вершиной из
любой точки
самостоятельное
моделирование

Чудо-соты

2

КубикиХамелеон

2

Помочь детям освоить
приемы сложения
предметов из частей по
образцу, учить
конструировать, развивать
умение самостоятельно
создавать образы
предметов и называть их.
Развивать сенсорные
способности.
Способствовать развитию
глазомера. Развивать
психические процессы.
Развивать умение
конструировать
предметные формы по
схемам. Вызывать интерес
к решению сложных
интеллектуальных задач.
Вычитание.

Развивать умение сочетать
и варьировать цвет и
форму, что ведет к
созданию образа. Развитие
образного мышления,
умения осуществлять
комбинаторные действия.
Сложение и вычитание.

- отгадай
загадки ( по
нескольким
признакам
найти
соответствующу
ю
фигуру)
- игра
Волшебный
листочек
- -«Собрать
нецветную
полянку»
- Играем в
повара.
Конструировани
е на
определенную
тематику.
- Придумываем
фигуры,
складываем
одну сюжетную
картинку,
придумываем
рассказ.
воспроизведение
на плоскости
построек
по образцам
-соблюдать
архитектурную
точность,
правильность
взгляда сбоку
(слева или
справа)
-правильность
окраски
спереди, сбоку,
сверху

Геоконт

февраль

1

Помочь детям в развитии
сенсорных и
познавательных
способностей. Учить
называть отрезки,
простейшие
геометрические фигуры,
давая каждому гвоздику
свое имя, развитие умения
самостоятельно создавать
образцы объектов.
Сложение и вычитание.

- кривая линия,
точки
пересечения
кривых линий
-замкнутая и
разомкнутая
кривые линии
- главный
прямой угол,
вершина угла,
его стороны
- острый угол с
вершиной в
центре
Геоконта, имя
острого угла,
имя прямого
угла
- развернутый
угол, имя
развернутого
угла,
развернутый
угол и прямая
линия
- острый,
прямой и тупой
углы
с вершиной из
любой точки
самостоятельное
моделирование

Счетовозик

2

Цифра домино

1

март

Чудо-цветик

3

Научить: считать
предметы по порядку,
соотносить цифру и
количество, составлять
цифры второго десятка,
решать простые
арифметические примеры.
Развить: способность
ориентироваться на
плоскости, процессы
внимания, памяти, мелкую
моторику.
Знаки больше и меньше.

-считаем с
Магноликом: в
каком
окне горит 5
фонариков, где
меньше,
больше, где нет
совсем,
- Сравниваем
числа (знаки
неравенства)
- составляем
числа второго
десятка
-решаем
примеры,
составляем
задачи
Учить детей анализировать - назови
состав цифр от 0 -9.
словесные
Мысленно соотносить
модели цифр
элементы цифр и слова
по карточкамсчиталки.
образцам
Знаки больше и меньше.
- подбери
составные части
цифры и
сверь с
образцом
- собери цифру
по карточке
образцу
Развитие психических
процессов, математических конструировани
представлений( освоение
е заданной
состав десяти, соотношение формы
целого и части)
, творческих способностей ( конструировани
умение осуществлять
е фигурок
собственные замыслы,
-соотношение
нестндартно и гибко
целого и части
мыслить)
На сколько больше и
меньше?

Кораблик
«Плюх-плюх»

3

Помочь сформировать у
детей представления о
количественном составе
чисел, обучить счету.
Совершенствовать мелкую
моторику. Развивать
умение следовать
внутреннему плану
действий.
На сколько длиннее и
выше?

- определи
высоту мачты
(порядковый
счет)
- сортировка по
цвету(количеств
енный счет)
- соотнесение
цифры и
количественного
счета
- определение
пространственн
ых отношений
(вертикаль,
горизонталь)
-«Ветер срывает
флажки»
(решение
логикоматематических
задач)
-«Надеваем
флажки»
-«Считаем
флажки»
-«Ищем мачты»
-«Загадки
капитана» ( игра
ДА-НЕТ)

Чудокрестики-1, 2

3

Познакомить детей с
сенсорными эталонами
формы, цвета, величины;
способствовать развитию
глазомера, развивать
познавательные и
творческие способности
детей, совершенствовать
процессы логического
мышления. Свойства
внимания и
пространственного
мышления. Развивать
мелкую моторику руки.
Измерение длины.

1.Раскладываем
геометрические
фигуры
по группам.
2. Кто быстрее
соберет свою
полянку.
3.Строим
паровозик.
4.Конструируем
фигурки по
схемам.
5.Самостоятельн
о складываем
портреты
персонажей
игры из деталей
головоломки.
6.Игра «На что
похоже»

апрель

Чудо-соты

4

КубикиХамелеон

4

Помочь детям освоить
приемы сложения
предметов из частей по
образцу, учить
конструировать, развивать
умение самостоятельно
создавать образы
предметов и называть их.
Развивать сенсорные
способности.
Способствовать развитию
глазомера. Развивать
психические процессы.
Развивать умение
конструировать
предметные формы по
схемам. Вызывать интерес
к решению сложных
интеллектуальных задач.
Объемные и плоскостные
фигуры.

- отгадай
загадки ( по
нескольким
признакам
найти
соответствующу
ю фигуру)
- игра
Волшебный
листочек
- -«Собрать
нецветную
полянку»
- Играем в
повара.
Конструировани
е на
определенную
тематику.
- Придумываем
фигуры,
складываем
одну
сюжетную
картинку,
придумываем
рассказ.
Развивать умение сочетать и варьировать цвет и
воспроизведение
форму, что ведет к
на плоскости
созданию образа. Развитие построек
образного мышления,
по образцам
умения осуществлять
-соблюдать
комбинаторные действия.
архитектурную
Шар. Куб. Параллелепипед. точность,
правильность
взгляда сбоку
(слева или
справа)
-правильность
окраски
спереди, сбоку,
сверху

май

Счетовозик

4

КубикиХамелеон

4

Научить: считать
предметы по порядку,
соотносить цифру и
количество, составлять
цифры второго десятка,
решать простые
арифметические примеры.
Развить: способность
ориентироваться на
плоскости, процессы
внимания, памяти, мелкую
моторику.
Пирамида. Конус.
Цилиндр.

Развивать умение сочетать
и варьировать цвет и
форму, что ведет к
созданию образа. Развитие
образного мышления,
умения осуществлять
комбинаторные действия.
Игры по выбору детей

-считаем с
Магноликом: в
каком окне
горит 5
фонариков, где
меньше, больше,
где нет совсем,
- Сравниваем
числа (знаки
неравенства)
- составляем
числа второго
десятка
-решаем
примеры,
составляем
задачи
воспроизведение
на плоскости
построек
по образцам
-соблюдать
архитектурную
точность,
правильность
взгляда сбоку
(слева или
справа)
-правильность
окраски
спереди, сбоку,
сверху

К концу второго года обучения основным результатом должно стать:
- дальнейшее продвижение детей в развитии познавательных процессов (внимание,
память, речь, фантазия, воображение),
- мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, конкретизация,
классификация, аналогия),
- деятельностных способностей (интерес к познанию, исполнение правил игры,
преобразование игры),
- в общении (нацеленность на получение общего положительного результата при
совместном выполнении задачи в группе) и коммуникации (изложение своей позиции,
понимание, согласование на основе сравнения с образцом).

Третий год обучения
Содержание курса для детей 6-7 лет
Перспективное планирование развивающих игр для детей подготовительной
группы

Октябрь

мес
яц

игра

Цель

Планирование работы

Чудосоты

Помочь детям
освоить приемы
сложения предметов
из частей по образцу,
учить
конструировать,
развивать умение
самостоятельно
создавать образы
предметов и называть
их. Развивать
сенсорные
способности.
Способствовать
развитию глазомера.
Развивать
психические
процессы.
Развивать умение
конструировать
предметные формы
по схемам. Вызывать
интерес к решению
сложных
интеллектуальных
задач.
Числовой ряд.

- отгадай загадки ( по
нескольким признакам
найти соответствующую фигуру)
- -«Собрать нецветную полянку»
- Конструирование на
определенную тематику.
- Придумываем фигуры,
складываем одну
сюжетную картинку,
придумываем рассказ
- трансформируем фигуры для
изменения
полученных фигур

4

Чудокрестик
и

3

Познакомить детей с
сенсорными
эталонами формы,
цвета, величины;
способствовать
развитию глазомера,
развивать
познавательные и
творческие
способности детей,
совершенствовать
процессы
логического
мышления. Свойства
внимания и
пространственного
мышления. Развивать
мелкую моторику
руки.
Свойства предметов и
символы

-Отгадай загадки. По нескольким
признакам
дети находят соответствующие
детали.
-«Волшебный листочек»
-«Собрать нецветную полянку»
- Играем в повара.
- Конструирование на
определенную тематику.
- Придумываем фигуры,
складываем одну
сюжетную картинку,
придумываем рассказ.

Логика
и
цифры
3

Освоение детьми
представлений о
цифре как знаке
числа; умение
осуществлять
логические действия,
классифицировать.
Таблицы. Числовой
ряд.

- угадай цифру по
стихотворению Маршака
- Чем отличаются цифры (
высотой, цветом)
- построй цифры в порядке
возрастания.
убывания
- засели цифры в домики по
заданным
свойствам
-назови цифры, которые
оказались без домиков
- самостоятельно раздели цифры
на группы
(цвет, форма, размер…..)
- угадай цифру ( игра ДА-НЕТ)
-разбиение множества на
подмножества
по двум признакам (цвету и
количеству)
-освоение области пересечения
-упражнение в речевом
выражении отношений
множествами: в треугольнике
высокие цифры,
не голубые и не цифры5, внутри
овала и
квадрата цифры 5 голубые и
высокие
-разложи цифры, меняя признаки
-дети самостоятельно называют
признаки,
по которым будут раскладывать
цифры

Ноябрь

Квадра
т
Воскоб
овича(ч
етырех
цветны
й)

3

Способствовать
развитию тонкой
моторики руки,
пространственного
мышления и
творческого
воображения, умения
сравнивать.
Анализировать,
сопоставлять.
Усваивать эталоны
формы и величины,
структуры
( стороны, углы,
вершины)
геометрических
фигур.
Совершенствовать
внимание, память.
Способствовать
освоению приемов
конструирования
фигур по схемам,
развивать умения,
придумывать и
складывать свои
фигурки. Давать им
названия, рисовать
схемы.
Число и цифра 9.

- сделай такие же ( по схеме
сложения)
- придумывание новых фигур и
конструирование их
-складывание из разрезного
квадрата объемных
фигур

Прозра
чный
квадрат

3

Познакомить детей с
эталонами формы и
величины,
соотношением целого
и части (дроби),
пространственными
отношениями
предметов. Развивать
произвольность,
концентрированность
внимания,
совершенствовать
память. Элементы
логического и
пространственного
мышления,
творческого
воображения.
Познакомить с
такими физическими
свойствами. Как
прозрачность и
гибкость.
Учить коструировать
все 9 квадратов.
Число и цифра 0.

- собрать и пересчитать льдинки,
рассортировать по группам:
треугольники,
четырехугольники,
многоугольники и назвать
количество
-отобрать все льдинки с
маленькими
треугольниками и сложить
квадрат
- игра «Что изменилось»
- сложение квадрата из других
фигур
- конструирование фигур по
памяти после
чтения сказки «Нетающая
льдинка»
- перерисовывание фигур на лист
бумаги
- опиши льдинку из Волшебного
мешочка
-составить алгоритм «продолжи
ряд»
- кто быстрее сложит 9 квадратов
-сложи точно такие же (по
наглядной картинке)

Прозра
чная
цифра

3

Познакомить детей с
эталонами формы и
величины,
соотношением целого
и части (дроби),
пространственными
отношениями
предметов. Развивать
произвольность,
концентрированность
внимания,
совершенствовать
память. Элементы
логического и
пространственного
мышления,
творческого
воображения.
Познакомить с
такими физическими
свойствами. Как
прозрачность и
гибкость. Учить
сортировать
пластинки по цвету,
количеству и
пространственному
расположению
закрашенных
полосок.
Число и цифра 10.

- опиши пластинки для заданной
цифры
-какая цифра будет следующей
-сложи все разноцветные,
одноцветные цифры
от 9 до 0
-что надо сделать , чтоб
превратить одну
цифру в другую
-собери цифру сам
- создай из пластинок образ
объекта, назови
и опиши

Декабрь

Геокон
т

2

Геовизо
р

2

Помочь детям в
развитии сенсорных и
познавательных
способностей. Учить
называть отрезки,
простейшие
геометрические
фигуры, давая
каждому гвоздику
свое имя, развитие
умения
самостоятельно
создавать образцы
объектов.
Сравнение групп
предметов. Знак =.
Развивать сенсорные
способности формы и
величины, мелкую
моторику,
познавательные
способности,
психические
процессы, творческие
способности,
способствовать
освоению
математического
содержания,
пространственные
отношения.
простейшее
программирование.
Сравнение групп
предметов. Знак =.

-треугольник. Имя треугольника,
условия
его построения
- типы треугольников6
прямоугольный,
остроугольный, тупоугольный
-равносторонний треугольник
- четырехугольник,
прямоугольный
четырехугольник, трапеция
-равносторонний прямоугольный
четырехугольник-квадрат, ромб
-диагонали ромба, квадрата,
прямоугольника
-многоугольники
-круг
- «Кошка»
-«Рыбка»
- «Магический кристалл»
-«Изумруд»
-«Подели пополам»
-«Какие части»
-«Расти-расти»
-«Какой треугольник
следующий»
-«Вращения»
-«Перевертыши»
-«Волшебное зеркало»
-«Что ты видишь»
-«Загадка»
-«Веселая карусель»
-«Что общего»

Квадра
т
Воскоб
овича

2

Способствовать
развитию тонкой
моторики руки,
пространственного
мышления и
творческого
воображения, умения
сравнивать.
Анализировать,
сопоставлять.
Усваивать эталоны
формы и величины,
структуры
( стороны, углы,
вершины)
геометрических
фигур.
Совершенствовать
внимание, память.
Способствовать
освоению приемов
конструирования
фигур по схемам,
развивать умения,
придумывать и
складывать свои
фигурки. Давать им
названия, рисовать
схемы.
Сравнение групп
предметов. Знак = и
=/.

- сделай такие же ( по схеме
сложения)
- придумывание новых фигур и
конструирование их
-складывание из разрезного
квадрата
объемных фигур

Способствовать
познанию принципа
образования чисел
второго десятка.
Сложение.

-определи, сколько грибков
поместится
в каждую корзинку
- Игра чья корзинка будет
следующей,
если сначала корзинка лисыдевятки,
затем – крокодила –семерки.
После этого пса-пятерки
- Игра определи на ощупь
количество выемок
И разложи по возрастанию,
убыванию
- посчитай сколько грибов
входит в корзинку
- найди, где меньше, больше, на
сколько
-заполни корзинку грибами, так
чтобы
в двух оказалось поровну, а в
третьей больше

Счетов
озик

Научить: считать
предметы по порядку,
соотносить цифру и
количество,
составлять цифры
второго десятка,
решать простые
арифметические
примеры.
Развить: способность
ориентироваться на
плоскости, процессы
внимания, памяти,
мелкую моторику.
Сложение.

- считаем с Магноликом: в каком
окне горит
пять фонариков, где меньше,
больше,
где нет совсем,
- Сравниваем числа (знаки
неравенства)
- составляем числа второго
десятка
-решаем примеры, составляем
задачи

Январь

Матема
тически
е
корзинк 2
и

2

Февраль

Логофо
рмочки

2

Геовизо
р

1

Развивать
координацию «глазрука», точные
движения кистей рук.
Развивать процессы
внимания, памяти,
умения сравнивать,
анализировать,
объединять части в
целое, выстраивать
логические связи и
зависимости,
гибкость мышления,
сообразительность.
Развивать умение
составлять эталонные
и другие
геометрические
фигуры из частей,
обводить их и
дорисовывать
различные
изображения
Вычитание.
Развивать сенсорные
способности формы и
величины, мелкую
моторику,
познавательные
способности,
психические
процессы, творческие
способности,
способствовать
освоению
математического
содержания,
пространственные
отношения.
простейшее
программирование.
Сложение и
вычитание.

-назови каждую фигуру, на что
похожа…
-«вершки-корешки»
-«перекрестки»
-«мозаика»
-«логомозаика»
-«крестики-нолики»
-«чудесный логомешочек»

- «Кошка»
-«Рыбка»
- «Магический кристалл»
-«Изумруд»
-«Подели пополам»
-«Какие части»
-«Расти-расти»
-«Какой треугольник
следующий»
-«Вращения»
-«Перевертыши»
-«Волшебное зеркало»
-«Что ты видишь»
-«Загадка»
-«Веселая карусель»
-«Что общего»

Хамеле
он

2

Март

Констр
уктор
цифр

2

«Куб
для
всех»

1

Развивать умение
сочетать и
варьировать цвет и
форму, что ведет к
созданию образа.
Развитие образного
мышления, умения
осуществлять
комбинаторные
действия.
Сложение и
вычитание.
Познакомить детей с
эталонами формы и
величины,
соотношением целого
и части (дроби),
пространственными
отношениями
предметов. Развивать
произвольность,
концентрированность
внимания,
совершенствовать
память. Элементы
логического и
пространственного
мышления,
творческого
воображения.
Знаки больше и
меньше.
Развитие внимания,
зрительной памяти,
комбинаторных
способностей,
пространственного
мышления и
воображения,
логического
мышления.
Знаки больше и
меньше.

-воспроизведение на плоскости
построек
по образцам
-соблюдать архитектурную
точность,
правильность взгляда сбоку
(слева или справа)
-правильность окраски спереди,
сбоку, сверху

- соотнести каждое слово
считалки
с элементами цифры 8
- помоги Восьмерке вспомнить
слова считалки
-отгадай загадки восьмерки
-собери цифру восемь из
элементов
по словам считалки
- друзья восьмерки и их считалки

-пересчитай и запомни
количество элементов
-расположи элементы по порядку
от простых к сложным
-придумай каждому элементу
имя
- сложи постройку по образцу

Матема
тически
й
планше
т
3

Апрель

Чудосоты

3

Развитие
исследовательской
деятельности,
содействие
психосенсомоторного
, когнитивного
(познавательного)
развития, а также
На сколько больше и
меньше?

-построить углы одной, двумя
резиночками
-«нарисуй» резиночками
изображение, скажи,
что это получилось
-переверни изображение и
назови его вновь
(рождение новых образов)
- строим буквы
-строим цифры
-строим геометрические фигуры
-строим предметы по образцу
Помочь детям
- отгадай загадки ( по
освоить приемы
нескольким признакам
сложения предметов
найти соответствующую
из частей по образцу, фигуру)
учить
- игра Волшебный листочек
конструировать,
- -«Собрать нецветную полянку»
развивать умение
- Играем в повара.
самостоятельно
- Конструирование на
создавать образы
определенную тематику.
предметов и называть - Придумываем фигуры,
их. Развивать
складываем одну
сенсорные
сюжетную картинку,
способности.
придумываем рассказ.
Способствовать
развитию глазомера.
Развивать
психические
процессы.
Развивать умение
конструировать
предметные формы
по схемам. Вызывать
интерес к решению
сложных
интеллектуальных
задач.
На сколько длиннее и
выше?

Геокон
т

3

Чудо
Цветик

3

Помочь детям в
развитии сенсорных и
познавательных
способностей. Учить
называть отрезки,
простейшие
геометрические
фигуры, давая
каждому гвоздику
свое имя, развитие
умения
самостоятельно
создавать образцы
объектов.
Измерение длины.

Развитие
психических
процессов,
математических
представлений(
освоение состав
десяти, соотношение
целого и части)
, творческих
способностей (
умение осуществлять
собственные
замыслы,
нестндартно и гибко
мыслить)
Объемные и
плоскостные фигуры.

-треугольник. Имя треугольника,
условия
его построения
- типы треугольников6
прямоугольный,
остроугольный, тупоугольный
- равносторонний треугольник
- четырехугольник,
прямоугольный
четырехугольник, трапеция
- равносторонний
прямоугольный
четырехугольник - квадрат,
ромб
- диагонали ромба, квадрата,
прямоугольника
- многоугольники
- круг
- конструирование заданной
формы
- конструирование фигурок
- соотношение целого и части

Развитие
исследовательской
деятельности,
содействие
психосенсомоторного
, когнитивного
(познавательного)
Шар. Куб.
Параллелепипед.

«Хамел
еон»

Развивать умение
сочетать и
варьировать цвет и
форму, что ведет к
созданию образа.
Развитие образного
мышления, умения
осуществлять
комбинаторные
действия.
Пирамида. Конус.
Цилиндр.
Помочь детям
освоить приемы
сложения предметов
из частей по образцу,
учить
конструировать,
развивать умение
самостоятельно
создавать образы
предметов и называть
их. Развивать
сенсорные
способности.
Способствовать
развитию глазомера.
Развивать
психические
процессы.
Развивать умение
конструировать
предметные формы
по схемам. Вызывать

Май

Матема
тически
й
планше
т
3

3

«Чудосоты»

3

-построить углы одной, двумя
резиночками
-«нарисуй» резиночками
изображение, скажи,
что это
-переверни изображение и
назови его вновь
(рождение новых образов)
- строим буквы
-строим цифры
-строим геометрические фигуры
-строим предметы по образцу
-воспроизведение на плоскости
построек
по образцам
-соблюдать архитектурную
точность,
правильность взгляда сбоку
(слева или справа)
-правильность окраски спереди,
сбоку, сверху

- отгадай загадки ( по
нескольким признакам
найти соответствующую
фигуру)
- игра Волшебный листочек
- «Собрать не цветную полянку»
- Играем в повара.
- Конструирование на
определенную тематику.
- Придумываем фигуры,
складываем одну
сюжетную картинку,
придумываем рассказ.

«Куб
для
всех»

Прозра
чный
квадрат

интерес к решению
сложных
интеллектуальных
задач.
Упражнения по
выбору детей.
Развитие внимания,
зрительной памяти,
комбинаторных
способностей,
пространственного
мышления и
воображения,
логического
мышления.
Познакомить детей с
эталонами формы и
величины,
соотношением целого
и части (дроби),
пространственными
отношениями
предметов. Развивать
произвольность,
концентрированность
внимания,
совершенствовать
память. Элементы
логического и
пространственного
мышления,
творческого
воображения.
Познакомить с
такими физическими
свойствами. Как
прозрачность и
гибкость.
Учить коструировать
все 9 квадратов

-пересчитай и запомни
количество элементов
-расположи элементы по порядку
от простых
к сложным
-придумай каждому элементу
имя
- сложи постройку по образцу
- собрать и пересчитать льдинки,
рассортировать по группам:
треугольники,
четырехугольники,
многоугольники
и назвать количество
-отобрать все льдинки с
маленькими
треугольниками и сложить
квадрат
-игра «Что изменилось»
- сложение квадрата из других
фигур
- конструирование фигур по
памяти после
чтения сказки «Нетающая
льдинка»
- перерисовывание фигур на лист
бумаги
- опиши льдинку из Волшебного
мешочка
-составить алгоритм «продолжи
ряд»
- кто быстрее сложит 9 квадратов
-сложи точно такие - же
(по наглядной картинке)

К концу обучения основным результатом должно стать:

- дальнейшее продвижение детей в развитии познавательных процессов (внимание,
память, речь, фантазия, творческое воображение) и интеллектуальных способностей,
- мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, конкретизация,
классификация, аналогия),
- деятельностных способностей (интерес к познанию, исполнение правил игры,
преобразование игры),
- в общении (нацеленность на получение общего положительного результата при
совместном выполнении задачи в группе) и коммуникации (изложение своей позиции,
понимание, согласование на основе сравнения с образцом).
- развитие речемыслительной деятельности - развитие восприятия (слухового,
зрительного, тактильного), пространственного мышления, мелкой моторики, а также
подготовка к развитию грамоте, овладению математическими операциями.
2.4.Планируемые результата
Одновременно у детей формируются следующие основные умения:
№
1

2

3

4

5

6

Уровень А
Умение
выделять
и
выражать в речи признаки
сходства
и
различия
отдельных
предметов
и
совокупностей
(групп)
предметов.
Умение
объединять
совокупности
предметов,
выделять
их
части,
устанавливать взаимосвязь
между частью и целым.
Умение
находить
части
целого и целое по известным
частям.
Умение сравнивать группы
предметов по количеству с
помощью составления пар,
уравнивать
их
двумя
способами.
Умение считать в пределах 10
в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться
порядковыми
и
количественными
числительными.
Умение
называть
для
каждого числа в пределах 10
предыдущее и последующее

Уровень Б
Умение выделять и выражать в
речи признаки сходства и
различия отдельных предметов и
совокупностей (групп) предметов.
Умение
объединять
совокупности
предметов,
выделять
их
части,
устанавливать
взаимосвязь
между частью и целым.
Умение находить части целого и
целое по известным частям.
Умение
сравнивать
группы
предметов по количеству с помощью
составления
пар,
уравнивать
группы
двумя
способами.
Умение считать устно в пределах
20 [100] в прямом и обратном
порядке,
правильно
пользоваться порядковыми и
количественными
числительными.
Умение определять состав чисел
первого десятка на основе
предметных
действий,

7

8

9

10

11

12

13

14

числа, сравнивать рядом
стоящие числа.
Умение сравнивать числа в
пределах 10, опираясь на наглядность.

устанавливать
соотношения
между числом и его частями.
Умение сравнивать числа в пределах
10,
опираясь
на
наглядность, и устанавливать,
насколько одно число больше
или меньше другого.
Умение соотносить запись Умение соотносить запись чисел
чисел 1-10 с количеством 0-10 с количеством предметов.
предметов, определять на
основе предметных действий
состав чисел первого десятка.
Умение выполнять сложение Умение называть для каждого
и вычитание чисел в преде- числа в пределах 10 предыдущее
лах 5 на основе предметных и
последующее
числа,
действий.
сравнивать
рядом
стоящие
числа в пределах 10.
Умение продолжить заданную
закономерность
с
1-2
изменяющимися
признаками,
найти
нарушение
закономерности, самостоятельно
составить
ряд,
содержащий
некоторую закономерность.
Умение использовать числовой
отрезок
для
сложения
и
вычитания чисел в пределах 10.
Умение практически измерять
длину, объем (вместимость),
площадь различными мерками
(шаг, стакан, клеточка и т.д.).
Умение сравнивать длину Умение
непосредственно
предметов непосредственно и сравнивать предметы по длине,
с
помощью
мерки, массе, объему (вместимости),
располагать
предметы
в площади.
порядке увеличения и в
порядке
уменьшения
их
длины, ширины, высоты.
Умение узнавать и называть Умение узнавать и называть
квадрат, круг, треугольник, квадрат, круг, треугольник,
прямоугольник.
прямоугольник, а также многоугольник,
шар,
куб,
параллелепипед
(коробку),
цилиндр,
конус,
пирамиду,
находить в окружающей об-

15

16

17

18

Умение
в
простейших
случаях разбивать фигуры на
несколько
частей
и
составлять целые фигуры из
их частей.
Умение
определять
направление движения от
себя (вверх, вниз, вперед,
назад,
направо,
налево),
показывать правую и левую
руки,
предметы,
расположенные справа и
слева от неживого и живого
объекта.
Умение
правильно
устанавливать
пространственно-временные
отношения (шире - уже,
длиннее - короче, справаслева, выше - ниже, раньше позже и т.д.), выражать
словами
местонахождение
предмета, ориентироваться
на клетчатой бумаге (вверху,
внизу,
справа,
слева,
посередине).
Умение
называть
части
суток,
последовательность
дней
в
неделе,
последовательность месяцев
в году.

становке предметы, сходные по
форме.
Умение разбивать фигуры на
несколько частей, составлять
целые фигуры из их частей,
конструировать более сложные
фигуры из простых.
Умение определять направление
движения от себя (вверх, вниз,
вперед, назад, направо, налево),
показывать правую и левую руки,
предметы,
расположенные
справа и слева от неживого и
живого объекта.
Умение
правильно
устанавливать пространственновременные отношения (шире уже, длиннее - короче, справа слева, выше - ниже, раньше позже и т.д.), выражать словами
местонахождение
предмета,
ориентироваться на клетчатой
бумаге (вверху, внизу, справа,
слева,
посередине),
и
ориентироваться
по
элементарному плану, схеме,
лабиринту.
Умение называть части суток,
последовательность
дней
в
неделе,
последовательность
месяцев в году.

Основные умения даются на двух уровнях:
уровень А - планируемый минимум образования;
уровень Б - желаемый уровень.

Литература «Умные игры»
1. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления
2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. - М., 2003.
3. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - М.:
Просвещение, 1990
4. ВЫГОТСКИЙ Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.:
СОЮЗ, 1997.
5. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошколь-ни- ков: Пособие
для воспитателя дет. сада. - М.: Просвеще-ние, 1981.
6.Ермолаева-Томина Л.Б., Акопянц И.А., Воеводкина В.К. Обучение через
развитие познавательных процессов. - М.: Издат-Школа, 1998.
7. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой
деятельности дошкольников: Методическое пособие. - М.: Айриспресс, "2004
8. Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей.
Игры и упражнения. 2005
9. Т.Г.Харько Методика познавательно-творческого развития
дошкольников. Сказки фиолетового леса.


Наверх

Добро пожаловать на сайт!

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».