Логоритмика

Введение
Второй год жизни – период интенсивного формирования речи. Связи между
предметами (действиями) и словами, которые их обозначают, устанавливаются в 610 раз быстрее, чем в конце первого года жизни. К концу второго года жизни
активный словарь ребенка составляет 200-300 слов. Речь, как средство общения
несет в себе не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную
функцию. Дети, оречевляя свои эмоции используют мимику и жесты, добавляя
высказыванию эмоциональную окраску. К 2,5 годам появляются предложения,
состоящие из 4х и более слов. Малыши уже умеют понимать и выполнять
инструкции, а так же знают пять основных частей тела.
По мнению Л.С.Выготского, в центре сознания ребенка раннего возраста находится
восприятие, все психические функции в этом возрасте развиваются «вокруг
восприятия, через восприятие и с помощью восприятия». Отмечается, что
восприятие тесно связано с другими психическими процессами, является частью
«сенсомоторного процесса». Ребенок еще не умеет управлять своим восприятием,
он еще только учится, но при этом уже замечает окраску предметов, их величину и
форму, однако, воспринимая целое, ребенок еще не может схватывать детали.
Малышу нужно прикоснуться к предмету, потрогать, пощупать, поманипулировать
с ним, чтобы создать целостный образ предмета.
Развитие мышления тесно связано с развитием восприятия речи. У ребенка в первую
очередь
формируется
наглядно-действенное
мышление.
Обращаясь
к
исследованиям Л.Ф.Обуховой, которая охарактеризовывала мышление у детей
раннего возраста как «мышление, которое можно видеть глазами», мы делаем
вывод, что ребенок представляет, как можно добиться результата и начинает
действовать на основе образов, созданных прошлым опытом.
Музыкальное сопровождение позволяет развивать высшие психические функции
быстрее и гармоничнее. С помощью музыки, музыкальных инструментов и
дополнительного оборудования активизируются нейронные связи, которые
способствуют развитию когнитивной сферы, речеслухового внимания, ритмической
организации движений, соматогнозиса и двигательной сферы, понимания и
активизации речи, коммуникативных навыков.
Логоритмика – это методика коррекционно-развивающего воздействия на ребенка,
основанная на ритмизации всех процессов. Ритм может быть представлен через
музыку, движения и речь, особенно стихотворную. А так же визуальный ритм, что
также связано с ритмической организацией познаваемого материала.
Почему важно уделять внимание именно ритму? Ритм – это чередование каких-либо
явлений, происходящих с определенной последовательностью, скоростью,
чередованием пауз и/или акцентов. Ритм не только окружает нас, но также ему
подчинены все процессы организма: гормональный фон, биение сердца, дыхание и
т.д. Внешняя ритмизация может быть естественной: смена времен года или времени
суток, а так же созданной самим человеком: смена рабочих и выходных дней,
график работы магазинов, узор на одежде и т.д.
Определенно удерживаемый ритм помогает чувствовать стабильность и уверенность
в дальнейших событиях.

Как показывают исследования, дети с несформированным чувством ритма, которые
имеют нарушение моторного планирования, чаще подвержены тревожным
состояниям. Музыкальные ритмы благотворно влияют на работу центральной
нервной системы, на психологическое состояние, развитие логического мышления,
восприятию информации на слух, моторики и словарного запаса.
Практическая значимость.
Программа предназначена для воспитателей, логопедов и музыкальных
руководителей ДОУ.
Инновационная направленность.
Программа «Логоритмика» – полностью соответствует лексико-грамматическому
планированию занятий по развитию речи, включает работу над закреплением звуков
в определенной последовательности.
Цель программы:
Преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции неречевых и речевых
психических функций, сенсомоторных и социально-коммуникативных сфер у детей
раннего и младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Сенсомоторные:
 развитие слухового внимания и слухового гнозиса;
 развитие артикуляционного праксиса;
 укрепление костно – мышечного аппарата и пальцевого праксиса;
Обучающие:
 формирование двигательных навыков и умений;
 формирование пространственных представлений и способности произвольно
двигаться в пространстве.
Воспитательные:
 развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях, речи
ритмическую выразительность;
 развитие социально-коммуникативных навыков;
 воспитание положительных личностных качеств.
Коррекционные:
 коррекция речевых и двигательных нарушений в соответствии с возрастными,
личностными особенностями;
 развитие лексико-грамматического компонента речевой функции;
 развитие операций когнитивной сферы.
Планируемый результат:
При регулярном посещении логоритмических занятий у детей будет
происходить положительная перестройка сенсомоторной, речедвигательной и
дыхательной систем.
Благодаря музыкальному сопровождению у ребенка сформируется
положительный эмоциональный настрой. Дети научатся общению со сверстниками
и работе в паре, умению меняться предметами, с легкостью отдавая их другому,
вербально выражать свои просьбы, а так же выражать благодарность и эмпатию
(жалеть, радоваться и т.д).

Использование физкультурного, ортопедического оборудования и
музыкальных инструментов позволит детям не только координировать свои
движения или просто играть на инструментах, но и использовать их вместе. Вместе
с этим развивается пассивный и активный словарь ребенка.
Каждый научится отличать и выделять гласные звуки, дифференцировать их и
употреблять в речи. Так же, с помощью согласных раннего онтогенеза, смогут
правильно и четко называть предметы, использовать в речи глаголы.
Дети начинают быстро реагировать на смену движений, ориентироваться в
пространстве, перестроению в колонны и шеренги, активнее выполняют различные
виды движений.
Принципы построения программы:
 интеграция;
 соответствие возрастным, психофизиологическим и речевым возможностям
младших дошкольников;
 системность и постепенное усложнение материала: музыкального,
двигательного, речевого;
 комплексное воздействие на сохранные анализаторные системы ребёнка;
 соответствие лексического материала сезонным изменениям в природе;
 структурность занятия: входной ритуал, приветствие, основная часть,
прощание, завершающий ритуал по тематике занятия.
Методы воздействия:
Наглядные:
 наглядно-зрительные;
 тактильно-мышечные;
 наглядно-слуховые.
Словесные:
 краткое объяснение;
 показ с пояснением;
 указание при воспроизведении;
 беседа, разъяснение сюжета;
 вопросы по последовательности движений;
 команды;
 образный сюжетный рассказ.
Практические:
 игровые;
 соревновательные.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОРИТМИКЕ
 вводная ходьба и ориентирование в пространстве;
 динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса;
 работа над ритмическими рисунками;
 артикуляционные упражнения;
 дыхательная гимнастика;
 нейрогимнастика;












фонопедические и оздоровительные упражнения;
упражнения на развитие внимания и памяти;
развитие зрительно-моторной координации;
речевые и ритмические игры;
пение песен и вокализов;
пальчиковые игры и сказки;
элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах;
театральные этюды;
коммуникативные игры;
подвижные игры, хороводы, физминутки.

В структуру программы включены 5 этапов, каждый из которых решает свои
задачи. Характеристика этапов следующая:
1 этап занятия – ВХОДНОЙ РИТУАЛ
Важный и необходимый этап в структуре занятия, так как он организует детей,
побуждает их к речи, дает возможность понять о начале занятия и вступить в
деятельность.
2 этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ – ПРИВЕТСТВИЕ
Он необходим для вовлечения детей в атмосферу НОД. Малышей важно
заинтересовать новой неизвестной для них деятельностью и сразу объяснить, зачем
они на логоритмике: они заходят в зал под определённую мелодию,
соответствующую характеру героев занятия /вид ходьбы различный в разных
направлениях/. Также детям младшего дошкольного возраста в силу их нагляднодейственного мышления просто необходимо самим стать героями происходящего.
Поэтому, мы предлагаем такие приёмы организации малышей как: приглашение в
сказку, встреча гостя, помощь игрушечному герою, превращение в каких-либо
животных, героев сказок.
3 этап – ОСНОВНОЙ.
Он сразу вовлекает малышей в двигательную деятельность, где под яркие,
выразительные мелодии дети учатся двигаться в такт музыке, подчинять свои
движения музыкальному ритму. Взрослый помогает детям речью в восприятии
музыки через движение. Используя забавные стишки, потешки, песенки, взрослый
развивает у детей все группы мышц, нуждающиеся в коррекции: общедвигательные,
артикуляционные, дыхательные, голосовые. Двигательная деятельность детей
постоянно меняется, поэтому они не устают. Все движения сопровождаются речью,
в которую вовлекаются дети, развивая свой словарный запас, лексикограмматический строй. Во второй половине учебного года включаются несложные
скороговорки с сохранными звуками, которые сопровождаются игрой на
музыкальных инструментах: бубнах, палочках, колокольчиках , погремушках для
усвоения ритма скороговорок.
4 этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ – ПРОЩАНИЕ
Он служит для перехода детей в спокойное состояние, нацеливает их на
запоминание и повторение усвоенной деятельности в обычных играх, закрепление
положительных эмоций.

5 этап – ЗАВЕРШАЮЩИЙ РИТУАЛ ПО ТЕМЕ ЗАДАНИЯ
Побуждает детей вербализировать, жестикулировать, оречевлять свои действия, а
так же отвечать на вопросы и ориентироваться в пространстве.
Учебный план 1 год обучения
№

Разделы программы

1

Использование гласных звуков и согласных
звуков раннего онтогенеза для построения
слоговых цепочек и слов первого и
третьего типов слоговой структуры слов
Дифференциация звуков А-И-У
Дифференциация звуков О-Э-Ы
Дифференциация звука А от других звуков
Дифференциация звуков А-У
Дифференциация звуков А-О
Дифференциация звуков О-Э
Дифференциация звуков О-У
Дифференциация звуков И-Ы
Дифференциация звуков Б-М
Дифференциация звуков Б-Д
Дифференциация звуков М-Н
Итого:

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

количество
в месяц
в год
теория практика
1
5-7
24

1
3
1
3
1
3
1
3
1
3
1
3
1
3
1
3
1
3
1
3
1
1
6-8 занятий

4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
2
66 занятий

Учебный план 2 год обучения
№

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Разделы программы
Использование гласных звуков и согласных
звуков раннего онтогенеза для построения
слоговых цепочек и слов первого и
третьего типов слоговой структуры слов
Дифференциация звуков А-У-И-О
Дифференциация звуков О-Э-Ы
Дифференциация звуков Ы-И
Звуки М, М’
Звуки Д, Д’
Звуки Т,Т
Дифференциация звуков Т-Д, Т-Д
Звуки Б,Б’
Звуки П,П’
Дифференциация звуков Б-П, Б’-П’
Звуки В, В’
Звуки Ф,Ф’
Дифференциация звуков В-Ф, В’-Ф’
Звуки Н,Н’
Звуки К,К’

количество
в месяц
теория практика
1
3
4

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
3
3
3
1
3
3
1
3
3
1
3
3

2
2
2
4
4
4
2
4
4
2
4
4
2
4
4

в год

17
18
19
20
21

Звуки Г,Г’
Звуки Х,Х’
Дифференциация звуков К-Г, К’-Г’
Дифференциация звуков К-Х, К’-Х’
Дифференциация звуков П-Т-К
Итого:

1
3
1
3
1
1
1
1
1
1
6-8 занятий

4
4
2
2
2
66 занятий

Календарный учебный график 1 год обучения
Игровые занятия для детей раннего и младшего дошкольного возраста длятся не более 15 - 20
минут. Данная программа состоит из 66 практических занятий, разбитых на 17 блоков. Рассчитана
на 33 недели, по 2 занятия в неделю. Занятия начинаются со второй недели сентября и
заканчиваются в конце мая. Каждый навык той или иной области развития отрабатывается на
протяжении одного блока (4 занятий или двух недель).
Месяц

Количество
недель

Количество занятий

Сентябрь

3

2 мониторинг + 4

Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Итого:

4
4
4
3*
4
4
4
3*
33 недели

8
8
8
6
8
8
8
2 мониторинг + 4
66 занятий

Количество
минут (макс)
По 20 мин.

Итого
120

по 20мин.
по 20мин.
по 20мин.
по 20мин.
по 20мин.
по 20мин.
по 20мин.
по 20мин.

160
160
160
120
160
160
160
120
1320 минут
= 22 часа
* в эти месяцы на праздничные дни государство выделяет дополнительные дни отдыха.
Календарный учебный график 2 год обучения
Игровые занятия для детей младшего дошкольного возраста длятся не более 15 - 20 минут. Данная
программа состоит из 66 практических занятий, разбитых на 17 блоков. Рассчитана на 33 недели,
по 2 занятия в неделю. Занятия начинаются со второй недели сентября и заканчиваются в конце
мая. Каждый навык той или иной области развития отрабатывается на протяжении одного блока.
Месяц

Количество
недель

Количество занятий

Сентябрь

3

2 мониторинг + 4

Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Итого:

4
4
4
3*
4
4
4
3*
33 недели

8
8
8
6
8
8
8
2 мониторинг + 4
66 занятий

Количество
минут (макс)
По 20 мин.
по 20мин.
по 20мин.
по 20мин.
по 20мин.
по 20мин.
по 20мин.
по 20мин.
по 20мин.

Итого
120

160
160
160
120
160
160
160
120
1320 минут
= 22 часа
* в эти месяцы на праздничные дни государство выделяет дополнительные дни отдыха.

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 год обучения

Месяц

Неделя

Занятие

Лексическая
тема занятия

Логопедическая
тема занятия

Социальнокоммуникати
вные навыки

Сентябрь

1 неделя
(мониторинг)
13-17.09.2024

1
занятие
2
занятие
3
занятие
4
занятие

Знакомство.
Семья
Семья

Использование
гласных звуков и
согласных
звуков раннего
онтогенеза для
построения
слоговых
цепочек и слов
первого и
третьего типов
слоговой
структуры слов.

Умение
выражать
вербально и с
помощью
жестов
–
приветствие и
прощание.

5
занятие
6
занятие
7
занятие
8занятие

Игрушки:
Мишка
Игрушки:
Кукла
Игрушки:
Мяч
Игрушки:
Пирамидка
Фрукты:
яблоко, банан
Фрукты:
Груша,
апельсин
Овощи:

2 неделя
20-24.09.2024

3 неделя
27-1.10.2024
Октябрь

1 неделя
4-8.10.2024
2 неделя
11-15.10.2024

9
занятие
10
занятие

3 неделя

11

Человек
(части тела)

Умение
выражать
вербальную
просьбу «дай»
с
жестом
(умение
попросить).
Умение
отдать
со
словом «на».

Когнитивная
сфера

Ритмическая
организация
движений

Слуховое
внимание и
речеслуховой
гнозис
Формирование
Удержание
Дифференциация
операции
одного ритма.
наличия
и
идентификации
отсутствия звука с
(найди
такой
необходимостью
же).
остановиться;
Дифференциация
наличия
и
отсутствия звука с
необходимостью
остановиться
и
выполнить
простое движение
без предмета.
Формирование
Удержание
Дифференциация
операции
одного ритма со наличия
и
классификации
сменой темпа.
отсутствия звука с
по цвету (синий,
необходимостью
красный,
остановиться
и
зеленый,
выполнить
желтый).
простое движение
с предметом.
Формирование
Удержание
Дифференциация
операции
одного ритма со наличия
и
классификации
сменой темпа.
отсутствия звука с
по
форме
необходимостью
(круглое
и
выполнения
квадратное).
простого действия

18-22.10.2024

занятие
12
занятие

4 неделя
25-29.10.2024
Ноябрь

1 неделя
1-5.11.2024

2 неделя
8-12.11.2024
3 неделя
15-19.11.2024

4 неделя
22-26.11.2024
Декабрь

1 неделя
29-3.12.2024
2 неделя
6-10.12.2024

13
занятие
14
занятие
15
занятие
16
занятие
17
занятие
18
занятие
19
занятие
20
занятие

21
занятие
22
занятие
23
занятие
24
занятие
25
занятие
26

Морковь,
огурец
Овощи:
Капуста,
помидор
Лес. Деревья

при
отсутствия
звука и ожидания
при
наличии
звука.

Осень.
Осенняя
погода.
Дождь.
Листопад
Одежда:
платье,
штаны, кофта
Обувь и гол.
уборы

Дом. Мебель:
стул, стол,
кровать
Зима. Зимняя
погода
Снеговик

А-И-У

Умение
отвечать
на
общие
вопросы
вербально
«да»
или
«нет».

Формирование
операции
классификации
по
размеру
(большое
и
маленькое).

Удержание
ритма по схеме:
«удар – удар –
пауза».

Дифференциация
звуков по силе
голоса
(по
громкости).

Формировани
е
указательного
жеста
со
словами
«этот»
(умение
выбрать);
Умение
меняться.

Формирование
операции
классификации
по материалу и
длине
(металлическое
и
деревянное;
длинное
и
короткое).

Удержание
ритма
с
моторным
переключением
из
двух
действий.

Дифференциация
звуков
по
длительности
произнесения
(длинный
и
короткий звук).

Умение
делиться
(отдавать
частично или
полностью
безвозмездно)
.

Формирование
операции
классификации
по тактильным
ощущениям
(гладкое
и
колючее).

Удержание
ритма
с
моторным
переключением
из двух действий
и паузой.

Выработка
условнодвигательной
реакции
музыкальный
звук.

Умение
Формирование
выражать
операции
свое желание классификации

Удержание
ритма
2:2
моторным

на

8.
Выработка
с условнодвигательной

3 неделя
13-17.12.2024

4 неделя
20-24.12.2024
Январь

1 неделя
10-14.01.2025

2 неделя
17-21.01.2025
3 неделя
24-28.01.2025
Февраль

1 неделя
31-4.02.2025
2 неделя
7-11.02.2025

занятие
27
занятие
28
занятие

29
занятие
30
занятие
31
занятие
32
занятие

33
занятие
34
занятие
35
занятие
36
занятие
37
занятие
38
занятие
39
занятие
40
занятие

Звери зимой:
Лиса, заяц,
волк

Новый год.
Дед Мороз,
Снегурочка
Звуки окр.
Мира и
муз.инструме
нты:
погремушка,
колокольчик
и бубен
Транспорт:
Машина
Транспорт:
Корабль
Транспорт:
Поезд
Транспорт:
Самолет
Дом. Птицы и
птенцы:
петушок
Дом. Птицы и
птенцы:
курица и
цыплята

О-Э-Ы

А от других
звуков

А-У

вербальной
по наличию или переключением.
фразой
«Я отсутствию
хочу».
звука (звучит и
не
звучит,
музыкальные
инструменты и
игрушки, звенит
– не звенит).

реакции
на
речевой
звук
(гласные А, И, У).

Использовани
е
местоимений
«я», «мне» с
указательным
жестом
на
себя в диалоге
или без.

Выработка
условнодвигательной
реакции
на
речевой
звук
(гласные О, Э, Ы).

Формирование
операции
классификации
по
критерию
«можно есть или
нельзя»
(съедобное
–
несъедобное).

Удержание
ритма
2:1
с
моторным
переключением.

Умение
Формирование
отвечать
на операции
вопрос: «Что классификации
это?»
по способности
летать (летает –
не летает).

Удержание
Дифференциация
ритма
1:2
с звука А от других
моторным
звуков.
переключением.

Умение
отвечать
на
вопрос: «Что
ты делаешь?»

Удержание
Дифференциация
ритма 1:1:1 с звуков А и У.
моторным
переключением.

Формирование
временных
отношений
(быстро,
медленно).

3 неделя
14-18.02.2025
4 неделя
21-25.02.2025

41
занятие
42
занятие
43
занятие
44
занятие

Март

1 неделя
28-4.03.2025
2 неделя
7-11.03.2025
3 неделя
14-18.03.2025

4 неделя
21-25.03.2025
Апрель

1 неделя
28-01.04.2025
2 неделя
4-8.04.2025
3 неделя

45
занятие
46
занятие
47
занятие
48
занятие
49
занятие
50
занятие
51
занятие
52
занятие
53
занятие
54
занятие
55
занятие
56
занятие
57

Дикие птицы:
Гуси
Дикие птицы:
Сова
Дом.
Животные:
Кошка
Дом.
Животные:
Собака
Ферма:
корова, коза,
лошадь
Весна,
весенняя
погода.
Солнце
Жив жарких
стран: Лев
Жив. Жарких
стран:
крокодил
Цветы:
тюльпан
Цветы:
Одуванчик
Цветы:
Ромашка
Насекомые:
Жук
Насекомые:
Бабочка
Насекомые:

А-О

О-Э

О-У

И-Ы

Б-М

Умение
работать
в
паре
(один
катит, другой
ловит; один
держит
стакан,
другой
сыплет и т.д.)

Развитие
пространственн
ых
представлений
(высоко, низко).

Закрепление
изученных
ритмических
рисунков
моторных
программ.

Формировани
е совместной
двигательной
игры.

Формирование
операции
классификации
по способности
передвигаться
(живое,
неживое).

Закрепление
изученных
ритмических
рисунков
моторных
программ.

Умение
выражать
эмпатию
(жалеть,
радоваться и
т.д. совместно
с другими).

Формирование
операции
классификации
по тактильным
ощущениям
(мягкое,
твердое).

Закрепление
изученных
ритмических
рисунков
моторных
программ.

Умение
соблюдать
очередь.

Развитие
пространственн
ых
представлений
(далеко
–
близко).

Закрепление
изученных
ритмических
рисунков
моторных
программ.

Развитие

Закрепление

Умение

Дифференциация
звуков А и О.
и

Дифференциация
звуков О и Э.
и

Дифференциация
звуков О и У.
и

Дифференциация
звуков И и Ы.
и

Дифференциация

11-15.04.2025
4 неделя
18-22.04.2025
Май

1 неделя
2-13.04.2025
*вычет
праздничных
дней
2 неделя
16-20.05.2025

3 неделя
23-27.05.2025
(мониторинг)

занятие
58
занятие
59
занятие
60
занятие
61
занятие
62
занятие

Б.коровка
Насекомые:
улитка
Рыбы

63
занятие
64
занятие

Столовые
приборы:
ложка, вилка

65
занятие
66
занятие

Прощай
весна,
здравствуй
лето!

Посуда:
Тарелка,
чашка

Б-Д

М-Н

просить
о пространственн
помощи
ых
вербально
представлений
(«помоги»).
(сначала, потом).

изученных
ритмических
рисунков
моторных
программ.

Умение
выражать
благодарность
.

Развитие
пространственн
ых
представлений
(предлоги «на» и
«в»).

Закрепление
изученных
ритмических
рисунков
моторных
программ.

Ассервативно
сть (умение
выражать
отказ).

Формирование
Закрепление
механизма
изученных
упреждающего
ритмических
синтеза (1:1 в рисунков
горизонтали).
моторных
программ.

звуков Б и М.
и

Дифференциация
звуков Б и Д.
и

Дифференциация
звуков М и Н.
и

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 год обучения

Месяц

Неделя

Занятие

Лексическая
тема занятия

Логопедическая
тема занятия

Сентябрь

1 неделя
(мониторинг)
13-17.09.2024

1
занятие
2
занятие

Знакомство.
Семья
Семья

Использование
гласных звуков и
согласных звуков
раннего
онтогенеза для
построения
слоговых цепочек
и слов первого и
третьего типов
слоговой
структуры слов.

2 неделя
20-24.09.2024

3
занятие
4
занятие

Человек
(части тела)

Социальнокоммуникат
ивные
навыки
Умение
выражать
вербально и
с помощью
жестов
–
приветствие
и прощание.

Когнитивная
сфера

Ритмическая
организация
движений

Формирование
Удержание
операции
одного ритма.
идентификации
(найди
такой
же).

Слуховое
внимание и
речеслуховой
гнозис
Знакомство
с
понятием «слово»
и
«звук»,
выделение
заданного
гласного звука из
потока
звуков,
выделение
и
определение
в
словах
первого
гласного
звука.
Дифференциация
наличия
и
отсутствия звука с
необходимостью
остановиться
и
выполнить
простое движение
без предмета.
Выделение
заданного
гласного звука из
потока
звуков,
выделение
и
определение
в
словах
первого
гласного
звука.

Октябрь

3 неделя
27-1.10.2024

5
занятие
6
занятие

Игрушки:
Мишка
Игрушки:
Кукла

Дифференциация
А-У-И-О

1 неделя
4-8.10.2024

7
занятие
8занятие

Игрушки:
Мяч
Игрушки:
Пирамидка

Дифференциация
О-Э-Ы

2 неделя
11-15.10.2024

9
занятие
10
занятие

Фрукты:
яблоко, банан
Фрукты:
Груша,
апельсин

Дифференциация
Ы-И

3 неделя
18-22.10.2024

11
занятие

Овощи:
Морковь,

Звуки М, М’

Дифференциация
наличия
и
отсутствия звука с
необходимостью
выполнения
простого действия
при
отсутствия
звука и ожидания
при наличии звука
Умение
Формирование
Удержание
Анализ сочетаний
выражать
операции
одного ритма со А-У, У-А, И-О, Овербальную классификации
сменой темпа.
И.
просьбу
по цвету (синий,
Дифференциация
«дай»
с красный,
А-У-И-О
жестом
зеленый,
Дифференциация
(умение
желтый).
звуков по силе
попросить).
голоса (по
громкости).
Дифференциация
О-Э-Ы
Дифференциация
звуков по
длительности
произнесения
(длинный и
короткий звук).
Умение
Формирование
Удержание
Дифференциация
отдать
со операции
одного ритма со Ы-И
словом «на». классификации
сменой темпа.
Выработка
по
форме
условно(круглое и
двигательной
квадратное).
реакции
на
музыкальный
звук.
Знакомство со
звуками М, М’

12
занятие

Ноябрь

4 неделя
25-29.10.2024

13
занятие
14
занятие

1 неделя
1-5.11.2024

15
занятие
16
занятие

2 неделя
8-12.11.2024

17
занятие
18
занятие

3 неделя
15-19.11.2024

19
занятие
20
занятие
21
занятие
22
занятие

4 неделя
22-26.11.2024

огурец
Овощи:
Капуста,
помидор
Лес. Деревья

Осень.
Осенняя
погода.
Дождь.
Листопад
Одежда:
платье,
штаны, кофта

Звуки Д, Д’

Обувь и гол.
уборы

Звуки Т, Т’

Дом. Мебель:
стул, стол,
кровать

Умение
отвечать на
общие
вопросы
вербально
«да»
или
«нет».

Формирование
операции
классификации
по
размеру
(большое
и
маленькое).

Удержание
ритма по схеме:
«удар – удар –
пауза».

Формирован
ие
указательног
о жеста со
словами
«этот»
(умение
выбрать);
Умение
меняться.

Формирование
операции
классификации
по материалу и
длине
(металлическое
и
деревянное;
длинное
и
короткое).

Удержание
ритма
с
моторным
переключением
из
двух
действий.

Умение
делиться
(отдавать
частично

Формирование
операции
классификации
по тактильным

Удержание
ритма
с
моторным
переключением

Определение
в
словах
первого
согласного звука,
анализ и синтез
слов, состоящих
из двух звуков
согласного
и
гласного
(УМ,
АМ, МЫ, МУ).
Выработка
условнодвигательной
реакции
на
речевой
звук
(гласные А, И, У).
Знакомство со
звуками Д, Д’.
Определение
позиции
согласного звука в
начале слова.
Выработка
условнодвигательной
реакции
на
речевой
звук
(гласные О, Э, Ы,
И).
Знакомство со
звуками Т, Т’.
Определение
позиции
согласного звука в
начале слова.

Декабрь

1 неделя
29-3.12.2021

23
занятие
24
занятие

Зима. Зимняя
погода

Дифференциация
звуков
Т-Д, Т’- Д’

2 неделя
6-10.12.2024

25
занятие
26
занятие
27
занятие
28
занятие

Снеговик

Звуки Б, Б’

3 неделя
13-17.12.2024

4 неделя
20-24.12.2024
Январь

1 неделя
10-14.01.2025

29
занятие
30
занятие
31
занятие
32
занятие

или
полностью
безвозмездн
о).

ощущениям
(гладкое
колючее).

Звуки П, П’

Использован
ие
местоимени
й «я», «мне»
с
указательны
м жестом на
себя
в
диалоге или
без.

Формирование
операции
классификации
по
критерию
«можно есть или
нельзя»
(съедобное
–
несъедобное).

Удержание
ритма
2:1
с
моторным
переключением.

Знакомство со
звуками П, П’.
Определение
позиции
согласного звука в
начале слова.

Дифференциация
звуков
Б-П, Б’- П’

Умение
отвечать на
вопрос: «Что
это?»

Формирование
операции
классификации
по способности
летать (летает –
не летает).

Удержание
ритма
1:2
с
моторным
переключением.

Дифференциация
звуков
Б-П, Б’- П’.
Анализ и синтез
слов БАК, БОК,
ПАК, ПОТ.
Знакомство
со

Звери зимой:
Лиса, заяц,
волк

Новый год.
Дед Мороз,
Снегурочка

2 неделя
17-21.01.2025

33
занятие
34
занятие

Звуки окр.
Мира и
муз.инструме
нты:
погремушка,
колокольчик
и бубен
Транспорт:
Машина
Транспорт:
Корабль

3 неделя

35

Транспорт:

Звуки В, В’

из двух действий Дифференциация
и и паузой.
звуков
Т-Д, Т’- Д’.
Анализ и синтез
слов ДОМ, ДЫМ,
ТОМ, ТАМ.
Умение
Формирование
Удержание
Знакомство со
выражать
операции
ритма
2:2
с звуками Б, Б’.
свое
классификации
моторным
Определение
желание
по наличию или переключением. позиции
вербальной
отсутствию
согласного звука в
фразой «Я звука (звучит и
начале слова.
хочу».
не
звучит,
(БАК, БЫК, БОК,
музыкальные
БИНТ, БУК)
инструменты и
игрушки, звенит
– не звенит).

24-28.01.2025
Февраль

1 неделя
31-4.02.2025
2 неделя
7-11.02.2025
3 неделя
14-18.02.2025

4 неделя
21-25.02.2025

занятие
36
занятие
37
занятие
38
занятие
39
занятие
40
занятие
41
занятие
42
занятие

Поезд
Транспорт:
Самолет
Дом. Птицы и
птенцы:
петушок
Дом. Птицы и
птенцы:
курица и
цыплята
Дикие птицы:
Гуси
Дикие птицы:
Сова

Звуки Ф, Ф’

43
занятие

Дом.
Животные:
Кошка
Дом.
Животные:
Собака
Ферма:
корова, коза,
лошадь

Дифференциация
звуков
В-Ф, В’- Ф’

44
занятие
Март

1 неделя
28-4.03.2025
2 неделя
7-11.03.2025
3 неделя
14-18.03.2025

45
занятие
46
занятие
47
занятие
48
занятие
49
занятие
50
занятие

Весна,
весенняя
погода.
Солнце
Жив жарких
стран: Лев
Жив. Жарких
стран:

звуками В, В’.
Определение
наличия
–
отсутствия
Удержание
ритма 1:1:1 с согласного звука в
словах, анализ и
моторным
переключением. синтез слова ВЫ.
Знакомство
со
звуками Ф, Ф’.
Определение
позиции
согласного звука в
Закрепление
начале слова.
изученных
ритмических
рисунков
и
моторных
программ.

Умение
отвечать на
вопрос: «Что
ты
делаешь?»

Формирование
временных
отношений
(быстро,
медленно).

Умение
работать в
паре (один
катит,
другой
ловит; один
держит
стакан,
другой
сыплет
и
т.д.)

Развитие
пространственн
ых
представлений
(высоко, низко).

Звуки Н, Н’

Формирован
ие
совместной
двигательно
й игры.

Формирование
операции
классификации
по способности
передвигаться
(живое,
неживое).

Закрепление
изученных
ритмических
рисунков
моторных
программ.

Знакомство
со
звуками Н, Н’.
Определение
и позиции
согласного звука в
начале слова.

Звуки К, К’

Умение
выражать
эмпатию
(жалеть,

Формирование
операции
классификации
по тактильным

Закрепление
изученных
ритмических
рисунков

Знакомство
звуками К,
Определение
и позиции

Дифференциация
звуков
В-Ф, В’- Ф’.
(ВАГОН, ФАТА).

со
К’.

4 неделя
21-25.03.2025
Апрель

1 неделя
28-01.04.2025
2 неделя
4-8.04.2025
3 неделя
11-15.04.2025
4 неделя
18-22.04.2025

Май

51
занятие
52
занятие
53
занятие
54
занятие
55
занятие
56
занятие
57
занятие
58
занятие
59
занятие
60
занятие

крокодил
Цветы:
тюльпан
Цветы:
Одуванчик
Цветы:
Ромашка

радоваться и ощущениям
т.д.
(мягкое,
совместно с твердое).
другими).

моторных
программ.

Звуки Г, Г’

Умение
соблюдать
очередь.

Насекомые:
Жук
Насекомые:
Бабочка
Насекомые:
Б.коровка
Насекомые:
улитка
Рыбы

Развитие
пространственн
ых
представлений
(далеко
–
близко).

Закрепление
изученных
ритмических
рисунков
моторных
программ.

Знакомство
со
звуками Г, Г’.
Определение
и позиции
согласного звука в
начале слова.

Звуки Х, Х’

Умение
просить
о
помощи
вербально
(«помоги»).

Развитие
пространственн
ых
представлений
(сначала, потом).

Закрепление
изученных
ритмических
рисунков
моторных
программ.

Знакомство
со
звуками Х, Х’.
Определение
и позиции
согласного звука в
начале слова.

Умение
выражать
благодарнос
ть.

Развитие
пространственн
ых
представлений
(предлоги «на» и
«в»).

Закрепление
изученных
ритмических
рисунков
моторных
программ.

Дифференциация
звуков К-Г, К’- Г’.
Анализ и синтез
и
слов (ГНОМ,
КОМ)

1 неделя
2-13.04.2025
*вычет
праздничных
дней

61
занятие
62
занятие

Посуда:
Тарелка,
чашка

Дифференциация
звуков
К-Г, К’- Г’

2 неделя
16-20.05.2025

63
занятие
64
занятие

Столовые
приборы:
ложка, вилка

Дифференциация
звуков
К-Х, К’- Х’

согласного звука в
начале слова.

Дифференциация
звуков
К-Х, К’- Х’.
Определение
позиции
согласного звука в
начале слова.

3 неделя
23-27.05.2025
(мониторинг)

65
занятие
66
занятие

Прощай
весна,
здравствуй
лето!

Дифференциация
звуков
П-Т-К

Ассервативн
ость (умение
выражать
отказ).

Формирование
Закрепление
механизма
изученных
упреждающего
ритмических
синтеза (1:1 в рисунков
горизонтали).
моторных
программ.

Дифференциация
звуков
П-Т-К.
и Определение
позиции
согласного звука в
начале слова.

Активная
речь
(формирование
слоговой
структуры
слова,
звукопроизносительная сторона речи, лексико-грамматический строй):
На протяжении всего периода реализации программы проводится работа по
формированию и развитию структурно-слоговой организации речи детей, что
включает проговаривание слов первого и третьего типа слоговой структуры по
А.К.Марковой. Второй тип исключен намеренно. Это связано с тем, что, по нашим
наблюдениям, реализация моторной программы на уровне артикуляционного
праксиса, состоящей из трех открытых слогов, вызывает у детей наибольшие
трудности, нежели один закрытый слог.
В компоненте «звукопроизносительная сторона речи» мы касаемся лишь ее
просодико-мелодической части и развития артикуляционного праксиса, что
включает:
 развитие физиологического и речевого дыхания;
 развитие регуляции голоса по силе (громкость);
 развитие регуляции голоса по длительности звучания;
 развитие регуляции голоса по высоте;
 оральная и артикуляционная гимнастика.
Лексико-грамматическое оформление речи в данной программе включает отработку
формы винительного падежа женского и мужского рода единственного числа имен
существительных. Тематическое построение программы основывается на
классических лексических темах и на объединении ассоциативными группами.
Понимание речи:
Развитие импрессивной речи строится на расширении у детей глагольного и
номинативного словарей.
Таким образом, данная программа составлена с учетом следующих направлений:
 когнитивная сфера (слухоречевая память, слуховое внимание, мышление);
 социально-коммуникативная сфера;
 сенсорное восприятие (слуховое, зрительное, тактильное, проприоцептивное);
 моторное развитие (общий, пальцевый, кистевой и артикуляционный виды
праксиса, а так же постуральный контроль);
 речевое развитие (экспрессивная и импрессивная речь).
Соматогнозис и двигательная сфера
В каждом блоке рассматриваются такие области как:
 Крупная моторика. Общая ловкость;
 Соматогнозис. Схема и образ тела;
 Кистевой и пальцевый виды праксиса. Двуручная деятельность;
 Зрительно-моторная координация;
 Регуляторный компонент.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних
заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у
старших дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2020. – 160с. + цв. вкл. 48 с.
2. Воронина Л. П., Червякова Н. А. Картотеки артикуляционной и дыхательной
гимнастики, массажа и самомассажа. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. – 80С. – (Кабинет логопеда.)
3. Гойнова М. Н., Рудакова Д. М. Волшебная логоритмика: Метод. Пособие. –
Пермь, 2019. – 96 с.
4. Екжанова Е. А. Комплексная программа развития ребенка раннего возраста
«Забавушка» (от 8 месяцев до 2 лет) / Е. А. Екжанова, Е. М. Ишмуратова, Л.
М. Агекян, Е. Н. Краснокутская; под ред. Проф. Е. А. Екжановой. – СанктПетербург : КАРО, 2016. – 328 с.
5. Игры Воскобовича в работе учителя-логопеда: Метод. Пособие / Под ред. В.
В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко. – СПБ.: «Развивающие игры Воскобовича»,
2019. – 236 с., илл.
6. Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.:
Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 176 с.
7. Картушина М. Ю. Праздники в детском саду. Младший дошкольный возраст.
– М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2011. – 64 с.
8. Картушина М. Ю. Праздники в детском саду. Старший дошкольный возраст. –
М.: « Издательство Скрипторий 2003», 2011. – 112 с.
9. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы с
детьми 4-5 лет с ТНР / Авт.-сост.: Т. В. Киселева, Л. А. Монакова. – СПб. :
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 128 с.
10. Судакова Е. А. Логоритмические музыкально-игровые упражнения для
дошкольников. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020.
– 96 с.

11. Тарасова О. А., Чернышева Ю. А. Авторская программа по логоритмике для
детей со сложной структурой дефекта. – М. Издательство Перо, 2021. – 271 с.
12. Ткаченко Т. А. , Если дошкольник плохо говорит. Система коррекции общего
недоразвития речи у детей 5 лет / Т.А.Ткаченко ; [рис. А.Воробьева]. – Москва
: Эксмо, 2017. – 96с.
13. Цикл занятий для развития познавательной сферы у детей 1-3 лет с
проблемами в развитии / Авт.-сост. Т. Б. Кротова, О. А. Минина, А. В.
Можейко и др. – М.: АРКТИ, 2018. – 80с. (Растем умными).


Наверх

Добро пожаловать на сайт!

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».