ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа дополнительного образования «ЛЕГО-мастер» по робототехнике является программой технической направленности. Предшкольный возраст и возраст младших школьников – это активный возраст для обучения и игры. Ребенок, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Необходимость постоянного внимания к игре детей со стороны взрослых обусловлена тем, что она является критерием психофизического развития школьника младшего возраста. Каждый ребенок любит и хочет играть, но не каждый может научиться делать это самостоятельно, да еще и не с каждой игрушкой. Подчеркивая социальную значимость игрушек, и сравнивая их с мини- предметами реального мира, через которые ребенок дополняет представления об окружающем мире, Г.В. Плеханов и Б.П. Никитин отмечали, что эти готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Об этом же много лет назад в своей книге об игрушках писал французский социолог и философ Роланд Бартес, говоря, что главным для ребенка в игре является микрокосмос, аналогичный миру взрослых, состоящий из предметов взрослых, только в миниатюре: «К этому космосу веры и сложных переложений ребенок может относиться только как собственник и потребитель, никогда – как изобретатель и творец. Дети упражняющиеся выполнять действия без сказочности, без удивления, без радости. Ребенок получает все готовое, ему не надо думать и работать над тем, какой должна быть его игрушка. Они создают детей- потребителей, а не детей – творцов. В тоже время даже самый маленький набор строительных элементов открывает ребенку новый мир. Ребенок не потребляет,он творит: создает предметы, мир и жизнь. Для эффективной работы с детьми младшего школьного возраста, необходимо создать яркие, функциональные обучающие средства, способные воздействовать на все органы чувств ребенка, сочетающие в себе возможности мощного влияния, как на эмоциональную, так и на логическую сферу. Помимо традиционных методик обучения в последнее время в психолого-педагогическом процессе все шире используются ЛЕГО- технологии. И как показали экспериментальные исследования, проделанные отечественными педагогами и психологами и автором, игра в ЛЕГО эффективно содействует развитию детей. Использование ЛЕГО-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивноигровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом. Образовательная программа «ЛЕГО-мастер» по робототехнике рассчитана на два года обучения, с учетом возрастных особенностей детей (старшая и подготовительная группы). Программа разделена на две части, каждая из которых по длительности равна 1 учебному году. Первый блок программы включает занятия по LEGO конструированию и адаптирована для детей старших групп. Одна из основных задач развития умственных способностей детей – активизация восприимчивости к наглядному моделированию. В качестве обучающей среды мы используем конструктор Lego Education. Занятия с этим конструктором вызывают у детей устойчивый интерес и пользуются неизменным успехом. Для наборов Lego характерны высочайшее качество, эстетичность, необычайная прочность, безопасность. Широкий выбор кирпичиков и специальных деталей дает детям возможность строить различные модели. Конструктор Lego – это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки. Второй блок программы включает занятия по робототехнике для ребят подготовительной группы. Робототехника в детском саду - не просто занятия по конструированию, а мощный инновационный образовательный инструмент. Робототехника уже показала высокую эффективность в воспитательном процессе, она успешно решает проблему социальной адаптации детей практически всех возрастных групп. Программа помогает детям адаптироваться к учебной деятельности, делая переход от игры к учебе менее болезненным и более эффективным. Подобные занятия - это своеобразная тренировка навыков. На этом этапе уже можно увидеть будущих конструкторов и инженеров, которые так необходимы стране. Мы должны поддерживать и направлять талантливых детей и подростков, помогать им реализовать свой потенциал и талант. Новизна программы Работа с образовательными конструкторами LEGO позволяет воспитанникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии, – что является вполне естественным. Актуальность программы Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу. Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов. Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд приобщить детей к творчеству. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Также обучающиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем. Отличительной особенностью образовательной программы от уже существующих является то, что она составлена с учетом основной общеобразовательной программы детского сада. Для более успешного усвоения знаний многие темы закрепляются посредством занятий по LEGO конструированию. В программу включен раздел по изучению первых механизмов и начальной робототехники. Ключевые понятия В образовательной программе используются следующие термины и понятия: Общие термины: Дополнительная общеобразовательная программа – документ, определяющий содержание дополнительного образования. К дополнительным образовательным программам относятся: дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы (Ст.12 п.4 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»). Учебный план – документ, который определяет перечень, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся. Учащиеся – лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы; Средства обучения и воспитания – приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационнотелекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности Специальные термины: Словарь конструктора Lego: Кирпичи, кубики ил блоки Пластины Скошенные кирпичи, клювики Цилиндры, конусы Плитки, панели Арки Большие и маленькие пластины, платы Алгоритм - набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное число действий, при любом наборе исходных данных. Датчик расстояния позволяет обнаружить объекты на расстоянии до 15 см, соответственно можно запрограммировать выполнение каких-либо действий при наступлении этого события. Например, чтобы машинка при обнаружении препятствия не сталкивалась с ним, а ехала в обратную сторону. Датчик наклона различает шесть положений: «носом вверх», «носом вниз», «на левый бок», «на правый бок», «нет наклона» и «любой наклон». На каждое такое событие можно задать свое действие. LEGO -коммутатор - через USB-порт компьютера подается питание на моторы, а также осуществляется обмен данными между датчиками и к Ресурсный набор WeDo приобретается дополнительно к базовому и расширяет его технические и образовательные возможности компьютером. Зубчатое колесо - Колесо, по периметру которого расположены зубья. Зубья одного колеса входят в зацепление с зубьями другого колеса и передают ему движение. Их часто называют шестернями. Зубчатое колесо, коронное - В таком колесе зубья располагаются на одной из его боковых поверхностей, придавая колесу сходство с короной. Коронное зубчатое колесо, работая в паре с обычным зубчатым колесом, изменяет направление вращения на 90°. Зубчатое колесо, червячное - Это цилиндр, имеющий один зуб, выполненный ввиде спирали (наподобие винта). В паре с обычным зубчатым колесом используется для снижения скорости и повышения передаваемого усилия. Кулачок - Колесо некруглой, яйцеобразной формы, которое используют для преобразования вращательного движения (кулачка) в возвратнопоступательное движение соприкасающегося с ним тела (толкателя). Осевая симметрия - Фигура называется симметричной относительно прямой А, если для каждой точки фигуры симметричная ей точка относительно прямой А также принадлежит этой фигуре. Программа Набор инструкций для компьютера. Ремень - Замкнутая лента, надетая на два шкива, чтобы один из них мог вращать другой. Рычаг - Перекладина, которая при приложении силы, поворачивается вокруг какой-либо фиксированной точки (оси). Цель программы: Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО-конструированием. Задачи программы: Образовательные: развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество; обучать конструированию по образцу, чертежу, условиям, по собственному замыслу содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого; изучить виды конструкций и соединений деталей; повысить интерес к непосредственно образовательной деятельности посредством конструктора ЛЕГО; синхронизировать программы образовательного и дополнительного обучения. приобретать опыт при решении конструкторских задач по механике, знакомство и освоение программирования в компьютерной среде моделирования LEGO WE DO. формировать умения достаточно самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей стимулировать мотивации учащихся к получению знаний, помогать формировать творческую личность ребенка Развивающие: развитие творческой активности, самостоятельности в принятии решений в различных ситуациях; развитие интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям; развитие внимания, памяти, воображения; умение излагать мысли в четкой логической последовательности; развитие конструкторских, инженерных и вычислительных навыков; развитие мелкой моторики рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности. развитие пространственного и технического мышления, активизирование мыслительных процессов дошкольников (творческое решение поставленных задач, изобретательность, поиск нового и оригинального). Воспитательные: содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы; содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль); создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества способствовать воспитанию личностных качеств: целеустремленности, настойчивости, самостоятельности, чувства коллективизма и взаимной поддержки, чувство такта Педагогические принципы, на которых построено обучение: Принцип творчества и успеха. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной личности, мотивирует ребенка на дальнейшую работу. Принцип возрастной адекватности. Соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития дошкольников. Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий, поддержки инициативы детей. Принцип социального партнерства «педагог – воспитанник – семья», предполагает тесное сотрудничество педагога с родителями обучающегося. Принцип систематичности: обучение, однажды начавшись, должно продолжаться в определенном режиме и ритме до достижения заданного результата. Принцип комплексно–тематического построения образовательного процесса, основанный на интеграции содержания разных образовательных областей вокруг единой, общей темы, которая на определенное время (как правило, неделю) становится объединяющей. На занятиях используются три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу. Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома). При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим). Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша. Межпредметные связи Тематический подход объединяет в одно целое задания из разных областей. Работая над тематической моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математики, окружающему миру, изобразительному искусству, но и углубляют их: Математика – понятие пространства, изображение объемных фигур, выполнение расчетов и построение моделей, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами; Окружающий мир - изучение построек, природных сообществ; рассмотрение и анализ природных форм и конструкций; изучение природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания. Литературное чтение, русский язык – развитие устной речи в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов). Технология - использование художественных средств, моделирование с учетом художественных и технологических правил. Формы и методы обучения: Формирование и совершенствование умений и навыков (изучение нового материала, практика). Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов). Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки собственных моделей). Систематизирующий (беседа по теме, составление систематизирующих таблиц, графиков, схем и т.д.). Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий). Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов). Индивидуальная работа (используется при подготовке воспитанников к конкурсам и соревнованиям). Все занятия с образовательными конструкторами ЛЕГО предусматривают, что учебный процесс включает в себя четыре составляющих: установление взаимосвязей, конструирование, рефлексия, развитие. Установление взаимосвязей. Устанавливая связи между уже имеющимся и новым опытом, полученным в процессе обучения, ребёнок приобретает знания. Конструктор помогает детям изучать основы информационных технологий, устанавливая взаимосвязи между идеями и подходами, которые применяются при выполнении заданий, представленными в видеофильмах и фотографиях, иллюстрирующих реально применяемые технологии. Конструирование Обучение в процессе практической деятельности предполагает создание моделей и практическую реализацию идей. Занятия с образовательными конструкторами ЛЕГО знакомят детей с тремя видами конструирования: Свободное, не ограниченное жесткими рамками исследование, в ходе которого дети создают различные модификации простейших моделей, что позволяет им прийти к пониманию определённой совокупности идей Исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят модель, используемую для получения и обработки данных. Свободное, не ограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого воспитанники делают модели по собственным проектам. Рефлексия Возможность обдумать то, что они построили, запрограммировали, помогает воспитанникам более глубоко понять идеи, с которыми они сталкиваются в процессе своей деятельности на предыдущих этапах. Размышляя, дети устанавливают связи между полученной ими новой информацией и уже знакомыми им идеями, а также предыдущим опытом. Развитие Творческие задачи, представляющие собой адекватный вызов способностям ребёнка, наилучшим образом способствуют его дальнейшему обучению и развитию. Радость свершения, атмосфера успеха, ощущение хорошо выполненного дела – всё это вызывает желание продолжать и совершенствовать свою работу. На этом этапе им предлагаются дополнительные творческие задания по конструированию или программированию. Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора LEGO позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу. Собирая простые механизмы, ребята работают руками (что помогает развитию мелкой моторики), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов. Возраст детей Программа рассчитана на детей 5-8 лет, на два года обучения. Прогнозируемые результаты В результате первого года обучения воспитанники должны знать: Закономерности конструктивного строения изображаемых предметов; Различные приёмы работы с конструктором Lego; Виды конструкций однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей; Технологическую последовательность изготовления несложных конструкций. Уметь: Работать в группе; Решать задачи практического содержания; Моделировать и исследовать процессы; Контролировать качества результатов собственной практической деятельности; Самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей; Реализовывать творческий замысел. В результате второго года обучения воспитанники должны знать: правила безопасной работы; основные компоненты конструктора LEGO We Do; конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов, роботов; компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования LEGO We Do; виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; Механизм оценивания образовательных результатов - наблюдение за работающими детьми; - обсуждение результатов с обучающимися; Текущий контроль знаний и умений ребят проводится по окончании изучения базовой темы, итоговый – в конце каждого полугодия. Форма организации итогового занятия – демонстрация изготовленных моделей, позволяет объективно определить уровень подготовки каждого ребенка. Критерии оценки результативности определяются на основании содержания образовательной программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами. Оценивание результатов тестирования условно производится по пятибалльной системе: Отличное освоение – 5: успешное освоение воспитанником более 70 процентов содержания образовательной программы; Хорошее – 4: успешное освоение воспитанником от 60 до 70% содержания образовательной программы Удовлетворительное – 3: успешное освоение воспитанником от 50 до 60% содержания образовательной программы Слабое – 2: освоение воспитанником менее 50 % содержания образовательной программы. Полное отсутствие – 1 Формы подведения итогов • организация выставки лучших работ, • представление собственных моделей, • работа над проектами Организационно-педагогические условия реализации программы Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий. В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образования Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Устав учреждения, правила внутреннего распорядка обучающихся, локальные акты учреждения. Для организации занятий необходимо оборудование: Наборы LEGO We Do 9580, ресурсные наборы; Тематические конструкторы LEGO Education, LEGO City; Конструкторы LEGO Education; Персональные компьютеры, программное обеспечение 2000095 LEGO Education We Do; Комплект заданий для учащихся; Учебно-наглядные пособия: схемы, образцы и модели; иллюстрации, картинки с изображениями предметов и объектов; мультимедиа объекты по темам курса; фотографии. Режим занятий Занятия по образовательной программе проводятся в течение учебного года. Начало учебного года: 1 октября ежегодно; Окончание учебного года – 31 мая ежегодно; Программа рассчитана на два года обучения. Курс обучения включает: 64 часа в первый и второй года обучения. Режим работы – по 30 минут с каждой подгруппой два раза в неделю. Режим занятий: Два занятия в неделю. Продолжительность занятия – по 25 минут с каждой подгруппой детей старших групп с 10-минутным перерывом между подгруппами и по 30 минут – с каждой подгруппой с детьми подготовительных групп с 10минутным перерывом между подгруппами. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-й год обучения № Наименование разделов и тем Раздел 1 «Введение в конструкторскую деятельность» Путешествие по Лего 1.2 стране. Исследователи Кирпичиков, цвета и формы. 1.3 Знакомство с ЛЕГО продолжается 1.4 Скреплялки. 1.5 1.6 Волшебные кирпичики Строим стены. Исследуем устойчивость Раздел 2 «Животный и растительный мир» Домашние животные Дикие животные 2.3 Подводный мир 2.4 Цветы Раздел 3 «Человек» 3.1 Модель человека 3.2 Человек и его профессии 3.3 Лего-спорт Раздел 4 «Архитектура и мосты» История архитектуры. Историческая часть города. Крепости. Арки. Ворота. Крыши и навесы. Типы крыш Строительство модели загородного дома с приусадебным участком. 2.1 2.2 Общее количество учебных часов В том числе: Самоподгото вка 14 теоретиче ские 5 практичес кие 9 - 2 1 1 - 3 1 2 - 3 1 2 - 3 1 2 - 3 1 2 12 4 8 3 3 1 1 2 2 - 3 3 9 3 3 3 15 4 1 1 3 1 1 1 5 1 2 2 6 2 2 2 10 2 - 4 4 1 1 2 2 - - - Конструирование современного городского многоэтажного дома. Конструирование мостов Раздел 5 «Техника и транспорт» Городской транспорт 4 1 2 4 12 3 3 1 4 1 1 2 8 2 2 Специальный транспорт и техника Воздушный транспорт Водный транспорт Раздел 6 «Итоговое занятие». Итоговой занятие 3 3 2 2 1 1 - 2 2 2 2 Итого часов: 64 21 43 - СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ № п/п Тема Основное содержание Раздел 1 «Введение в конструкторскую деятельность» Вводное занятие Вводное занятие. Правила техники безопасности работы на уроках Легоконструирования. Знакомство с ЛЕГО. 1.1 Путешествие по Лего стране. Исследователи Кирпичиков, цвета и формы. Основные формы работы Средства обучения и воспитания беседа Презентация Исследователи формочек Различные формы деталей Словарь Лего беседа практическая работа Презентация, конструктор Lego Спонтанная индивидуальная ЛЕГО-игра. Диагностика. беседа Презентация, конструктор Lego. Карточки 1.2 Знакомство с ЛЕГО продолжается 1.3 Ожидаемые результаты Познакомить детей правилами техники безопасности при работе с конструктором, знакомство с программой Познакомить детей с конструктором ЛЕГО, с формой ЛЕГОдеталей, которые похожи на кирпичики, и вариантами их скреплений. Начать составлять ЛЕГОсловарь. Дать возможность детям попробовать поработать с конструктором, построить модель по собственному замыслу. Во время диагностики определить уровень умений Формы контроля опрос текущий контроль – результат практикума Скреплялки. 1.4 1.5 Знакомство с типами крепежей легокирпичей. Столбовая кладка. Волшебные кирпичики Учимся строить стены. Перекрытие Строим стены. кирпичей. Исследуем устойчивость Типы наиболее прочных крепежей. Баланс. Подпорки. 1.6 Раздел 2 «Животный и растительный мир» Домашние Повторение животных, которые 2.1 животные относятся кгруппе животных. Создание лего-фермы 2.2 . Дикие животные Построка животных пустынь, степей, лесов. практическая работа Презентация, конструктор Lego. Образцы практическая работа Презентация, конструктор Lego практическая работа Презентация, конструктор Lego Познакомить с одним из видов крепления кирпичей – столбовая кладка с помощью кирпичей 2Х2 и 2Х1 Научить детей строить стену методом перекрытия. Практическая Презентация, Познакомить с работа, конструктор постройкой плоскостн беседа -набор и объемных моделей легопообразцу и пластин собственному замыслу и кирпичей Практическа Презентация, Познакомить с конструктор – постройкой я работа набор легоплоскостных и пластин и объемных моделей по кирпичей. образцу и Карточки со собственному схемами замыслу. Закрепление знаний о видах животных. текущий контроль – результат практикума текущий контроль – результат практикума текущий контроль – результат практикума текущий контроль – результат практикума текущий контроль – результат практикума 2.3 Подвод ный мир Животные подводного мира. Изготовление аквариума. 2.4 Цветы Подарок маме. Изготовление цветочной композиции на плоскости и объемные цветы. Практическая Презентация, работа конструктор – набор легопластин Познакомить с постройкой плоскостных и объемныхимоделей кирпичей по образцу и собственному замыслу. Закрепление знаний о видах рыб. Презентация, Научить строить Практическая конструктор цветы по схеме, работа набор лего- образцу и пластин и собственному кирпичей замыслу. текущий контроль – результат практикума текущий контроль – по результат практикума. Выставка Раздел 3 «Человек» 3.1 3.2 Фигура человека Знакомство с постройкой фигуры человекас Практическая Презентация, соблюдением пропорций тела, работа конструктор набор легопластин и кирпичей. Карточки со схемами Человек и егопрофессия Знакомство с различными профессиями. Практическая Постройка модели человека с атрибутамиего работа профессии. Научиться строить текущий фигуру человека контроль – женскую, мужскую. результат практикума Изучить виды профессий. Научиться выделять главный предмет, определяющий его профессию и уметь его строить. текущий контроль – результат практикума 3.3 Лего-олимпиада Знакомство с различными видами спорта. Конструирование моделей людей в зависимости от вида спорта Практическая работа Изучить различные виды спорта и способы конструирования легоспортсменов. текущий контроль – результат практикума Практическая Презентация, работа конструктор набор легопластин и кирпичей. Карточки со схемами Практическая Презентация, работа конструктор набор легопластин и Изучить особенности постройки типовых строений средних веков. Закрепить знания о принципах постройки зданий. текущий контроль – результат практикума Изучить различные виды крыш, знатькакими видами кирпичей можно текущий контроль – результат практикума Раздел 4 «Архитектура и мосты» 4.1 История архитектуры. Историческая часть города. Крепости. Арки. Ворота. Знакомство с такими понятиями как архитектура, архитектор, с особенностями архитектурных сооружений давних времен. Конструирование замков. 4.2 Крыши и навесы. Типы крыш Знакомство с различными типами крыш. Способы и материалы для перекрытия крыш кирпичей. перекрыть крыши, кладки Карточки со способы прочных крыш схемами 4.3 Строительство модели Постройка дома с участком с Практическая Презентация, загородного дома с использованием схемы размещенияпостроек работа конструктор приусадебнымучастком. набор легопластин и кирпичей. Карточки со схемами Научиться ориентироваться в схеме, на которой изображен план участка и уметь располагать постройки с учетом этого плана. текущий контроль – результат практикума. Выставка 4.4 Конструирование современного городского многоэтажного дома. 4.5 Конструирование мостов Постройка современных многоэтажных Практическая Презентация, работа домов. Выполнение коллективной работы конструктор «Мой город». набор легопластин и кирпичей. Карточки со схемами Изучение различных типов мостов Практическая Презентация, работа и ихпостройка. конструктор набор легопластин и кирпичей. Карточки со схемами Научиться строить дома по собственному замыслу с учетом всех правил постройки зданий. Строить дома в зависимости от их назначения. текущий контроль – результат практикума. Выставка Научиться отличать различные типы мостов: балочные, арочные, разводные, путепроводы, виадуки, мосты. Научиться их строить с учетом их особенностей текущий контроль – результат практикума. Выставка Практическая Презентация, работа конструктор набор легопластин и кирпичей. Карточки со схемами Изучение видов техники специального Практическая Презентация, работа назначения. Моделирование машиныконструктор помощника по схеме. набор легопластин и кирпичей. Карточки со схемами, образцы Вспомнить правила ПДД, уметь конструировать дорожные знак и. Уметь строить модели транспорта по схемами образцам. Знать виды специальной техник. Уметь строить машины по схемам и образцу текущий контроль – результат практикума, выставка Раздел 5 «Техника, транспорт» 5.1 Городской транспорт 5.2 Специальный транспорт и техника Изучить различные виды городского транспорта, их назначение. Конструирование транспортного средства. Повторение правил дорожного движения. Постройка дорог, светофоров и дорожных знаков. текущий контроль – результат практикума, выставка 5.3 Воздушный транспорт 5.4 Водный транспорт История авиации. Изучение моделей самолетов, вертолетов, космической техники. Практическая Презентация, работа конструктор набор легопластин и кирпичей. Карточки со схемами Практическая Презентация, История водного транспорта. Их виды. Постройка различных видов водного работа конструктор транспорта. Постройка объемных набор легоиплоскостных работ. пластин и Знать текущий истор контроль – июавиации. результат Умет практикума, ь строить воздушную выставка технику по схемам и образцу. Знать виды водного текущий транспорта и их контроль – отличия. результат Умет практикума, ь строить моде ли по кирпичей. образцу, схемам и выставка Карточки со собственному схемами, замыслу. образцы Раздел 6 «Итоговое занятие». Итоговой занятие Подведение итогов деятельности учащихся за второй год обучения. Рекомендации по работе в летний период. Выставка, викторина Презентация Положительная динамика результативности. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Основные формы занятий Основные формы и приемы работы с детьми: Беседа Ролевая игра Познавательная игра Задание по образцу По технологическим картам (с использованием инструкции) Творческое моделирование (создание модели-рисунка) Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения). Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в зависимости от набора конструктора (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания). Занятие по схеме – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы конструирования по образцу, схеме. Сначала дети будут строить работающие модели рычагов, блоков и зубчатых передач по инструкции, по схеме, по образцу, затем придумывать собственные варианты конструкций. Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе по схеме; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память. Тематическое занятие – детям предлагается работать над моделированием по определенной теме. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка. Занятие-проект – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе направления работы, ограниченного определенной тематикой. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к выполненной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта. Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога. Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей. Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач. Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ и презентаций их отбора и подготовки к отчетным выставкам, фестивалям. Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу. Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема). При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим). Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности. Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – проектов. Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на занятии, так и оценка, отражающая его творческие поиски. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия. Приемы и методы организации занятий: Объяснительно-иллюстративный метод обучения Учащиеся получают знания в ходе беседы, объяснения, дискуссии, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в "готовом" виде. Репродуктивный метод обучения Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях. Метод проблемного изложения в обучении Прежде чем излагать материал, перед учащимися необходимо поставить проблему, сформулировать познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показать способ решения поставленной задачи. Учащиеся становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. Частично-поисковый, или эвристический метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач в ходе подготовки и реализации творческих проектов. Исследовательский метод обучения обучаемые самостоятельно изучают основные характеристики простых механизмов и датчиков, работающих в модели, включая рычаги, зубчатые и ременные передачи, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала педагог объясняет учащимся тему занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: фотографии, презентации, журналы и схемы “Лего”, изделия учащихся других годов обучения. При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические материалы, методические таблицы, схемы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления творческого настроения. После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Все занятия проходят в группах с учетом индивидуальных особенностей обучаемых. Педагог подходит к каждому ребенку, разъясняет непонятное. Учащиеся, выполняя задания учителя, испытывают собранные модели и анализируют предложенные конструкции. Далее они выполняют самостоятельную работу по теме, предложенной учителем. Помощь учителя при данной форме работы сводится к определению основных направлений работы и консультированию учащихся. Самостоятельная работа выполняется учащимися в форме проектной деятельности, может быть индивидуальной, парной и групповой. Выполнение проектов требует от учащихся широкого поиска, структурирования и анализирования дополнительной информации по теме. В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. На первых занятиях особенно важно похвалить каждого из учеников за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения. Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую разминку для кистей рук. В середине занятия физминутка для снятия локального и общего утомления. Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями. Это особенно важно в группах 1-го года обучения, где обучаются младшие по возрасту дети. Специфической особенностью преподавания курса является то, что лекции и беседы носят обзорный, базовый характер, а более глубокое изучение материала проводится в часы самостоятельной работы обучаемых. Для закрепления изученного материала дается задание на сборку конструкции, включающей в себя рассмотренный материал. Учебно-методические средства обучения 1. Учебно-наглядные пособия: схемы, образцы и модели; иллюстрации, картинки с изображениями предметов и объектов; мультимедиаобъекты по темам курса; фотографии. 2. Оборудование: тематические наборы конструктора Лего; компьютер; 3. Электронно-программное обеспечение: специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы); Оценочные материалы: Критерии оценки результативности определяются на основании содержания образовательной программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами. Оценивание результатов тестирования условно производится по пятибалльной системе: Отличное освоение – 5: успешное освоение воспитанником более 70 процентов содержания образовательной программы; Хорошее – 4: успешное освоение воспитанником от 60 до 70% содержания образовательной программы Удовлетворительное – 3: успешное освоение воспитанником от 50 до 60% содержания образовательной программы Слабое – 2: освоение воспитанником менее 50 % содержания образовательной программы. Полное отсутствие – 1 Показатели (оцениваемые параметры). Критерии. Степень выраженности оцениваемого качества. Возмож ное число баллов. Методы диагностики. 1. Теоретическая подготовка ребенка. 1.1. Теоретически е знания по основным разделам учебнотематического плана программы. Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям Минимальный уровень-ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой. Средний уровеньобъем усвоенных знаний составляет более ½. Максимальный уровень-освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период. 1.2. Владение Осмысленное Минимальный Наблюдение, специальной терминологие й. и правильное использовани е специальной терминологие й. уровень-ребенок, как правило. избегает употреблять специальные термины. Средний уровеньсочетает специальную терминологию с бытовой. Максимальный уровень – спец.термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. собеседовани е. 2. Практическая подготовка ребенка. 2.1. Практические умения и навыки. предусмотрен ные программой. Соответствие практических умений и навыков программным требованиям Минимальный уровень-ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков. Средний уровеньобъем усвоенных умений и навыков составляет более ½. Максимальный уровень – овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период. Защита проекта. 2.2. Владение специальным Лего и Спектра оборудование м Отсутствие затруднений в использовани и специального оборудования и оснащения. Минимальный уровень-ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием. Контрольное задание. Средний уровень – работает с оборудованием с помощью педагога. Максимальный уровень – работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых затруднений. 2.3. Творческие навыки. Креативность в выполнений практических заданий. Начальный(элемен тарный уровень) развития креативности – ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога. Репродуктивный уровень – в основном выполняет задания по схеме, образцу. Творческий уровень – выполняет практические задания с элементами творчества. Контрольное задание. 3. Общеучебные умения и навыки 3.1. Учебноинтеллектуаль ные умения. 3.1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу. 3.1.2. Умение пользоваться компьютерны ми источниками информации. 3.1.3. Умение осуществлять учебноисследователь скую работу. 3.2. Учебнокоммуникатив ные умения. 3.2.1. Умение слушать и слышать педагога. 3.2.2. Умение выступа перед аудиторией. 3.2.3. Умение участвовать в дискуссии. Самостоятель ность в подборе и анализе литературы. Самостоятель ность в использовани и компьютерны ми источниками информации. Самостоятель ность в учебноисследователь ской работе. Адекватнось восприятия информации, идущей от педагога. Свобода владения и подачи обучающимся подготовленн ой информации. Самостоятель ность построения дискуссионно го выступления, логика в Минимальный уровень умений– ребенок испытывает серьёзные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога. Средний уровень – работает с литературой с помощью педагога и родителей. Максимальный уровень – работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей. -#-(аналогично 3.1.1.) Анализ проектной или исследователь ской работы. Наблюдение. Наблюдение. построении доказательств. 3.3. Учебно- организацион ные умения и навыки. 3.3.1. Умение организовать свое рабочее место. 3.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности безопасности. 3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу. Способность самостоятельн о готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой Минимальный уровень-ребенок овладел менее чем ½ объёма навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой. Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям. Средний уровень – объем усвоенных навыков составляет более ½ Аккуратность и соответствие в работе. Наблюдение. Максимальный уровень – освоил практически весь объем навыков , предусмотренных программой за конкретны период. Удовлетворительно -хорошо-отлично. 4. Организационно-волевые качества. 1. Терпение. 2. Воля. Способность переносить (выдерживать ) известные нагрузки в течение определенног о времени, преодолевать трудности. Терпения хватает менее чем на ½ занятия. Способность активно побуждать Волевые усилия ребенка побуждаются Более чем на ½ занятия. На всё занятие. Наблюдение. себя к практическим действиям. извне. Иногда самим ребенком. Всегда-самим ребенком. 3. Самоконтроль . Умение контролирова ть свои поступки, (приводить к должному свои действия). Ребенок постоянно действует под воздействием контроля извне. Периодически контролирует себя сам. Постоянно контролирует себя сам. 5. Ориентационные качества 1. Самооценка. 2. Интерес к занятиям в детском объединении. Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям. Завышенная. Осознанное участие ребенка в освоении ОП. Продиктован ребенку извне. Тестирование Заниженная. Нормальная. Наблюдение. Периодически поддерживается самим ребенком. Постоянно поддерживается ребенком самостоятельно. Поведенческие качества 1. Способность Периодически Тестирование Конфликтност ь занять определенную позицию в конфликтной ситуации. провоцирует конфликты . Сам в конфликтах не участвует, старается их избегать. Пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты 2. Тип сотрудничеств а. Умение воспринимать общие деля как свои собственные. Избегает участия в общих делах. Участвует при побуждении извне. Инициативен в общих делах. Наблюдение. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2-й год обучения № Наименование разделов и тем Раздел 1 «Вводное занятие» Раздел 2 «Знакомство с конструктором We Do. Элементы набора. Первые шаги» Знакомство с конструктором 2.1. ЛЕГО-WEDO Мотор и ось 2.2. Общее количество учебных часов В том числе: Самоподгот овка 1 32 теоретиче ские 1 11 практичес кие 21 - 2 1 1 - 3 1 2 - 2.3 Зубчатые колёса 3 1 2 - 2.4 Понижающая зубчатая передача 3 1 2 - Повышающая зубчатая передача Управление датчиками и моторами при помощи программного обеспечения WeDo. Ременная передача 3 1 2 3 1 2 3 1 2 Снижение и увеличение скорости Коронное зубчатое колесо 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 6 3 3 2 1 1 - 2 1 1 - 2 1 1 - 24 6 18 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 Червячная зубчатая передача Кулачок и 2.11 рычаг Раздел 3 «Основы программирования» 3.1 Блок « Цикл» 3.2 Блоки «Прибавить к Экрану» и « Вычесть из Экрана», 3.3 Блок «Начать при получении письма» Раздел 4 «Конструирование заданных моделей» 2.10 Тема 1. Работа с комплектами заданий «Забавные механизмы» 4.1 4.2 4.3 Танцующие птицы Умная вертушка Обезьянка-барабанщица 4 4 1 1 3 3 - 4 1 3 - Тема 2. Работа с комплектами заданий «Звери» 4.4 Голодный 4 аллигатор 4.5 Рычащий лев 4 4.6 Порхающая птица 4 1 Раздел 5 «Итоговое занятие». 5.1 Итоговой занятие 1 Итого часов: 64 1 3 1 1 3 3 1 - - 1 - 35 109 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ № п/п Тема Вводное занятие Основное содержание Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с программой курса Основные формы работы беседа Средства обучения и воспитания Презентация 1.1 Идея создания роботов. История робототехники. Применение роботов в современном мире: беседа от детских игрушек, до серьезных научных исследовательских разработок. Демонстрация передовых технологических 1.2 разработок, представляемых в Токио на Международной выставке роботов. История робототехники.от глубокой древности до наших дней Раздел 2 «Знакомство с конструктором We Do. Элементы набора. Первые шаги» Знакомство с конструктороЗмнакомство с основными составляющими беседа ЛЕГО-WEDO частями среды конструктора. Выработка навыпкра ктическая различения деталей в коробке, умения работа слушать инструкцию педагога. 2.1. Мотор и ось 2.2. Знакомство с мотором. Построение модели, показанной на картинке. Выработка навыка поворота изображений и подсоединения Презентация Презентация, компьютер, конструктор Ожидаемые результаты Формы контроля Познакомить детей с опрос правилами безопасного пользования компьютерами, конструктором Познакомить детей с опрос понятием робот, какие виды роботов бывают, их значение в мире людей. Закрепить интерес к занятиям робототехникой Познакомить детей с конструктором ЛЕГО, с формой ЛЕГО-деталей, которые похожи на кирпичики, и вариантами их скреплений. Начать составлять ЛЕГОсловарь. 3 Интерактивн Сформировать текущий о контроль – ая доска, представления работы результат компьютеры принципе мотора к ЛЕГО-коммутатору. Зубчатые колёса Знакомство с зубчатыми колёсами. Построение модели, показанной на картинке. Выработка навыка запуска и остановки выполнения программы. беседа практическая работа Понижающая зубчатая передача Повышающая зубчатая передача Знакомство с понижающей и повышающей зубчатыми передачами. Построение модели, показанной на картинке. Выработка навыка запуска и остановки выполнения. Понятие ведомого колеса. практическая работа Управление датчиками и моторами при помощи программного обеспечения WeDo. Структура и ход программы. Датчики и их параметры: • Датчик расстояния; • Датчик наклона. практическая работа 2.3 2.4 с програмным обеспечение м, конструктор Lego WeDo 2.5 2.6 Ременная передача 2.7 Знакомство с перекрёстной и ременной практическая передачей Построение модели, показанной работа на картинке. Сравнение данных видов передачи. мотора. Познакомить детей с панелью инструментов, функциональными командами; составление программ в режиме Конструиро ния. Сформированное представление о зубчатых передачах, где встречаются в реальной жизни Интерактивн Закрепить знания о ая доска, различных видах компьютеры зубчатых передач. с Знать понятия програмным ведущего и ведомого обеспечение колес. м, конструктор Lego Wedo Интерактивн ая доска, компьютеры с програмным обеспечение м, конструктор Lego Wedo Сформировать представление о работе датчиков наклона и расстояния на примере сборки моделей «Лягушки» практикума текущий контроль – результат практикума Опрос текущий контроль – результат практикума Познакомить детей с Опрос такой деталью как шкив, ремень. Где применяется ременная передача. Находить 2.8 Снижение и увеличение Знакомство со способами снижения и скорости увеличения скорости. Построение модели, показанной на картинке. практическая работа Коронное зубчатое колесоЗнакомство с коронными зубчатыми колёсами. Построение модели, показанной на картинке. Выработка навыка запуска и остановки выполнения программы. 2.9 Знакомство с червячной зубчатой передачей Построение модели, показанной на картинке. Сравнение вращения зубчатых колёс в данном занятии с тем, как они вращались в предыдущих занятиях: «Зубчатые колёса», 2.10 «Промежуточное зубчатое колесо», «Повышающая зубчатая передача», «Понижающая зубчатая передача» и «Коронное зубчатое колесо». данных видов передачи. Кулачок и Кулачок. Рычаг как простейший механизм, рычаг состоящий из перекладины, вращающейся вокруг опоры. 2.11 Понятие «плечо груза» и «плечо силы». Построение модели, показанной на картинке Раздел 3 «Основы программирования» Червячная зубчатая передача практическая работа, беседа практическая работа, беседа отличия от зубчатых передач. Сформировать представление о способах повышения и понижения скорости передач Уметь сравнивать вращения зубчатых колёса в данном занятии с тем, как они вращались в предыдущих занятиях: «Повышающая зубчатая передача» и «Понижающая зубчатая передача». Уметь отличать все виды передач Сформировать понятия о колебательных движениях, знать строение рычага и правильное соотношение «плеч» текущий контроль – результат практикума текущий контроль – результат практикума текущий контроль – результат практикума текущий контроль – результат практикума 3.1 Блок « Цикл» Знакомство с понятием «Цикл» . беседа, Изображение команд в программе и на схеме.просмотр Сравнение работы Блока Цикл со Входом ибез него Познакомить с вкладкой «Палитра», понятием алгоритм, блоками-командами текущий контроль – результат практикума 3.2 Блоки «Прибавить к Экрану» и « Вычесть из Экрана», Знакомство с данными блоками. Построение модели, показанной на картинке. Выработка навыка запуска и остановки выполнения программы. Интерактивна я доска, компьютеры с програмным обеспечением, конструктор Lego Wedo Практическая Интерактивна работа я доска, компьютеры с програмным обеспечением, конструктор Практическая Lego Wedo работа Сформированное представление о вкладке «Экран», дать понятия «секундомер», «время», «счетчик» Создать механизмы и программы к ним, которые будут запускаться последовательно при использовании блока «Получение письма» текущий контроль – результат практикума Практическая Интерактивна работа я доска, компьютеры с програмным обеспечением, Практическая конструктор Lego Wedo работа Изучить процесс передачи движения в моделиЗакрепить знания о ременных передачах. Изучить процесс передачи движения в зубчатой передаче, установить взаимосвязь между текущий контроль – результат практикума . Знакомство с блоком «Начать при получении письма» . Назначение данного блока. Использование блока «Начать при получении письма» в качестве «пульта дистанционного управления» для запуска другой программы, или для одновременного запуска нескольких различных программ. Раздел 4 «Конструирование заданных моделей» Тема 1. Работа с комплектами заданий «Забавные механизмы» 4.1 Танцующие птицы Сборка и программирование действующей модели. Демонстрация модели. Составление собственной программы, демонстрация модели. Использование модели для выполнения задач, по сути являющихся упражнениями из курсов 4.2 Умная естественных наук, технологии, вертушка математики, развития речи. Закрепление навыка соединения деталей, обучение учащихся расположению деталей в рядах в 3.3 Блок «Начать при получении письма» текущий контроль – результат практикума текущий контроль – результат практикума 4.3 Обезьянкабарабанщица порядке убывания, развитие ассоциативного мышления, развитие умения делать прочную, устойчивую постройку, умения работы в группе, умения слушать инструкцию педагога. Практическая работа Тема 2. Работа с комплектами заданий «Звери» 4.4 Голодный Сборка и программирование действующей аллигатор модели. Демонстрация модели. Составление собственной программы, демонстрация модели. Использование модели для выполнения задач, по сути являющихся упражнениями из курсов естественных наук, технологии, математики, развития речи. Закрепление навыка соединения деталей, обучение 4.5 Рычащий лев учащихся расположению деталей в рядах в порядке убывания, развитие ассоциативного мышления, развитие умения делать прочную, устойчивую постройку, умения работы в группе, умения слушать инструкцию педагога. 4.6 Порхающая птица Практическая Интерактивна работа я доска, компьютеры с програмным обеспечением, конструктор Lego Wedo параметрами зубчатого колеса и продолжительностью вращения волчка. Изучить рычажный механизм и влияние конфигурации кулачкового механизма на ритм барабанной дроби. текущий контроль – результат практикума Изучить систему шкивов и ремней и механизма замедления, работающего в модели. Изучение жизни животных текущий контроль – результат практикума Ознакомиться с работой коронного зубчатого колеса в данной модели. Изучить понятие «прайд», потребности данного вида животных. Практическая Интерактивна Изучить рычажный я доска, механизм, работа компьютеры с работающий в данной програмным модели, понять, каким обеспечением, образом изменяется конструктор угол наклона головы и Lego Wedo хвоста птицы, когда она поворачивается. текущий контроль – результат практикума Практическая Интерактивна работа я доска, компьютеры с програмным обеспечением, конструктор Lego Wedo текущий контроль – результат практикума Раздел 5 «Итоговое занятие». Итоговой занятие Подведение итогов деятельности учащихся за второй год обучения. Рекомендации по работе в летний период. Выставка, викторина Презентация Положительная динамика результативности. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Основные формы занятий Основной формой обучения является практическая работа, которая выполняется малыми группами (2-3 человека). Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей обучающихся, специфики содержания образовательной программы и возраста воспитанников: рассказ, беседа, дискуссия, учебная познавательная игра, мозговой штурм, и др. Практическая работа. Выполняя мини-проекты, учащиеся знакомятся с основами электроники и программирования; Проекты. На основании полученных знаний учащиеся решают задачи по разработке более сложных робототехнических систем. Возможно выполнение как индивидуальных, так и групповых (команда 2-3 человека) проектов. Приемы и методы организации занятий: Объяснительно-иллюстративный метод обучения Учащиеся получают знания в ходе беседы, объяснения, дискуссии, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в "готовом" виде. Репродуктивный метод обучения Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях. Метод проблемного изложения в обучении Прежде чем излагать материал, перед учащимися необходимо поставить проблему, сформулировать познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показать способ решения поставленной задачи. Учащиеся становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. Частично-поисковый, или эвристический метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач в ходе подготовки и реализации творческих проектов. Исследовательский метод обучения обучаемые самостоятельно изучают основные характеристики простых механизмов и датчиков, работающих в модели, включая рычаги, зубчатые и ременные передачи, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Для организации занятий необходимо следующий набор оборудования (из расчета одного набора на группу в два человека). Компьютерный класс. Наборы конструкторов: конструктор ПервоРобот LEGO® WeDo™ (LEGO Education WeDo модели 2009580) - 6 шт.; ресурсный набор LEGO Education WeDo – 6 шт. Программное обеспечение LEGO Education WeDo v.1.2, комплект занятий, книга для учителя Фотоаппарат, Видеокамера, Интерактивная доска. Для организации и проведения занятий необходим дидактический материал: Технологические карты с описанием хода выполнения мини-проектов; Тесты для контроля освоения программы; Оценочные материалы: Тестовые задания и таблицы предложенные в книге для учителей, выполняемые после прохождения определенной темы. Разминка-кроссворд. а) (мотор); б) (балка); в) шина; г) (кирпич); д) назовите родину конструктора Lego (Дания); е) (пластина). Тест по курсу «Конструирование с Lego WeDo в начальной школе» для учеников I. Сколько деталей в наборе Education 9580 WeDo? a) 126 b) 158 c) 172 II. Укажите максимальное расстояние, на котором работает Датчик движения a) 5 см b) 10 см c) 15 см III. Соотнесите левые и правые части: a) Сообщает о направлении наклона; различает шесть положений: «Носом вверх», «Носом вниз», «На левый бок», «На правый бок», «Нет наклона» и «Любой наклон». b) Через коммутатор осуществляется управление датчиками и моторами при помощи программного обеспечения WeDo™. c) Можно запрограммировать его мощность и направление вращения (по часовой стрелке или против) IV. Питание на мотор подаётся через USB порт компьютера? a) да b) нет Ответы на Тест 1 I. Ответ: 158 II. Ответ: 15 см. III. Установите соответствие между понятиями левого и правого столбцов: 1b, 2c, 3a IV. Ответ: да Методика отслеживания ожидаемых результатов 1. Теоретические знания 1.1. Знания в области техники безопасности Максимальная выраженность 0 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Минимальная выраженность Ребёнок хорошо знает возможности инструментов Ребёнок не представляет потенциальной опасности используемых инструментов Ребёнок уверенно формулирует правила Т.Б. и Ребёнок не может самостоятельно личной гигиены при работе в объединении. сформулировать правила техники безопасности в объединении 1.2. Простые махенизмы Ребёнок знает виды простых механизмов, их Ребёнок затрудняется назвать виды функции и их применение деталей, которые составляют простые механизмы, их функцию, применение Ребёнок может самостоятельно использовать Ребёнок не может самостоятельно простые механизмы и средства для сбора данных использовать простые механизмы и и расширения своих возможностей изучения средства для сбора данных и окружающего мира расширения своих возможностей изучения окружающего мира. 1.3. Программирование Ребёнок может самостоятельно работать в Ребёнку трудно самостоятельно программе Lego Wedo работать в программе Lego Wedo Ребёнок может самостоятельно продумать алгоритм действия модели и ее запрограммировать. Ребёнок знает все команды, их графическое обозначение, их функции Ребёнок не может самостоятельно продумать алгоритм действия модели и ее запрограммировать. Ребёнок не знает команды, их графическое обозначение, или функции 1.3.Работа с комплектами заданий Ребёнок может самостоятельно собрать модели, представленные в программе Ребёнок может самостоятельно запрограммировать модель, придумать новую программу по своему замыслу Ребёнок может модернизировать модель, данную в программе. Ребёнок собрать не может самостоятельно модели, представленные в программе Ребёнок не может самостоятельно запрограммировать модель, придумать новую программу по своему замыслу, часто пользуется помощью педагога. Ребёнок не может модернизировать модель, данную в программе. 3. Личностные качества ребёнка 3.1. Коммуникативность Ребёнок при затруднениях общается за помощью к другим детям. При затруднениях остаётся с ними наедине или не обращается за помощью Выражает готовность деятельности Предпочитает работать индивидуально 3.2. Толерантность к коллективной Разрешает конфликты конструктивным путём Легко втягивается ситуации в конфликтные Способен к сопереживанию Не умеет слушать и слышать Демонстрирует уступчивый, доброжелательный стиль поведения Демонстрирует поведения агрессивный стиль 3.3. Трудолюбие Работу выполняет тщательно Работу выполняет неаккуратно Стремится самостоятельно исправлять ошибки, достигать результатов Ошибки исправляет вмешательства педагога небрежно, после Список литературы для педагога (первый год обучения): 1. Безбородова Т. В. Первые шаги в геометрии. - М.: Просвещение, 2009. 2. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованиемконструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. 2009. - № 2. - С. 48-50. 3. Венгер, Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб. пособие / П.А. Венгер. - М.: Академия, 2009. -230 с. 4. Волкова С.И. Конструирование. – М.: Просвещение, 1989. 5. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.:Гардарики, 2008. – 118 с. 6. Емельянова, И.Е., Максаева Ю.А. Развитие одарённости детей дошкольноговозраста средствами легоконструирования и компьютерно_игровых комплексов. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. – 131 с. 7. Злаказов А.С., Горшков Г.А., Шевалдин С.Г. Уроки Легоконструирования вшколе. – М.: Бином, 2011. – 120 с. 8. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. 9. Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с. 10. Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С.52-54. 11. Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала всредней группе детского сада. – М.: Феникс, 2009. – 79 с. 12. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду:программа и конспекты занятий. – М.: Сфера, 2009. – 63 с. 13. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: Эксмо,2010. – 114 с. 14. ЛЕГО-лаборатория (Control Lab): Справочное пособие. - М.: ИНТ, 1998. –150с. 15. Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с. 16. Лурия А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника// Вопросыпсихологии, 1995. – С. 27-32. 17. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,2003.– 104 с. 18. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебнометодическоепособие. - М.: Академия, 2008. - 80 с. 19. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детскомсаду. – М.: Академия, 2009. – 97 с. 20. Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-115. 21. Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO Control Lab). Учебнометодическоепособие. – СПб, 2001, - 59 с. 22. Селезнёва Г.А. Сборник материалов центр развивающих игр Леготека в ГОУцентр образования № 1317 – М., 2007г .- 58с. 23. Селезнёва Г.А. Сборник материалов «Игры» для руководителей Центровразвивающих игр (Леготека) – М., 2007.- 44с. 24. Фешина Е.В. Лего конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. -М.: Сфера, 2011. – 243 с. Список литературы для детей 1. Автоматизированное устройство. ПервоРобот. Книга для учителя. К книге прилагается компакт – диск с видеофильмами, открывающими занятия по теме. LEGO WeDo, - 177 с., илл. 2. Аревшатян А. Lego. Книга идей.- М.: Эксмо, 2013 3. Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие.- Пересказ с англ.-М.: Инт,1998. Интернет-ресурсы: http://www.int-edu.ru/ http://www.lego.com/ru-ru/ http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school Список литературы для педагога (второй год обучения): 1. Автоматизированное устройство. ПервоРобот. Книга для учителя. К книге 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. прилагается компакт – диск с видеофильмами, открывающими занятия по теме. LEGO WeDo, - 177 с., илл. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли – Москва: Просвещение, 2011. – 159 С. Игнатьев, П.А. Программа курса «Первые шаги в робототехнику» [Электронный ресурс]: персональный сайт – www.ignatiev.hdd1.ru/informatika/lego.htm – Загл. с экрана Книга учителя LEGO Education WeDo (электронное пособие) Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношенийи объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001. Комплект методических материалов «Перворобот». Институт новых технологий. Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие.- Пересказ с англ.-М.: Инт, 1998. Примерные программы по внеурочной деятельности для начальной школы (Из опыта работы по апробации ФГОС)/ авт.-сост.: Н.Б. Погребова, О.Н.Хижнякова, Н.М. Малыгина, – Ставрополь: СКИПКРО, 2010 9. Простые механизмы. Книга учителя LEGO Education WeDo (электронное пособие) 10. Технология и физика. Книга учителя LEGO Education WeDo (электронное пособие) 11. Чехлова А. В., Якушкин П. А.«Конструкторы LEGO DAKTA в курсе информационных технологий. Введение в робототехнику». - М.: ИНТ, 2001 г. 12. Интернет ресурсы Список литературы для детей 6-8 лет 25. Автоматизированное устройство. ПервоРобот. Книга для учителя. К книге прилагается компакт – диск с видеофильмами, открывающими занятия по теме. LEGO WeDo, - 177 с., илл. 26. Аревшатян А. Lego. Книга идей.- М.: Эксмо, 2013 27. Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие.- Пересказ с англ.-М.: Инт, 1998. Интернет-ресурсы: 1. Живой журнал LiveJournal - справочно-навигационный сервис. 2. Статья ««Школа» Лего-роботов» / / Автор: Александр Попов. 3. [Электронный ресурс] — Режим доступа: свободный. 4. http://russos.livejournal.com/817254.html,— Загл. с экрана 5. Каталог сайтов по робототехнике - полезный, качественный и наиболее полный сборник информации о робототехнике. [Электронный ресурс] — Режим доступа: , свободный http://robotics.ru/.— Загл. с экрана. 6. http://www.lego.com/education/