“Веселая геометрия” Вам когда-нибудь казалось, что математика безнадежна и трудна? Возможно вы ее совсем не понимаете и думаете, что она явно не для вас? На самом деле, все мы - математики. Вы спросите почему? Мы ответим вам. Главное, что нужно запомнить - математика - это принцип. Математика - это не только про цифры, числа, примеры, а еще и умение думать логически, составлять геометрический узор и измерять время. Математика повсюду: в мире животных и растений, в архитектуре и искусстве. В повседневной жизни современного человека. Без математики не было бы всей техники, которая есть сейчас. Математика - это фантазии, догадки и безумные идеи, воплощенные в жизнь маленькими героями своего дела, ведь именно в дошкольном возрасте, ребенку, закладывается математический склад ума, способность логически решать сложные и легкие задачи ежедневно. “Веселая геометрия” - это дополнительная возможность окунуть ребенка в мир фигур, пространства и симметрии. Изучая фигуры, дети воспринимают окружающий мир более точно и понятно. Работая не только на плоскости, но и собирая фигуры в 3D формате, ребенок воочию видит как изменятся объект и приобретает новую форму. Развитое математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания - сделать занятия по формированию элементарных математических представлений максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить ребенку максимально доступный ему объем знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие. Актуальность данной работы обусловлена тем, что в дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Основная цель - развитие элементарных математических представлений посредством изучения геометрических форм, 3D моделирования и творческих способностей воспитанников. Основные задачи: ❖ Обучающие: формирования необходимого уровня математических представлений о натуральном числе и арифметических действиях (числовая грамотность), величине и геометрических фигурах; ❖ Общеразвивающие: ❖ - развитие логического мышления (мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, сериации, классификации) и других психических процессов (памяти, восприятия,, произвольного внимания, творческого воображения и т.д.); ❖ - развитие личностных качеств детей (мотивационной готовности, нравственных качеств, воли, трудолюбия и т. д.) ❖ Увеличение объема внимания и памяти; ❖ Развитие речи, введение в активную речь математических терминов, активное использование знаний и умений, полученных в организованной деятельности (на занятиях). Исходя из возрастных и психологических особенностей детей, материал в данной рабочей программе по математике «Веселая геометрия» подбирался по следующим принципам: ❖ принцип психологической комфортности: создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса; ❖ принцип природосообразности: образовательный процесс строится согласно логике (природе) развития личности ребенка; ❖ принцип индивидуализации: создаются условия для наиболее полного появления индивидуальности, как ребенка, так и педагога; ❖ принцип индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные особенности ребенка и создаются наиболее благоприятные условия для их развития; ❖ принцип гуманистичности: ребенок рассматривается как активный субъект совместно с педагогом деятельности. Специально организованная деятельность (занятие) состоит из нескольких частей, объединенной одной темой. На каждом занятии дети выполняют различные виды деятельности: игровые, с предметами, со счетным материалом и т.д. Широко практикуются игровые технологии: - имитация игры и игры упражнения с предметами, - ролевые сюжеты математического содержания; - игры с правилами без сюжета; - игры - упражнения с ориентировкой на определенные достижения. Программа математического развития детей дошкольного возраста содействует эффективному решению проблемы преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Содержание данной программы обеспечивает целостное развитие личности ребенка дошкольного возраста по основным направлениям. В предлагаемую программу по дополнительному образованию дошкольников включены следующие технологии: 1. Сортировка 2. Соединяющийся кубики 3. Мозаичные блоки 4. Радужные камешки Продолжительность и интенсивность занятий на протяжения всего года увеличивается постепенно. В структуре каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения, продолжительностью 1-3 минуты. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или «пальчиковая гимнастика», упражнения для глаз или упражнения для релаксации (физминутки). В конце каждого занятия подводится итог вместе с детьми, и ставиться задача на следующее занятие (интригуется). Детям необходимо задать вопросы: «Что нового узнали?» «Чему сегодня научились?». Детям систематически прививаются навыки самооценки и взаимооценки деятельности. Результаты освоения программы сообщаются ребенку в форме развернутого оценочного суждения.Все занятия имеют законченный характер. Комплексное использование всех приемов, методов, форм обучения может решить одну из главных задач – осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе. Данная программа дополнительного образования предусматривает развитие познавательных процессов, поэтому важной составляющей программного материала по развитию элементарных математических представлений у дошкольников является специально разработанная совокупность заданий содержательно-логического характера, направленных как на более осмысленное усвоение математического содержания, так и на развитие у детей основных познавательных процессов и интереса к математике. Среди заданий на развитие памяти в дошкольном возрасте предпочтение отдаётся зрительным и слуховым диктантам и упражнениям, в содержании которых используются математические символы, записи, термины, геометрические фигуры и их расположение на листе бумаги. Большое значение в развитии словесно-логической памяти имеют дидактические игры, предполагающие развитие у детей приёмов смысловой группировки представленных слов или словосочетаний. Таким образом, ведущей методической линией является организация разнообразной математической деятельности, в результате которой идёт накопление элементарных математических представлений и активное развитие основных познавательных процессов у детей, приоритетных среди которых являются воображение и мышление. Именно поэтому большое внимание уделяется развитию таких мыслительных операций, как сравнение, анализ и синтез, обобщение, классификация, аналогия. Учитывая, что запас математических знаний у дошкольников ещё не так велик, задания содержательно- логического блока не всегда будут иметь ярко выраженное математическое содержание, что, однако, не снижает их развивающей ценности и значимости для развития познавательных способностей детей. Постепенно с ростом математической базы у ребёнка, такие задания всё более обогащаются разнообразным математическим содержанием и выполняют уже одновременно несколько функций. Большинство заданий даются в игровой занимательной форме, что способствует наиболее успешному развитию познавательных процессов у детей. Основные требования к заданиям содержательно-логического характера: ✓ задания должны иметь яркую целевую направленность на развитие одного или одновременно нескольких познавательных процессов, среди которых отдаётся приоритет математическому мышлению, но присутствуют и такие познавательные процессы как внимание, восприятие, память. ✓ задания должны иметь математическое содержание и нести определённую интеллектуальную нагрузку для детей, расширять их представления или знакомить с простейшими методами познания действительности. ✓ задания должны быть представлены в интересной форме и построены на близком детям материале. Учебный план № Разделы программы количество в месяц в год теория 1 этап 2 этап 3 этап Сортировка 1 4 4 8 Сортировка 2 4 4 8 Сортировка итог 1 1 Соединяющиеся кубики 4 1 4 8 Соединяющиеся кубики 4 2 4 8 Соединяющиеся кубики итог 1 1 Мозаичные блоки 1 4 4 8 Мозаичные блоки 2 4 4 8 1 1 Мозаичные блоки итог 4 этап Радужные камешки 1 4 4 8 Радужные камешки 2 4 4 8 1 1 Радужные итог итого практика камешки 8 занятий в месяц 68 занятий в год Календарный учебный график 1 год обучения Игровые занятия для детей среднего дошкольного возраста длятся не более 25 минут. Данная программа состоит из 68 практических занятий, рассчитана на 34 недели, по 2 занятия в неделю. Месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Итого: Количество недель 3 4 4 4 3* 4 4 4 4 34 недели Количество занятий 4 + 2 мониторинг 8 8 8 6 8 8 8 6 + 2 мониторинг 68 занятий Количество минут (макс) по 25 мин. по 25 мин. по 25 мин. по 25 мин. по 25 мин. по 25 мин. по 25 мин. по 25 мин. по 25 мин. Итого 150 200 200 200 150 200 200 200 200 1700 минут = 28,3 часа * в эти месяцы на праздничные дни государство выделяет дополнительные дни отдыха.